БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Еврейское судопроизводство
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Еврейское судопроизводство

Тора — не только сборник религиозных законов. На ее страницах мы находим описание государства, которое еврейский народ должен строить в своей стране. Как выглядит государство Торы?

Недельная глава «Шойфтим» («Судьи» на русском языке) предоставляет нам богатый материал о законодательной и судебной системах государства Торы и об органах власти в нем.

Обратимся прежде всего к законодательной системе. Конституцией государства Торы является сама Тора Всевышнего, замечательная тем, что представляет собой не кодекс законов, а свод законодательных принципов. Время и постоянные изменения условий жизни часто застают юриспруденцию врасплох: появляется какая-то новая проблема, о которой в кодексе законов ничего не сказано. Как быть? Перед Торой такого вопроса не встает, потому что она не кодекс, а свод принципов. На основе этих принципов можно ответить на любой вопрос, который поставит время.

Поясним на примере. В субботу запрещено совершать работу. Устная Тора перечисляет 39 основных типов работ. Тождественность любого человеческого действия одному из них равносильна признанию, что действие это считается работой и запрещено в субботу. Когда в жизнь входит новое явление, такое, например, как электричество, встает вопрос: можно ли пользоваться им в субботу, включать электроприборы или свет? Тогда исследуют природу электричества и выясняют, что в момент включения происходит замыкание цепи, накаливание вольфрамовой нити в лампочке и так далее. Обращаемся к устной Торе и выясняем, что включая электроприборы, мы совершаем по крайней мере две из 39 запрещенных работ. Значит, включать электричество в субботу запрещено. По такой схеме Тора может дать ответ на вопросы современности в любой сфере: в гражданском или уголовном праве и в отношениях между людьми.

Судебная практика включает местные суды, малые Санhедрины из 23 судей и большой Санhедрин в составе 71 судьи. Чтобы стать членом большого Санhедрина, судья должен был обладать не только всеобъемлющими познаниями в Торе, но и быть сведущим во всех областях знаний. А его личные качества должны быть примером для всего народа. Функции большого Санhедрина многочисленны. Прежде всего — это Верховный суд, отвечающий за осуществление законов Торы в жизни общества. Вторая функция — руководство страной. Решение об объявлении войны должно быть принято Санhедрином, потому что вопрос войны и мира для иудаизма — вопрос не политический, а нравственный. Тора запрещает убивать людей. Тора запрещает подвергать опасности свою жизнь, а война, как известно, не исключает ни одного, ни другого. Только в некоторых, строго оговоренных случаях, Тора разрешает войну, и Санhедрин должен установить, действительно ли данная ситуация оправдывает объявление войны по закону Торы.

Есть у Санhедрина и законодательные функции, хотя и ограниченные. Источником закона является Тора, к ней нельзя ни убавить, ни прибавить. Однако Санhедрин стоит на страже закона, а потому вправе издавать постановления, охраняющие закон.

Талмуд и называет такие постановления «оградой закона». Их цель — оградить человека от преступления там, где он может нарушить закон случайно, по оплошности. Подобно этому ограду вокруг заминированного поля ставят на некотором расстоянии от него, чтобы человек случайно не зашел на опасную территорию. Функционирование Санhедрина зависит от состояния народа. В Талмуде есть такая строчка: «Когда умножились убийства, Санhедрин перестал судить за убийства». Для нас это звучит парадоксально. Казалось бы, наоборот: чем больше убийц, тем суровее надо их наказывать, чтобы другим было неповадно. Но с нравственной точки зрения, это можно понять. Только нравственное общество, подающее пример каждому из своих членов, имеет моральное право судить человека, вышедшего за рамки дозволенного. Но общество, в котором насилие — повседневное явление, в котором убийство превратилось в развлечение, представляющее захватывающий сюжет для сотен фильмов и книг — такое общество не имеет никакого морального права взваливать всю тяжесть ответственности на преступника и осуждать его.

Наконец, само существование Санhедрина обусловлено волей народа. Только в том случае, если большая часть народа вернется в свою землю, будет исполнять заповеди Торы и захочет создать Санhедрин — только при этих условиях он может возникнуть.

Теперь обратимся к системе исполнительной власти. Органы местного самоуправления имеют демократическую структуру: все они избираются путем прямых выборов. Однако во главе системы стоит недемократический элемент — царь из дома Давида. Он — вождь всего народа, но во всем, что касается законов Торы — подчинен Санhедрину. Все же в области внешней и внутренней политики его полномочия достаточно обширны.

Как выглядит само общество в государстве Торы, что отличает жизнь людей в нем? За недостатком места остановимся только на одной детали. Три раза в году на праздники Песах, Суккос и Швуэс все мужчины Израиля обязаны прибыть в Иерусалим, чтобы принести праздничные жертвы. И раз в семь лет на исходе праздника Суккос все население страны поголовно от мала до велика собирается в Иерусалиме, чтобы услышать чтение Торы из уст царя. Представьте себе это грандиозное событие. Весь народ собирается имеете, люди самых разных взглядов, профессий и возрастов. Что может лучше объединить народ, чем такой «съезд»?

Центральное событие съезда — чтение Торы царем. Весь народ, от мала до велика, видит, с каким почтением царь при всем своем величии относится к Книге книг. И люди сами проникаются таким же отношением к Торе. Вернувшись домой, они приложат все усилия, чтобы приобщить к изучению Торы своих детей, чтобы самим изучать Тору, постигая все глубже заключенную в ней неиссякаемую мудрость.

Источник: «Шомрей Шабос», №44(386)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Еврейское судопроизводство
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-06-24 10:10:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA