Хотя тема 55-го номера журнала — «Советское диссиденство», обложка журнала посвящена совсем другому явлению — 13-му Дню рождения «Мигдаля», и маленькие квадратики, которые служат ее фоном — фотографии мигдалевского народонаселения.
Полная история советского диссидентства еще не написана, поэтому попытка анализа этого явления не может претендовать на полноту, но его неоднозначность и многоплановость все же высвечивает.
Так же, как и само явление, неоднозначны и люди, представлявшие его, но мы постарались выбрать наиболее яркие фигуры.
Самиздат сыграл ключевую роль в диссидентском движении, в сущности, роль «орудия пролетариата». «Еврейский самиздат» также многоплановое явление, это не только литература на еврейские темы, но и та немалая часть самиздата, которую «делали» евреи — от написания до издания и распространения. Одесса не осталась на периферии — ни диссидентского процесса, ни самиздата.
Одесские истории на этот раз представлены тремя повествованиями — о курьезных совпадениях фамилий одесситов с фамилиями известных исторических персонажей, рассказом об одной из одесских свадеб и историей, начавшейся с любимого когда-то одесского лакомства — семечек.
Отрывок из книги Д. Шехтера «В краю чужом» возвращает нас в атмосферу одесского «отказа».
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Диссидентство — неоднозначное явление, которое следует рассматривать с различных сторон: культурной, политической, социальной, психологической. Советский диссент имеет еще одну заметную особенность — множество еврейских имен.
Отец Ларисы Богораз-Брухман, член партии, участник гражданской войны, был репрессирован в 1936 г., когда дочери было 7 лет. В 1950 г., окончив филфак Харьковского университета, Лариса вышла замуж за Юлия Даниэля и переехала в Москву. Училась в аспирантуре, преподавала, защитила диссертацию, но в 1978 г. была лишена ученой степени. Только в 1990 г. ВАК пересмотрел решение.
Богораз знала о «подпольной» литературной работе своего мужа и А. Синявского. В 1965 г., после их ареста, она, вместе с М. Розановой, активно способствовала перелому общественного мнения в пользу арестованных писателей.
Самиздат — уникальное явление советской общественной жизни и культуры. Распространенное мнение, что самиздат — это политическое явление, с моей точки зрения является заблуждением: собственно «политическая» (включая сионистскую) литература составляла не более 5% всей «бумажной массы». В отличие от бюрократизированных и идеологизированных советских издательств, самиздат работал по бескорыстным, но «рыночным» принципам: печаталось только то, что имело активного потребителя. Каждый экземпляр передавался из рук в руки, и миллионы читателей получали недоступную (из-за цензуры) или малодоступную (из-за дефицита) литературу.
Чем больше я вдумываюсь в термин «еврейский самиздат», тем больше он кажется мне бессмысленным, так же как и «еврейское искусство» или «еврейское кино», или другие подобные дефиниции, которые на самом деле не отражают ни суть этого явления, ни даже формы, потому что очень трудно было, особенно в те годы (60-е — 80-е), провести грань между еврейским и общедемократическим самиздатом. Они очень сильно переплетались: одни и те же авторы очень часто принимали участие как в одном, так и в другом ответвлении самиздата.
Диссидентство... Еще не так давно это слово было чуть ли не бранным. Сейчас многие то и дело «ненавязчиво» упоминают о том, что были диссидентами. Но если спросить такого человека, в чем заключалось его диссидентство, он, в лучшем случае, расскажет о прочитанных книгах, о разговорах на кухнях, в курилках... Если исходить из количества прочитанного и прослушанного, главными диссидентами были работники КГБ.
Сразу оговорюсь. Я ни в коем случае не причисляю себя к диссидентам, хоть со многими из них был знаком, даже помогал.
Когда лучший знаток одесских анекдотов Саша Розенбойм сказал мне, что в дореволюционной Одессе бок о бок сосуществовали Маркс, Плеханов и Троцкий, а равно Гитлер, Геринг, Гесс и Шелленберг, я решил, что он привычно острит. Заглянув в соответствующие справочники, убедился, однако: помимо перечисленных, в хрестоматийном сезоне 1913-1914 годов у нас «здесь стояло» и множество других видных фигурантов как отечественной, так и мировой истории.
Это сейчас свадьбы справляют в ресторанах, кафе, столовых, в крайнем случае, дома. Во времена моего детства все свадьбы происходили во дворе, и, соответственно, участвовали в них все жильцы. Выносили из квартир столы, посуду, скатерти, хозяйки готовили, кто что мог. Причем, свадьбы тогда не делились на русские, еврейские, украинские... Свадьба — и этим все сказано.
Сейчас все жуют жевательную резинку, а тогда, когда я был еще мальчишкой, лузгали семечки.
Кто-то настойчиво звонил в дверь. Шломо проснулся, посмотрел на часы: без четверти шесть.
...В дверь уже колотили. Не включая свет, Шломо заглянул в дверной глазок. Незнакомый мужчина с жиденькими усиками, в роскошной нутриевой шапке, стоял на площадке.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.