БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №63 > Направление любое, подходящее к требованиям времени
В номере №63

Мигдаль Times №63
Направление любое, подходящее к требованиям времени
Анна БОЖКО

Начиная с 70-х годов 19 столетия, газетное дело в России стало быстро развиваться. Особенно много печатных изданий появилось в промышленных центрах: Одессе, Новороссийске, Киеве, Тифлисе, Харькове, Самаре, Саратове. Газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием, в прессу приходят купцы, банкиры, дельцы.

Обсуждение серьезных вопросов сменяется сплетнями, пересудами и взаимной перебранкой, погоня за подписчиками становится главной заботой издателей. Видное место отводится курсовым бюллетеням, рекламе, биржевым таблицам.

Газета в провинции наполовину состояла из объявлений, четверть ее занимали перепечатки из столичных газет, сообщения телеграфных агентств. Передовицы, как и фельетоны, писались стандартно: в первый день недели — школьный вопрос, во второй — ссудные кассы, в третий — женский вопрос. Регулярные передовицы печатались лишь в газетах крупных городов — Одессы, Казани, Новороссийска...

Общий культурный уровень одесской прессы и одесского читателя в то время был довольно высок. Но, как на провинциальную печать, на одесскую прессу не распространялись поблажки, введенные для столичных газет и журналов в 1865 г. — отмена предварительной цензуры, например.
«Многострадальным одесским журналистам, — вспоминал редактор газеты “Одесский листок” А.Е. Кауфман, — приходилось выбирать темы для своих статей с большой опаской. Им разрешалось писать только о погоде, о внешней политике и театральных зрелищах».

В этих непростых для работы условиях провинциальной газеты трудились и еврейские журналисты. Если придерживаться хронологии, то в первую очередь нужно рассказать о том, что в 1875 году Михаил Фрейденберг, писавший под псевдонимом «Оса», вместе с художником-карикатуристом Е. де-Брюксом выпустил литературно-сатирическое издание «Калейдоскоп». «Без спора спешим приветствовать первое начинание молодых талантливых собратьев», — писал «Одесский вестник».

Заручившись разрешением цензора, которым оказался, к счастью, дядя де-Брюкса, Фрейденберг предпринял выпуск чисто юмористического издания «Оса».

Первый номер «Осы», который был переиздан 2 раза, разошелся мгновенно, так что самому автору, чтобы приобрести на память первый выпуск, пришлось заплатить вместо 10 коп. —
1 рубль. Через три года де-Брюкс умер в возрасте 23-х лет, и издание «Осы» прекратилось.
Вдохновленный успехом «Осы», градоначальник П.А. Зеленый решил исходатайствовать разрешение на еженедельный юмористический журнал «Маяк», художественным отделом пригласили заведовать М. Фрейденберга. Но успеха «Маяк» не имел. Бесцветное издание, юмористика которого была мелка и банальна, журнал «Маяк» выходит до 1883 года, в 1884 и 1885 гг. вышло только по одному номеру — для сохранения права издания.

(0)

Вскоре после этого М. Фрейденберг берет в аренду еженедельную газету «Пчелка» и превращает ее в литературно-художественное издание с карикатурами. Преображенная в сатирический журнал, «Пчелка» становится необычайно популярной. А.П. Чехов в письме (от 22.03.1885 г.) к Н.А. Лейкину, редактору-издателю журнала «Осколки», ставит в пример одесский юмористический журнал «Пчелка», «который и в Москве нарасхват».

По личному же мнению Михаила Фрейденберга, «Пчелка» явилась последней попыткой культивировать на одесской почве журнал сатиры и юмора, и не увенчалась успехом: «Общие карикатуры одесситов не интересовали, карикатуры же на местных тузов по разным причинам появлялись редко и притом в очень неудовлетворительном виде».

(0)

И все же 80-е годы 19-го века характеризуются развитием юмористической журналистики, рассчитанной, скорее, на удовлетворение вкусов обывателей.

Значительное число еврейских имен отмечено именно в юмористической прессе Одессы. Но все же большая часть писала для обычных, ежедневных газет: «Одесского листка», «Одесского вестника», «Одесских новостей» и т.д.

«Одесские новости» начали издаваться 25.03.1884 г. как «политическая, литературная и коммерческая газета».

(0)

Политическим кредо «Одесских новостей», как и «Одесского листка», было: «выбирать направление любое, подходящее к требованиям времени».

В газете публиковались фельетоны и карикатуры Б.Д. Флита, под псевдонимом Незнакомец. На одном из его многочисленных шаржей на городских деятелей — П.А. Зеленый, одесский градоначальник, фигура в высшей степени анекдотическая.

Уже широко известный к тому времени писатель Шолом-Алейхем (Шолом Нахум Рабинович) в 1891 г. поселился с семьей в Одессе. Жил он в большой нужде, литературная работа не давала средств для безбедного существования, и писатель активно сотрудничает в «Одесских новостях» и «Одесском листке».

В «Одесском листке» он (за подписью «Сэр Соломон Рабинович») печатает «Типы малой биржи» — первоначальный вариант повести «Менахем Мендл» — о бедном касриловском еврее, мечтающем разбогатеть.

В 1903 г. в «Одесских новостях» публикуются многочисленные очерки писателя и журналиста Лазаря Кармена — «На дне Одессы» — о жизни грузчиков, рабочих каменоломен...
Немного ранее вспыхивает и сверхъяркая звезда Владимира (Зеева) Жаботинского, который начал карьеру журналиста в «Одесском листке». Как утверждает американский исследователь Джозеф Шехтман в книге «Бунтарь и госдеятель» (1956), корреспонденции свои Жаботинский чаще всего подписывал «В. Орел». Малоизученный период работы в «Листке» продолжался чуть больше года — и корреспонденции «Орла» прослеживаются до 17 декабря 1899 г. Уже потом, перейдя из «Листка» в «Одесские новости», он берет свой знаменитый псевдоним «Altalena».

Сатирическая пресса выходила в Одессе не только на русском, но и на языке идиш (1905-1907 гг.): газеты «Дер Хавер» (Товарищ), 1905 г., «Дер Такшитель» (Паника), 1906 г., «Дер Сод» (Секрет), 1906 г., «Дер Эмигрант» (Эмигрант), 1906 г., «Лековед Йонтев» (В честь праздника), 1906 г., «Лековед Шаббат Ун Йонтев» (В честь субботы и праздника), 1917 г.

Наиболее крупным явлением в одесской юмористике 1911-12 гг. стал журнал «Крокодил». Он, можно сказать, освежил своим появлением жизнь провинциальной Одессы. «Мы хотим только факелом сатиры освежить глубины дна южного болота и смехом освежить эту дряблую, изъеденную сплетней, клеветой и тоской, провинциальную жизнь», — писал в первом номере журнала П.Т. Герцо-Виноградский.

На страницах «Крокодила» можно было увидеть и обыгрывание семейной темы, и смелые выпады по адресу реакционных министров. Высмеивались выборы в 4-ю Госдуму, лидеры правых партий, газета «Новое время», зарубежная реакция.

В журнале было большое разнообразие жанров: рассказы и стихи, басни и эпиграммы, сценки и короткие диалоги, анекдоты, подписи под рисунками, рецензии на спектакли и «синематограф», литературные пародии и пр.

«Отметим попутно, что общий уровень политической сатиры в «Крокодиле», как литературной, так и графической в то «проклятое», как нас учили, царское время был несоизмеримо выше, смелее, умнее, острее, чем в нынешней демократической прессе», — пишет одесский краевед С.З. Лущик в своей замечательной книге «Одесский журнал “Крокодил” и его авторы».

В журнале работал весь цвет одесского юмора тех лет. О двух сотрудниках редакции, как о наиболее ярких, хочется рассказать подробнее.

Ефим Зозуля (1891-1941) начал свой творческий путь с публикаций в «Крокодиле», и его короткие рассказы приближались по своему уровню к настоящей литературе. Подписывался псевдонимами: Зо-ля, З-ля, Zozula. Печатался также в «Южной неделе» (под псевдонимом Ал. Львовский), в «Молодом журнале».

В 1914 г. Зозуля уезжает в Петроград. Он был секретарем «Нового Сатирикона», после революции жил в Москве. Во время Отечественной войны погиб на фронте.

Один из самых известных авторов «Крокодила» — Эмиль Кроткий (Эммануил Яковлевич Герман, 1892-1963). Свои сатирические рассказы он печатал под псевдонимом Э. Кроткий, лирические стихи — под своей настоящей фамилией.

Кроткий начал работать в «Крокодиле» в мае 1911 года. Одновременно работал в газете «Южная мысль». Э. Кроткий создал оригинальный жанр стихотворного фельетона и являлся в этом жанре крупной величиной.

В 1916 г. публикации Эмиля Кроткого появились в столичном «Новом Сатириконе». Затем он перебирается в Петроград и печатается в газете «Новая жизнь». Осенью 1918 г. Кроткий возвращается в Одессу и живет здесь непродолжительное время. В 1930 г. он обосновывается в Москве уже до конца своих дней и работает в московском «Крокодиле».

Н. Топуз посвятил Э. Кроткому остроумные куплеты:

На манер трещотки
(Гнева б не навлечь)
Дон Эмилиус Кроткий
Держит стойко речь.
Скажет слово — разум
Старого бойца.
Нет исхода фразам.
Речи нет конца.
Кроток, но не краток:
Держит битый час,
Пуговиц с десяток
Оторвет у вас...
Долог, словно святцы,
Лишь откроет рот...
Удирайте, братцы,
Кроткий к вам идет.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №63 > Направление любое, подходящее к требованиям времени
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-11-13 03:19:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет