БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Экстремизм Торы и его противоположность
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Экстремизм Торы и его противоположность
Йонатан Розенблюм

Однажды в беседе с равом Шломо Лоренцом Хазон Иш описал одну известную своим экстремизмом группу как «евреев до дарования Торы». Он имел в виду, что их экстремизм не сформировался на путях Торы.

И он неизменно стоял на страже, чтобы не допустить экстремизма поддельного. В первые годы существования Государства Израиль функционировала группа, называвшая себя Брит канаим (Союз ревнителей), главным занятием которой было запоминание номеров автомобилей, проезжавших в шабат через религиозные районы. На исходе шабата они отыскивали эти автомобили и поджигали их. Хазон Иш созвал лидеров молодежного крыла Агудат Исраэль и потребовал от них публично протестовать против действий этих «ревнителей». И он побудил талантливого журналиста рава Моше Шонфельда опубликовать статью под названием «Насилие – чужой побег в нашем винограднике».

Тот, кто не спешит забывать современную американскую историю, помнит знаменитую речь Барри Голдуотера на съезде республиканской партии в 1964 году. В ней он, в частности, сказал: «… Экстремизм в защите свободы – не есть недостаток! Умеренность в реализации справедливости – не есть достоинство!» Повсеместно осмеянные в свое время – я еще помню карикатуру Билла Молдена, на которой были изображены два грабителя банка, целящиеся в преследующую их полицейскую машину и говорящие: «Экстремизм в защите свободы – не есть недостаток!» – эти слова выдержали проверку временем.

Нам, евреям, будет полезно узнать, что задолго до Голдуотера в защиту экстремизма выступил Хазон Иш. В своих письмах (т. 3, 61) Хазон Иш отмечает, что экстремизм вытекает из стремления к совершенству. Он пишет, что без экстремизма достичь совершенства невозможно. Те, кто неизменно выступают с осуждением экстремизма, пишет он, «неизбежно окажутся в компании исказителей Торы и других недалеких людей».

Хазон Иш продолжает бичевать те группы, которые постоянно декларируют свою умеренность и оппозицию всем видам экстремизма и, одновременно, настаивают на том, что их вера в Тору и ее слова вполне адекватна. О таком подходе Хазон Иш едко замечает, что «так же как не обладает любовью к мудрости, тот, кто любит только маленький кусочек мудрости, но ненавидит всю остальную мудрость, так не может быть любви к Торе и заповедям у того, кто не приемлет большую их часть».

Эти слова великого еврейского мудреца должны заставить задуматься всех нас, время от времени сожалеющих о проявлениях экстремизма в мире Торы. Такой критицизм имеет много форм и иногда выглядит весьма убедительно. Но таким критикам полезно спрашивать себя, коренится ли их критицизм в любви к Торе и ее словам. В конце концов, всегда просто быть умеренным, если то, что находится в опасности, не слишком важно для вас!

Несколько лет назад я воочию убедился в том, что определенная двойственность в изучении Торы может привести к острой критике мира Торы и его лидеров. Мне довелось участвовать в публичных дебатах с одним историком, обвинявшим ортодоксальное еврейство Америки в том, что во время Катастрофы оно было индифферентно к судьбе евреев Европы, заботясь только о спасении горстки знатоков Торы. В наших дебатах и последовавшей за ними частной переписке стало совершенно ясным, что мой оппонент прекрасно знал, как на самом деле обстояло дело: что община Торы в большей своей части была вовлечена в усилия по спасению евреев Европы, в то время как американское еврейство в целом самоустранилось от таких попыток. (Обвинение служило только средством рекламы написанной этим историком книги.)

Единственным фактом, который действительно раздражал моего оппонента, было получение в 1944 году четверти миллиона долларов ешиботниками, оказавшимися в Шанхае. «Почему они не закрыли свои книги (и не отправились работать)?» – настоятельно вопрошал он. Его не беспокоили 10 миллионов долларов, отправленных в том же году сельскохозяйственным поселениям в Палестине или полмиллиона, растраченные на попытки провести через Конгресс резолюцию о провозглашении еврейского государства, когда закончится война. Несмотря на его ермолку, единственной вещью, которая беспокоила его по-настоящему, было усердие шанхайских ешиботников в изучении Торы, не спешивших отказаться от нее, чтобы зарабатывать на жизнь ремеслом грузчика или рикши.

Его агрессивная реакция стала для меня сигналом того, что даже люди, признающие высший приоритет Торы в шкале наших ценностей, могут попасть в западню и использовать критику общины талмидей-хахамим как индульгенцию, позволяющую лично им учиться не так интенсивно.

Хазон Иш был, на самом деле, бескомпромиссен по отношению ко всему, что касается ценностей Торы. Однако канаут (экстремизм), примером которого он являлся, имеет очень мало подобия с тем, что называют этим словом сегодня, и не предоставляет никакой поддержки нашим самодельным зелотам.

Его канаут в каждом своем проявлении отмерялся кронциркулем Торы. Хазон Иш, часто говорил рав Шах, был последним человеком, «знавшим ШАС (Талмуд)». Он был в состоянии измерить каждое слово или действие в понятиях единства талмудического пространства.

Однажды в беседе с равом Шломо Лоренцом Хазон Иш описал одну известную своим экстремизмом группу как «евреев до дарования Торы». Он имел в виду, что их экстремизм не сформировался на путях Торы.

И он неизменно стоял на страже, чтобы не допустить экстремизма поддельного. В первые годы существования Государства Израиль функционировала группа, называвшая себя Брит канаим (Союз ревнителей), главным занятием которой было запоминание номеров автомобилей, проезжавших в шабат через религиозные районы. На исходе шабата они отыскивали эти автомобили и поджигали их. Хазон Иш созвал лидеров молодежного крыла Агудат Исраэль и потребовал от них публично протестовать против действий этих «ревнителей». И он побудил талантливого журналиста рава Моше Шонфельда опубликовать статью под названием «Насилие – чужой побег в нашем винограднике».

В одном из самых знаменитых пассажей своего монументального труда Хазон Иш постановил, что предписание Талмуда моридим веэйн маалим (опускают и не поднимают) не относится к нашим дням. Только тот, кто полностью сформирован как личность своей преданностью Торе, чьи мысли и чувства являются продуктом этой преданности, мог написать такие слова.

Все назначение закона моридим веэйн маалим, писал Хазон Иш, состоит в заделывании брешей в ограде соблюдения Торы и предотвращении их расширения. Но это возможно лишь тогда, когда Ашгаха пратит (Особое Б-жественное управление миром) открыта и очевидна всем.

Но сегодня мы живем в эпоху Сокрытия, эстер паним, и в такую эпоху этот закон не может быть применен, потому что он приведет к обратному эффекту. Вместо устранения брешей в ограде, писал Хазон Иш, применения этого закона сегодня расширит эти бреши, ибо евреи Торы, действуя в соответствии с ним, будут выглядеть в глазах своих собратьев жестокими насильниками. В период, подобный нашему, сказал Хазон Иш, нет другого способа вернуть несоблюдающую публику к Торе, кроме «канатов любви», показывая им свет Торы изо всех наших сил. Кто, как Хазон Иш с его абсолютной погруженностью в Тору мог сформулировать это положение так решительно, дать столь ясные указания относительно всего спектра взаимодействия евреев Торы с людьми, пока от нее далекими? Наши действия, напоминает он нам, должны неизменно направляться предельной целью возвращения их на пути Торы. В своих замечательных мемуарах Бемехицатам (Среди великих…) рав Лоренц приводит многочисленные удивительные примеры, в которых Хазон Иш предписывал действовать в полной противоположности с поверхностным пониманием канаута.

Наша трагедия сегодня состоит в том, что у нас слишком мало учеников Хазон Иша – слишком мало экстремистов в его понимании и слишком много евреев «до дарования Торы».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Экстремизм Торы и его противоположность
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 08:26:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl