«Мелодия «Коль нидрей» представляет собой гармоническое сцепление стилистически близких мотивов молитвенного мелоса Великих праздников. Она открывается силлабической «прокламацией», за которой следуют глубоко прочувствованные мелодичные фразы и виртуозные рулады». Так говорит «Краткая еврейская энциклопедия». Наверное, это правильное, с формальной точки зрения, описание самой, может быть, странной нашей молитвы. Но если вы спросите еврея, который бывал в синагоге, он ответит: «Коль нидрей» открывается не силлабической прокламацией, а тихим плачем, а заканчивается не виртуозными руладами, а душераздирающими рыданиями.
В советское время, когда в синагогу ходили немногие, нам приходилось слышать от старых евреек даже такое особое выражение: «пойти поплакать на «Коль нидрей». Они не понимали слов молитвы, поэтому с легкостью вкладывали в ее арамейские слова пережитое горе — каждая свое. Весь год проливался слезами, все унижения и обиды, болезни и потери, надежды, которым уже не сбыться.
Объяснить феномен этой молитвы куда труднее нам, знающим арамейский и понимающим слова «Коль нидрей».
«Во всех обетах и зароках, которые я дам от этого до следующего Йом-Кипура, я раскаиваюсь. Да будут все они отменены и недействительны. Обеты наши — не обеты, и зароки наши — не зароки», — вот и все краткое содержание молитвы (сокращены только перечисления разных видов обетов и зароков).
Ну, и над чем же плачут евреи?!
Может быть, намек на ответ мы найдем во вступлении к молитве: «В суде небесном и в суде земном, с согласия Всевышнего и с согласия общины нам разрешено молиться вместе с преступниками». Эти слова кантор произносит трижды, как и слова «Коль нидрей». Кто эти преступники, почему они пришли молиться в наши синагоги?
Обычай отречения от обетов упоминается впервые в респонсах вавилонских гаонов в середине VIII века. Они узнали об этом обычае от испанских евреев, подвергавшихся в VI-VII веках насильственному крещению вестготскими королями. Обычай вскоре распространился по всему еврейскому миру и был принят даже в Византии — ведь и там христиане огнем и мечом искореняли «еврейскую ересь».
Так вот кто эти таинственные «преступники» — евреи, насильственно обращенные в христианство, но в душе сохраняющие верность Торе.
Теперь можно вернуться к странной молитве и попробовать понять ее смысл и смысл слез, омывающих ее из века в век, из года в год.
Мир говорит еврею: отрекись. Не только вестготы, не только инквизиция, не только серый антисемитизм. Весь наш материальный мир, называемый мудрецами кабалы «алма дешикра» — миром лжи, весь «низший из миров» кричит еврею: отрекись. Отрекись от Торы, от самоограничения — в еде, любви, наживе — и делай все, что взбредет в голову.
Потому что еврейство колет миру глаза, мешает жить и будит крамольные мысли. Все виды духовной деятельности, которые вы найдете в сегодняшнем мире, замешаны и взошли на еврейских мозгах. Мы — дрожжи в пассивном, безвольно опадающем тесте мира. И мир не прощает нам этого.
Многие евреи, сотни тысяч, может быть, миллионы, пожертвовали жизнью, умерли евреями, чтобы не жить гоями. Многие терпели гонения и унижения, кто знает, не была ли их жизнь горше смерти мучеников. И они, в горечи нищих буден, сохранили верность своему Б-гу и своему народу.
Но были, скажем правду, и такие, у кого не хватило сил, кто сдался. Не мы им судьи, недаром сказано: «Не суди ближнего, пока не побывал на его месте». Не желаю ни вам, ни себе побывать на их месте. Они ушли от нас, но не прибились к другому берегу. Для тех, кто сломал их души и крестил их — они остались жидами. Да и сердце, еврейское сердце, они не сумели выплюнуть.
Они собирались тайком в подвалах, в ночь суда, в канун Йом-Кипура — и отрекались со слезами и болью от мерзости, принятой на себя, от идолопоклонства, от цивилизованного варварства, от духовной скверны, заползшей в душу.
Самые смелые из них приходили, укутав лицо в накидку, к порогу синагог — и мы говорили: «В суде небесном и в суде земном, с согласия Всевышнего и с согласия общины нам разрешено молиться вместе с преступниками».
Шли годы и мир менялся. Менялся?! Разве не знакомы мы с семьями, за большие деньги купившими русские паспорта, «чтобы детям жилось легче»? Разве мы не видели их, десятилетие спустя, покупающими за еще большие деньги еврейские паспорта — «чтобы детям было легче»? Разве мы не слышали речи старцев из Антисионистского комитета, генералов и поэтов, оплевывавших с телеэкрана и газетных страниц наш народ и наш Израиль? Разве мы не видим их сегодня в том самом Израиле?
Ну, это крайние случаи, но ведь и все мы, без исключения, в большей или меньшей степени отдалились от еврейства. Одни совсем, другие сохраняли крохи традиции. Отошли — не по нашей воле, но ведь факт остается фактом. И еврейская душа зияет дырами невежества и неверия.
Дыры надо латать — учебой, слезами, молитвой и, главное, решением все изменить, отказаться от всех обетов и зароков, отказаться от всего, что налипло на душу.
Поэтому, когда заведет кантор «Коль нидрей» — забьется сердце: это я преступник, это для молитвы вместе со мной испрашивает община разрешение небесной канцелярии.
И тогда станут понятны арамейские слова молитвы: «Папа, я запутался и наобещал себе и другим кучу глупостей. Я слаб и знаю, что и в будущем году со мной это может случиться. Поэтому я отрекаюсь заранее от всех ограничений, которые, может быть, наложу на свою душу. Обеты мои — не обеты, зароки мои — не зароки. Папа, я еврей и останусь евреем».
В Йом-Кипур в синагогу идут все, даже те, кто забыл адрес на целый год. Идите и вы. Идите и плачьте вместе с другими евреями, отрекаясь от глупостей прошлого и будущего. И да пошлет нам Всевышний добрый еврейский год!
Источник: «Шомрей Шабос» №1(391)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.