БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > «Коль нидрей»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
«Коль нидрей»

«Мелодия «Коль нидрей» представляет собой гармоническое сцепление стилистически близких мотивов молитвенного мелоса Великих праздников. Она открывается силлабической «прокламацией», за которой следуют глубоко прочувствованные мелодичные фразы и виртуозные рулады». Так говорит «Краткая еврейская энциклопедия». Наверное, это правильное, с формальной точки зрения, описание самой, может быть, странной нашей молитвы. Но если вы спросите еврея, который бывал в синагоге, он ответит: «Коль нидрей» открывается не силлабической прокламацией, а тихим плачем, а заканчивается не виртуозными руладами, а душераздирающими рыданиями.

В советское время, когда в синагогу ходили немногие, нам приходилось слышать от старых евреек даже такое особое выражение: «пойти поплакать на «Коль нидрей». Они не понимали слов молитвы, поэтому с легкостью вкладывали в ее арамейские слова пережитое горе — каждая свое. Весь год проливался слезами, все унижения и обиды, болезни и потери, надежды, которым уже не сбыться.

Объяснить феномен этой молитвы куда труднее нам, знающим арамейский и понимающим слова «Коль нидрей».

«Во всех обетах и зароках, которые я дам от этого до следующего Йом-Кипура, я раскаиваюсь. Да будут все они отменены и недействительны. Обеты наши — не обеты, и зароки наши — не зароки», — вот и все краткое содержание молитвы (сокращены только перечисления разных видов обетов и зароков).

Ну, и над чем же плачут евреи?!

Может быть, намек на ответ мы найдем во вступлении к молитве: «В суде небесном и в суде земном, с согласия Всевышнего и с согласия общины нам разрешено молиться вместе с преступниками». Эти слова кантор произносит трижды, как и слова «Коль нидрей». Кто эти преступники, почему они пришли молиться в наши синагоги?

Обычай отречения от обетов упоминается впервые в респонсах вавилонских гаонов в середине VIII века. Они узнали об этом обычае от испанских евреев, подвергавшихся в VI-VII веках насильственному крещению вестготскими королями. Обычай вскоре распространился по всему еврейскому миру и был принят даже в Византии — ведь и там христиане огнем и мечом искореняли «еврейскую ересь».

Так вот кто эти таинственные «преступники» — евреи, насильственно обращенные в христианство, но в душе сохраняющие верность Торе.

Теперь можно вернуться к странной молитве и попробовать понять ее смысл и смысл слез, омывающих ее из века в век, из года в год.

Мир говорит еврею: отрекись. Не только вестготы, не только инквизиция, не только серый антисемитизм. Весь наш материальный мир, называемый мудрецами кабалы «алма дешикра» — миром лжи, весь «низший из миров» кричит еврею: отрекись. Отрекись от Торы, от самоограничения — в еде, любви, наживе — и делай все, что взбредет в голову.

Потому что еврейство колет миру глаза, мешает жить и будит крамольные мысли. Все виды духовной деятельности, которые вы найдете в сегодняшнем мире, замешаны и взошли на еврейских мозгах. Мы — дрожжи в пассивном, безвольно опадающем тесте мира. И мир не прощает нам этого.

Многие евреи, сотни тысяч, может быть, миллионы, пожертвовали жизнью, умерли евреями, чтобы не жить гоями. Многие терпели гонения и унижения, кто знает, не была ли их жизнь горше смерти мучеников. И они, в горечи нищих буден, сохранили верность своему Б-гу и своему народу.

Но были, скажем правду, и такие, у кого не хватило сил, кто сдался. Не мы им судьи, недаром сказано: «Не суди ближнего, пока не побывал на его месте». Не желаю ни вам, ни себе побывать на их месте. Они ушли от нас, но не прибились к другому берегу. Для тех, кто сломал их души и крестил их — они остались жидами. Да и сердце, еврейское сердце, они не сумели выплюнуть.

Они собирались тайком в подвалах, в ночь суда, в канун Йом-Кипура — и отрекались со слезами и болью от мерзости, принятой на себя, от идолопоклонства, от цивилизованного варварства, от духовной скверны, заползшей в душу.

Самые смелые из них приходили, укутав лицо в накидку, к порогу синагог — и мы говорили: «В суде небесном и в суде земном, с согласия Всевышнего и с согласия общины нам разрешено молиться вместе с преступниками».

Шли годы и мир менялся. Менялся?! Разве не знакомы мы с семьями, за большие деньги купившими русские паспорта, «чтобы детям жилось легче»? Разве мы не видели их, десятилетие спустя, покупающими за еще большие деньги еврейские паспорта — «чтобы детям было легче»? Разве мы не слышали речи старцев из Антисионистского комитета, генералов и поэтов, оплевывавших с телеэкрана и газетных страниц наш народ и наш Израиль? Разве мы не видим их сегодня в том самом Израиле?

Ну, это крайние случаи, но ведь и все мы, без исключения, в большей или меньшей степени отдалились от еврейства. Одни совсем, другие сохраняли крохи традиции. Отошли — не по нашей воле, но ведь факт остается фактом. И еврейская душа зияет дырами невежества и неверия.

Дыры надо латать — учебой, слезами, молитвой и, главное, решением все изменить, отказаться от всех обетов и зароков, отказаться от всего, что налипло на душу.

Поэтому, когда заведет кантор «Коль нидрей» — забьется сердце: это я преступник, это для молитвы вместе со мной испрашивает община разрешение небесной канцелярии.

И тогда станут понятны арамейские слова молитвы: «Папа, я запутался и наобещал себе и другим кучу глупостей. Я слаб и знаю, что и в будущем году со мной это может случиться. Поэтому я отрекаюсь заранее от всех ограничений, которые, может быть, наложу на свою душу. Обеты мои — не обеты, зароки мои — не зароки. Папа, я еврей и останусь евреем».

В Йом-Кипур в синагогу идут все, даже те, кто забыл адрес на целый год. Идите и вы. Идите и плачьте вместе с другими евреями, отрекаясь от глупостей прошлого и будущего. И да пошлет нам Всевышний добрый еврейский год!

Источник: «Шомрей Шабос» №1(391)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > «Коль нидрей»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:53:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет