БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Принцип кота Леопольда в свете еврейской традиции
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Принцип кота Леопольда в свете еврейской традиции

О еврейском миролюбии и о еврейской же любви к спорам.

Кажется, есть категории, безусловно позитивные в сознании человечества: мудрость, труд и трудолюбие, верность. Противоположные же категории (глупость, безделье, измена), кажется, единодушно осуждаются. Разумеется, стоят на полке немым укором консенсусу «Похвала глупости» (Эразм Роттердамский), «Похвала безделью» (Бертран Рассел) и «Похвальное слово непостоянству» неизвестного китайского средневекового мыслителя, но книги эти скорее исключения, подтверждающие правило.

И если есть у этого консенсуса сердцевина, то в ней — мир (в смысле тишь да гладь), как всеобщая и неоспоримая ценность. Начнут люди о чем-нибудь спорить — их тут же пытаются вразумить словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно».

Еврейская традиция издревле не только допускала разногласия в рамках иудаизма, но и поистине освящала как одну из важнейших ценностей маклохес ле-шем шомаим («спор во имя истины»1).

Рабби Йосеф ибн-Каспи в книге «Мецареф ла-кесеф» отмечает удивительный по силе намек в истории праотцев. Итак, у нашего предка Эвера (в честь которого нас и зовут евреями) был сын Пелег (в переводе — раскол, спор, конфликт), а потому праотца нашего Авраhама можно называть не только Авраhам hа-Иври (сын Эвера, буквально — «человек с другого берега»), но и Авраhам hа-Палги (сын Пелега, буквально — «раскольник»). Если хотите, Абрам Раскольников. И продолжает рабби Йосеф: «Все мы, дети его, склонны к спорам и расколам, к дискуссиям и препирательствам».

Известны слова мудрецов («Пиркей овойс», 5:17): «Всякий спор во имя истины останется, а спор не во имя истины — не останется». Слова эти так привычны нашему уху (трактат читается по меньшей мере раз в году), что мы и не задумываемся, а что, собственно, означают слова «останется — не останется»? Ясно, что это высказывание хвалит искренний и бескорыстный спор и осуждает политические дрязги. И все же, как точнее перевести слова мудрецов?

Обратимся к комментарию рабби Овадии из Бартануры: «Всякий спор во имя истины останется, то есть люди, ведущие его, не будут потеряны для еврейства, не погибнут, потому приведен в пример такого конфликта спор между учениками Гилеля и Шамая, ведь и те, и другие остались евреями, а спор не во имя истины — не останется, как было в истории с Койрахом и общиной его, ведь ничего не осталось от них». Таким образом рабби Овадия устанавливает связь между мотивами спора и судьбой спорщиков.

Многие комментаторы (например, «Акейдас Ицхок») понимают слова мудрецов иначе: «Всякий спор во имя истины останется, то есть будет длиться из поколения в поколение, а спор не во имя истины — не останется, то есть быстро будет разрешен».

Так или иначе, споры сопровождают евреев из поколения в поколение, они свойственны нам до такой степени, что слова благословения «и будешь собранием народов» (Брейшис, 28:3), могут быть поняты так: «потомки твои всегда будут отличаться друг от друга, как если бы были из разных народов».

Комментарий «Йесодей hа-Тойро» говорит о том, что различия между евреями не только не являются негативным фактором, но и естественны, ведь не создал Всевышний людей одинаковыми, а у евреев это проявляется ярче, чем у других.

Можно сказать, что евреи подарили миру две значимые (и порой воспринимаемые как взаимоисключающие) ценности: миролюбие и культуру дискуссии.

Еврейский путь состоит не в том, чтобы весь народ, как один человек, шагал в ногу к светлым далям, и не в том, чтобы брат не слышал брата и опровергал каждое его слово. Наш подход учит спорить, не теряя голову и сердце, спорить ради истины и мира, не оскорбляя оппонента и не отказываясь от «своей правды». Кот Леопольд был, разумеется, милейшим созданием, и его слова «ребята, давайте жить дружно» звучат вполне по-еврейски, но нуждаются в существенном дополнении: давайте жить дружно, не изменяя себе и не пытаясь подстроиться под другого. Давайте спорить, не переходя на личности и стремясь только к одному — к истине. Без вражды.

Источник: «Шомрей Шабос» №36 (378)


1 буквально — «во имя Небес».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Принцип кота Леопольда в свете еврейской традиции
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 12:27:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia