Есть в еврейском календаре несколько праздников и памятных дат, отмечаемых в память о событиях, сыгравших огромную роль в судьбе еврейского народа. Эти события не упоминаются в Торе, поэтому статус этих дат ниже, чем у праздников, которые в ней упомянуты (Песах, Швуэс, Суккос, Рош hа-Шоно, Йом-Кипур). Но народ Израиля относится к празднованию этих дат с неменьшим трепетом и бережно сохраняет все, что связано с этими днями.
Важнейшим из этих дней является праздник Хануко (от ивритского слова, означающего «освящение, обновление, новоселье»).
...В эпоху Второго Храма греко-сирийские захватчики разорили Страну Израиля, разграбили Иерусалим и Храм, обложили народ высокой данью. Но самое страшное было не это. Захватчики во главе с безумным императором Антиохом Эпифаном начали войну против еврейской веры, еврейского образа жизни, против Торы. Было запрещено изучение Торы, обрезание и исполнение заповедей. Всех ослушавшихся наказывали одинаково — смертной казнью. Оставшимся в живых евреям грозила духовная смерть в язычестве, ассимиляция и полное исчезновение евреев как народа.
Вспыхнувшее восстание возглавили пятеро братьев Маккаби (Маккавеи). И Б-г стал «судьей в их споре и мстил за них» (Ирмияhу, 51:36). «И отдал Он сильных в руки слабых и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников...» (Шмуэль I, 19:5).
Да, случилось чудо. Немногочисленные, необученные и плохо вооруженные отряды восставших полностью разгромили сильнейшую армию мира того времени, освободили Иерусалим и изгнали захватчиков.
Второе чудо случилось при освящении оскверненного Храма. Маленький кувшинчик священного масла, которого должно было хватить только на один день, горел целых восемь дней — время, необходимое для приготовления нового священного масла.
В честь этого события-чуда, которое произошло 25 числа месяца кислев в 165 году до новой эры по нееврейскому летосчислению, и был установлен восьмидневный праздник Хануко. И в каждый из этих восьми дней мы зажигаем маленький светильник, ханукию — не в честь победы над сильнейшей армией мира, а в честь чуда с маленьким кувшинчиком масла...
Праздничный светильник — ханукия — может быть любой формы и размера, но должна иметь обязательно восемь чашечек для свечей или плошек для масла и одну дополнительную чашечку для служебной свечи — шамаша.
Сначала зажигают шамаш, а от него — свечи ханукии.
* Светильник зажигают после наступления темноты. В первый вечер зажигают одну свечу, во второй — две, и т.д. Количество свечей добавляют справа налево, но зажигают первой всегда вновь добавленную свечу, как показано на рисунке справа.
* В пятницу ханукальные свечи зажигают до захода солнца. В субботу — на исходе субботы.
* Перед зажиганием ханукии произносят два благословения:
Борух Aто, А-дой-ной, Э-лой-hей-ну, Мелех ho-Ойлом, ашер кидшону бемицвойсов вецивону леhадлик нейр Хануко! (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник!)
Борух Ато, А-дой-ной, Э-лой-hей-ну, Мелех ho-Ойлом, шеосо нисим лаавойсейну байомим hohэм базман hазэ! (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, явивший чудеса отцам нашим в те времена, в эти же дни [года])
В первый вечер добавляют:
Борух Ато, А-дой-ной, Э-лой-hей-ну, Мелех ho-Ойлом, шэhэхэйону вэкиймону вэhигийону лизман hазэ! (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!)
* Принято, что ханукию зажигает хозяин дома, но в последнее время распространился обычай, когда каждый член семьи зажигает свой светильник.
* В Хануко принято дарить детям небольшую сумму денег — хануке-гелт, часть которых они должны отдать на цдоку. Отметим, что у Любавических Ребе было принято исполнять этот обычай даже тогда, когда их дети становились взрослыми.
Вообще, Хануко в каком-то смысле детский праздник. Да и само ее название происходит от того же корня, что и слово «воспитание» — «хинух».
Есть много детских игр на Хануко. Во многих из них используется волчок (на идиш — «дрейдл», на иврите — «се-вивон») с четырьмя гранями, на которых написаны буквы нун, гимел,hей, шин, являющиеся первыми буквами слов фразы «нес годоль hойo шом» — «чудо великое случилось там». В Израиле шин заменяют на пей, так что буквы соответствуют словам фразы «нес годоль hойо по» — «чудо великое случилось здесь».
* Принято, что пока горят ханукальные свечи (примерно 30-40 минут), женщины не работают.
* Зажженную ханукию принято ставить у окна или напротив двери.
* Работать в Хануко разрешается.
* Традиционные ханукальные блюда, которые едят в эти дни — картофельные оладьи или пончики, жаренные в большом количестве масла.
* Во все дни Хануко к ежедневным молитвам и к Биркас ha-мозон (благословению после еды) добавляют специальные вставки. Во время утренней молитвы Шахарис читают hалель — подборку благодарственных псалмов.
Источник: «Шомрей Шабос» №11(401)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.