БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Введение в «минералогию» Торы
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Введение в «минералогию» Торы

Тот, кто видел полотна художников или иллюстрации к книгам на библейские темы, изображающие Аhарона, брата Моше и первого священника в Храме, наверное, запомнил необычное украшение квадратной формы на груди первосвященника. Оно называется хошен.

Хошен представляет собой прямоугольный лоскут из дорогой ткани размером в локоть на пол-локтя, сложенный вдвое и сшитый так, что получался квадрат со стороной в пол-локтя, то есть примерно в 25 см. Ткань хошена была соткана из толстых нитей, каждая из которых была сплетена из 28 тонких. Из них четыре нити были золотые, шесть — льняные и 18 — шерстяные нити, окрашенные в три разных цвета. Хошен прикреплялся золотыми цепочками и шнурками небесного цвета к эйфоду, сделанному из такой же ткани. На лицевой стороне хошена находились три ряда драгоценных и полудрагоценных камней в золотых оправах, по четыре камня в каждом ряду. Всего — двенадцать камней по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано имя одного из сыновей патриарха Яакова, родоначальников израильских колен. Кроме того, на камнях были начертаны имена трех еврейских патриархов и слова «шившей Йешурун», то есть «колена Йешуруна»; Йешурун — это одно из библейских названий еврейского народа. Получалось, что общее число букв на камнях хошена было 72. Некоторые комментаторы, как Абарбанел, рабби Бехайе и «Бааль hа-турим», считают, что на каждом камне было написано по шесть букв. Другие, как например Рамбам, располагают буквы иначе.

Насчет расположения самих камней на хошене тоже нет единого мнения. Большинство комментаторов сходятся на том, что камни были прикреплены в виде решетки, потому что Тора говорит о четырех рядах по три камня в каждом ряду. Принято считать, что эти ряды были горизонтальными. Так изображают обычно этот священнический наряд художники. Но некоторые утверждают, что ряды эти были вертикальными и тогда в горизонтальных рядах решетки было не три, а четыре камня. А из комментариев кабалистической книги «Зоhар» можно заключить, что ряды эти располагались по сторонам квадрата. Так что особой ясности в этом вопросе нет. И уж совершенный туман ожидает нас, если мы попытаемся установить, какие именно камни украшали грудь первосвященника. Ведь в Торе приведены не химические формулы этих камней, а всего лишь их названия. А на протяжении трех тысячелетий, прошедших со времени дарования Торы, одни из этих названий вообще вышли из употребления, другие перешли на совершенно иные минералы, третьи остались, как были, но никто не может быть уверен, что они не относятся ко второй категории. Поэтому Ибн-Эзра так и пишет в своем комментарии: «Нет у нас метода, чтобы точно установить, какие это камни». Сам он приводит со слов «великого мудреца из Испании» расшифровку названия одного лишь камня, «яhалома», упоминаемого в библейском тексте шестым. По мнению «мудреца из Испании» — это алмаз. Такое значение имеет слово «яhалом» и в современном иврите.

Однако не все согласны с таким толкованием слова «яhалом». Септуагинта, а за ней и Вульгата переводят его как «иаспис». Греческое «иаспис» означает не очень дорогой минерал зеленоватого цвета. А толковый словарь Эвен-Шошана понимает под «яhаломом» белую разновидность агата. Подобные разногласия существуют в отношении почти всех самоцветов хошена. И все же, чтобы составить хоть приблизительное представление об этом наряде первосвященника, приведем некоторые толкования.

Название первого камня хошена говорит само за себя: «одем», от слова «адом» — красное. Многие понимают под этим камнем хорошо знакомый нам рубин. Такое значение приводится и в словаре Эвен-Шошана. Следующий камень толкуется Септуагинтой и почти всеми последующими переводчиками как топаз. Последний камень в первом ряду, «барекет», по Септуагинте — «смарагдос», то есть изумруд. Первый камень второго ряда, «нофах», Вульгата называет «карбункулес», а Эвен-Шошан — бирюзой, что согласуется с Мидрашем, утверждающим, что «нофах» был небесного цвета. Затем идет «сапир». У наших читателей нет ни тени сомнения, что это темно-синий сапфир. Так считает и Септуагинта. Но Эвен-Шошан почему-то утверждает, что библейский «сапир» на самом деле ляпис-лазурь, имеющий такой же цвет. О «яhаломе», завершающем второй ряд, мы уже говорили. В третьем ряду — «лешем», янтарь по Эвен-Шошану, затем «шво» и «ахлама», согласно Септуагинте, соответственно сероватый агат и фиолетовый аметист. В последнем ряду находятся: «таршиш» — золотистый хризолит, затем — «шоhам» и «яшве», по Эвен-Шошану соответственно жгуче-черный оникс и разновидность агата с разноцветными прожилками. Повторяем, что с полной точностью назвать камни хошена в данное время нет никакой возможности. Нам остается только ждать того момента, когда в дверях отстроенного Иерусалимского Храма появится первосвященник. Он будет во всех своих облачениях и на груди его будут гореть и переливаться 12 самоцветов хошена. Когда это произойдет? А хоть сегодня! Ведь существует же закон, запрещающий любому представителю священнического рода коhенов напиваться допьяна. И это на том основании, что вот сегодня же может быть восстановлен Храм, и коhен должен иметь подобающий вид, чтобы нести в нем службу. А один из коhенов при этом непременно удостоится одеяний первосвященника.

Источник: «Шомрей Шабос», №22(412)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Введение в «минералогию» Торы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 12:05:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia