БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №63 > Это была газета
В номере №63

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Это была газета
Елена КАРАКИНА

Был двойной праздник у города: Одесса получила свою вечернюю газету и свою Юморину. Какие подводные течения, какие подковерные соображения, какое расположение звезд на груди генерального секретаря способствовало явлению этих двух событий, — неведомо. Во всяком случае, мне. Но факт.

ИзменитьУбрать
(0)

Факт остается фактом: одесская особость, необычность, неординарность была подтверждена тем, что в 1973 году городу позволили маленькие шалости. Тогда шалости не казались маленькими, а представлялись большими свершениями. Оценка факта меняется с течением времени.

Ой, упасть в восторженный обморок! В провинциальном городе разрешили (заметьте, разрешили, позволили) раз в год смехотворное шествие и стали издавать еще одну провинциальную газету! Так это видится сегодня. И не только глазами каких-нибудь ино-
странцев, не хлебнувших радостей социалистического бытия и быта. Объективно. Так можно оценить появление «Вечерки» и Юморины с точки зрения статистики. Статистика — замечательная дисциплина, важная, полезная, чрезвычайно разумная, вся из цифр и железной логики. И все же, вопреки статистике, появление «Вечерки» и Юморины было замечательным праздником. Подумайте, в стране, где ничего не меняется, где только повышается количество удоев и выплавки чугуна «на душу населения», появилось не-
что непохожее. Нестандартное, неординарное. Известно, как жить при Советской власти — «шаг влево, шаг вправо — стреляю». А тут шаг в сторону, да еще какой! Обалденно широкий шаг!

ИзменитьУбрать
(0)

Удивительным праздником свободы в несвободной стране воспринимались появление неординарного юморинного шествия и появление неординарной газеты. Вечерней! В этом был привкус той, дореволюционной Одессы, города, которому, как писал Бабель, «еще не перегородили пути». Алло! Одесса возвращается на круги своя! Мы опять вольный город! Мы свободны!
Конечно, это была лишь иллюзия свободы. В «Вечерке» были разделы — и «Антилопа Гну», и «192 ступени». Развязанные руки (перья) фельетонистов и краеведов. Но с точки зрения той же статистики, когда на самом деле развязаны руки не фельетонистов, но хотя бы краеведов, территорией свободы «Вечернюю Одессу» назвать нельзя.

Ах, писать бы дежурный очерк и петь хвалы! Как все просто, как все укладывается в схемы и штампы! В ту же статистику. Например: «В одесской периодике 1970-х — 1980-х было на 00,1 мм больше свободы, чем в прочей советской». И одесские журналисты себе такое позволяли! Ура «Вечерке»! Растворимся в восторге, как сахар в чае! Какой подбор талантливых журналистов! Имена сотрудников газеты уже говорят сами за себя — Макаров, Лившин, Лошак, Цыкун, Голубовский, Кердман...

Теперь все, кроме Евгения Михайловича Голубовского, — вне Одессы. Все на весь мир подтвердили свой журналистский статус. В России, Штатах, Израиле. А тогда все горожане с нетерпением ждали выхода очередного субботнего номера... И знали, что в «Вечерке», как в том анекдоте: «свои, свои, свои». Не солгут, как газета «Правда», не лишат информации, как «Известия», не обманут, как «Труд» за две копейки.

Но была увесистая ложка дегтя, подмешанная к этой бочке меда. Называлась ложка дегтя «Мифы и реальность». Впрочем, может, и не точно так она называлась. «Мифы и реальность» называлась теле-
передача, выходившая на одесском ТВ, в разрешенном, «дозволенном сверху» ночном кинозале. Название «ночной кинозал» нуждается нынче в пояснениях.

Там, наверху, в Москве, советники кремлевских старцев решили, что в городах, где невозможно избежать «тлетворного влияния Запада», необходимо сделать некоторые послабления. Во избежание! Поэтому, после того, как заканчивалась трансляция центральной программы (вчитайтесь, вслушайтесь в эти слова «центральная программа», поймите их), начинался ночной кинозал. Возникал на голубом экране профессор Каушанский. Вальяжно и со вкусом описывал, как в Израиле плохо евреям, как здесь хорошо. Какая «там» у них гадость, какая «здесь» у нас радость.

ИзменитьУбрать
Гость редакции М. Мишин (слева),
В. Лошак, Е. Голубовский
(0)

Время от времени, не каждый день, даже, помнится, не каждую субботу, появлялись в «подвале» «Вечерки» статьи профессора Каушанского. Капиталистическая «гадость» и социалистическая «радость» дышали в каждом слове. Даже в междометиях. Где взять краски, слова, каким способом выразить те эмоции, которые испытывали евреи Одессы, когда они читали очередной «подвал», искусно приготовленный руками профессора Каушанского? Как в том старинном анекдоте: «И кто это выдержит, и кому это надо?» Наверное, господин профессор хорошо знал, с какой стороны хлеб намазан маслом. Знает и по сей день. По последним сведениям, маэстро и специалист по еврейской теме живет в Германии. Куда он эмигрировал по еврейской программе. Еврейская тема не стала ему поперек горла. «И куда только смотрят Г-сподь Б-г и полиция?»

К счастью, к Юморине обаятельный и лживый профессор Каушанский не имел никакого отношения. Он был всего лишь составной частью той, старой «Вечерки», со всеми ее «за» и «против».

«Против» было сколько угодно. Не только антисионистский «подвал» был минусом, враньем «Вечерки». Как там звучит знаменитый марксистский тезис — «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Впрочем, не менее жестко и не менее точно позиция зафиксирована в одесском фольклоре: «Я ее ужинаю, я ее и танцую». Передовики надоя и бригадиры удоя не сходили с первых полос газеты. На первой полосе не могло появиться ничего другого. Задача газеты — сообщать новости. События. И освещать их. С позиции, продиктованной...

Как раз позиция и угол освещения были слегка отличны от железной корректуры всей остальной прессы. Отличны на гран, на волос. Но именно это отличие создавало одесский праздник.

Им была «Вечерка», им была Юморина.

Зачем так настойчиво объединять эти два, скажем так, мероприятия? Юморина — Юмориной, «Вечерка» — «Вечеркой». Разве что по году рождения совпадают. Совпадают не только по году. Авторы те же. Как у Бабеля — «мы должны держаться нашей бранжи» (бранж — ветка по-французски) или по-современному — с одного куста. Они пришли из мальчиков, позволивших себе критическое отношение к происходящему и немного смеха. «Вечерка» рождала одесский привкус жизни. И та, старая подзабытая уже Юморина делала то же самое. Будировала привкус, а скорее, вкус жизни. Нашей, одесской, с ее умением смеяться и отвечать вопросом на вопрос. С ее густотой и непредсказуемостью, с ее нахальством и любовью, с ее невинностью и всезнайством.

Когда вышел первый выпуск «Вечерней Одессы», появилось ощущение: что-то витает в воздухе. Пахнет чем-то давно позабытым. Ах, это запах свободы! Это запах вольного города, это дверь в будущее! Что-то переменится в этой жизни и переменится к лучшему! Что-то случится!

В общем-то, «Вечерка» оправдала надежды. Не так, как грезилось, но оправдала. Семен Лившин издает в США газету, Виктор Лошак, побыв редактором «Московских новостей» и «Огонька», стал главой медиа-концерна. Белла Кердман публикуется в Израиле, Евгений Голубовский — патриарх и законодатель одесского «журнализма». Аркадию Цыкуну, как лучшему из преподавателей эстетического воспитания, вручал грамоту президент Израиля.

Вечерняя, не главная, но очень одесская газета стала для многих не просто прибежищем, но и стартом. Ее бывшие сотрудники замечательно проявили свои таланты и замечательно устроились вне «Вечерней Одессы» и вне Одессы вообще. С их уходом закончилась и та «Вечерка», которая возникла в 1973-м, вместе с той Юмориной. Можно, конечно спорить, кто потушил свет в аэропорту: то ли первым уехавший в Москву Макаров, то ли убитый в Одессе главный редактор Борис Федорович Деревянко. Спорить можно сколько угодно. Но той «Вечерки», несущей воздух перемен, больше нет. И можно взять лиру и сыграть на ней дифирамб о том, какая была классная газета в доперестроечное время. И можно взять в руки шланг золотаря и выразить таким образом свое негативное отношение к ней. А можно сказать: была газета. Такая, сякая, разная — иная. Мы не вышли из нее, как из гоголевской шинели, мы не выросли с ней, ее авторы — не наши сегодняшние кумиры. Но это была газета.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №63 > Это была газета
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 05:51:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Dr. NONA