БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Свет Мошиаха
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Свет Мошиаха
р. Меир Брук

Рав Кук — в книге «Арфилей Тоар» в частности, пишет:
...Исправление ситуации придет посредством Мессианского света [1],
и этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света Божественной мудрости, во всех ее формах, предназначенных для раскрытия[2];
и именно это раскрытие сделает Израиль единым сообществом[3]...

Рав Кук — в книге «Арфилей Тоар» http://machanaim.org/philosof/arp-toh/021.htm в частности, пишет: ...Исправление ситуации придет посредством Мессианского света [1],

и этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света Божественной мудрости, во всех ее формах, предназначенных для раскрытия[2];

и именно это раскрытие сделает Израиль единым сообществом[3]... Комментарии от Маханаим: [1] Мессианский свет - это тот свет, который имеет своим источником цель (приход Мессии), а не проистекает из оценки текущего состояния дел. Со стороны Мессианского света каждая группа в еврейском народе рассматривается не по своему сегодняшнему уровню, а по тому вкладу, который она вносит в будущий идеал.

[2] Имеется в виду не собственно изучение Каббалы в прямом или тем более «техническом» виде (ставшее популярным в последнее время), а скорее исходящее из Каббалы внутреннее понимание процессов, происходящих сегодня с еврейским народом в целом, со Страной и с Государством Израиль (и с миром в-целом). Такое «применение Каббалы для понимания исторических процессов жизни еврейского народа» и мира - есть «Тора Мессианского Избавления». (Отметим, что уже и Аризаль в XVI веке считал, что процесс «начала Мессианского Избавления» требует «обновления Торы», и это обновление связано с более широким изучением Каббалы как важнейшей составляющей иудаизма. Однако, при этом критически важно, чтобы изучение Каббалы было интегральной частью иудаизма, а не отрывалось от него.)

[3] В это единое еврейское сообщество каждая из групп будет вкладывать то положительное, что у нее есть, и воспринимать от другой группы то, чего ей самой недостает.

Концепция Мошиаха — одна из самых загадочных. Хасидут — позволяет порождать параллельно разные взгляды на мир.

Один из моих знакомых Сатмарских хасидов — объяснял мне ситуацию следующим образом - «Израиль не имеет право строить государство на Святой Земле. Мы сейчас продолжаем жить в галуте. Когда придет Мошиах, тогда мы получим право на государство на Святой Земле».

Мы видим, что для Сатмаров — время Мошиаха еще никак не проявляется.

Некоторые из моих друзей Хабадников — высказывают противоположную версию, что Мошиах уже пришел и это седьмой Любавичский Ребе.

Мы видим, что существуют диаметрально противоположные взгляды на ситуацию. По всей видимости — истина где-то посредине. Мошиах — еще не пришел «в явном виде». Но какие-то проявления Мошиаха — уже «имеют место быть» в нашем мире.

Рав Кук — воспользовался для описания ситуации очень важной концепцией «Свет Мошиаха».

Это напоминает предрассветную ситуацию. Солнце еще не вышло из-за горизонта. Мы его не видим. Но свет от него уже начинает освещать Землю и влиять на жизнь.

Интересно, что предрассветные сумерки — напоминают вечерние сумерки (на иврите - «бен а-шмашот»).

Когда мы принимаем на себя Шабат — мы отсчитываем время от захода Солнца, а не от выхода звезд. Выход звезд — это исчезновение дневного света. А заход Солнца — это время, когда Солнце уже скрылось за горизонтом, но свет его еще присутствует в нашем мире. То есть мы входим в Шабат раньше, чем он наступает.

Метафора Света — одна из самых важных в духовных традициях. У меня в руках книга «Мистическая природа света» Авраам Арье Тругман (Avraham Arieh Trugman). http://www.amazon.com/Mystical-Nature-Light-Paradox-Creation/dp/1932687459/

С помощью метафоры света — объясняется громадное количество духовных идей.

Свет — это и перспектива (видеть в свете), свет — это и знание (Ученье — Свет), свет — это и то, что наполняет сосуды (ор и келим). Свет — связан с медитацией, с радугой, с Храмом, с целительством, с противопоставлением тьме и многим другим.

В молитве мы говорим «Ор хадаш аль цийон таhир» - Новый Свет — над Сионом зажги.

Еврейский народ называют «Ор ле гоим» - «Свет для народов».

На иврите — чередуя алеф и аин — мы получаем два слова «ор» - которые обозначают «свет» и «кожа». При этом — алеф имеет гематрию — один, (в слове ор — свет) что символизирует единство, аин — имеет гематрию — семьдесят (в слове ор — кожа), что символизирует многообразие, скрывающее единство — как кожа.

В Храме — главным источником духовного света — была Менора.

Эта тема — бесконечная и можно было бы на ее основе сделать целую книгу о Мошиахальном Свете. Мы постараемся ограничиться частью наиболее важных концепций, «проливающих Мошиахальный свет» - на наше время.

Наша хронология делит историю мира на 6000 лет.

Из них первые 2000 лет Талмуд называет эпохой хаоса, вторые 2000 лет — эпоха Торы, третьи 2000 лет — эпоха Мошиаха.

Мы разбирали, что одной из важных Мошиахальных фигур был раби Йегуда а-Наси, который был потомок Давида и жил примерно в начале эпохи Мошиаха. Его качества очень соответствовали Мошиахальным. Согласно мистическим комментариям, большое раскрытие Мошиахального Света — начало происходить в середине шестого тысячелетия (5500г. = 1740 г.н.э.)

В это время в частности началось раскрытие Света учения Хасидизма.

Далее, каждый 50 лет происходили события, явным образом имеющие Мошиахальный масштаб влияния.

5550 = 1790 г. - разделы Польши, когда гигантское количество евреев живших до того в Польше — оказались жителями Российской империи. (в черте оседлости) Также это время Французской Революции — приведшей к эмансипации еврейства и разрушении стен гетто.

5600 = 1840 г. - осуществляется предсказание Зоара о раскрытии источников мудрости. Начался мощнейший прорыв в науках.

5650 = 1890 г. - начался мощный прорыв в новых культурных формах, вышедших за рамки реализма. Знатоки говорят, что новое искусство отражает не столько внешний мир, сколько освещает внутренний мир человека и человечества. (подобно рентгеновскому свету!. открытому в 1895 г.)

6700 = 1940 г. - начало Второй Мировой войны. Холокост. Это является началом цепочки, приведшей к созданию государства Израиль на Святой Земле.

Очень принципиальным является дата «три четверти шестого тысячелетия» 5750 = 1990 г.

Примерно в этот год — происходит развал Союза, что также резко усиливает процесс рассеяния русского еврейства по миру.

Примерно в это время — уходит из нашего мира Любавичский Ребе.

И наиболее впечатляющее изменение происходит в виде появления Интернета — новой информационно-коммуникационной реальности, которая объединила весь мир и сделала свободным доступ к информации.

На языке света — можно сказать, что «Свет Мошиаха» становится все более явным.

ЧАСТЬ 2. Нам очень важно воспользовавшись метафорой «Света Мошиаха» - увидеть этот свет в нашей жизни.

а) Свет Мошиаха — проявляется в ускорении процессов в нашей жизни.

С 1740 г (5500) — начинается ускорение процессов в Западном мире. Это изменения и в политике, и культуре и во многих других областях.

Каждая из упомянутых эпох — давала еще большее ускорение миру.

Но создание Интернета (в 5750 г.) — высвободившее информацию из рамок материальных ограничений — вывело скорость изменения процессов в нашем мире на уровень «космических» скоростей.

(заметим, что Интернет — не только дает доступ к информации, но и стал, например, ключевым фактором новых революций — подобно египетской).

б) важно, что ускорение происходит не с обыденными процессами, а с важными — ключевыми процессами, которые могут кардинально изменить нашу жизнь.

в) события необходимо разделить на две категории — ресурсные и трансформационные.

Ресурсные — связаны с непосредственным появлением новых возможностей.

Например, появление смартфонов — позволило человеку в любом месте в любое время — иметь доступ к множеству информационных потоков.

Трансформационные — связаны с каббалистической категорией «швират келим» (разбиение сосудов). Идет речь о кризисных явлениях, когда разрушаются какие-то из жестких рамок, которые сдерживали появление новых аспектов в жизни.

Особенность трансформационных процессов (кризисов) в том, что они не обеспечивают автоматического доступа к новым ресурсам.

Большинство людей воспринимают кризис — как жизненную драму, крушение ценностей.

Но — в «Мошиахальном Свете» - разрушение старых систем — дает возможность (и даже стимулирует) появление новых ресурсов, при условии — сознательных усилий тех, кто понимает — что именно нового должно появиться на месте разрушенного старого.

Мы сейчас построим интересную метафору с использованием света.

Представьте себе, что Вы стоите на улице в яркий солнечный день с зажженной свечой.

Свет Солнца во много раз ярче света свечи — и Вы не видите пользы от света свечи — при Солнечном свете.

А теперь изменим ситуацию. Представьте себе, что Вы находитесь вечером в комнате освещенной электрическим светом. А на Вашем окне стоит зажженная ханукия (светильник еврейского праздника Ханука).

И хотя — свет ханукальных свечей менее яркий, чем свет мощных электрических ламп, Вы уже начинаете ощущать, что свет ханукии (восьмерка хануки — связана с бесконечностью) — вносит особое освещение (духовную атмосферу) в Вашу комнату. В частности поэтому мы зажигаем дополнительную свечу шамаш, чтобы отделить прагматический свет от света духовного.

Если человек стоит спиной к ханукие и не знает о том, что ханукия освещает комнату, такой человек может и не подозревать, что в комнате присутствует источник духовного света. Ему будет казаться, что комната освещена обычной лампой.

Эта ситуация подобна нашей жизни. Те люди, которые не осознают реальности нашего времени (стоят спиной к ханукие) — воспринимают мир в «обычном свете».

Те же кто «включился» (еще один световой символ) — в новую реальность — могут ощутить появление нового источника света, который отличается не внешней мощностью, а внутренней духовностью и жизнью (живой огонь свечи vs. холодный огонь электрической лампы).

Описанная нами метафора — очень важна для нашего восприятия мира.

Духовные процессы — неотъемлемо связаны с принципом свободы выбора. Духовный свет — не проявляется в явном виде. Он позволяет человеку не желающему изменений в своей жизни - продолжать думать, что мир остался прежним.

Даже уважаемые сатмарские хасиды продолжают настаивать, что мы живем в старом мире. Для них новый мир настанет только тогда, когда это станет явным для всех. Наличие свободы выбора — отличает взрослого (зрелого) человека — от ребенка.

Критерием взрослости — является принятие нами новой реальности — с «Мошиахальным светом». Мы можем воспользоваться нашей ключевой схемой «четыре сына», чтобы определить разные роли тех, кто участвует в Мошиахальном процессе.

4-й сын — «который не умеет спросить», это светские люди, создатели различных ресурсов, участвующих в Мошиахальном процессе.

Это и создатели Интернета и Google, это и строители государства Израиль (как считал рав Кук) и те, кто помогал вырываться русским евреям из Союза и многие другие.

3-й сын — «простак» - это авторы новых духовно-философско-психолого-культурных явлений, которые более непосредственно влияют на духовное состояние человека и человечества. Но эти авторы не осознают своего Мошиахального соучастия.

Можно сказать, что Вс-вышний через этих людей внедряет в мир новые духовные технологии.

Это и Кен Уилбер и К.Юнг и М.Фенделькрайз, и В.Руднев, и Э.Коэн, и Р.Кейган, и М.Шагал — и многие другие деятели науки и культуры.

2-й сын — «злодей» - это разрушители, участники кризисного этапа «швират келим», с помощью которых Вс-вышний разрушает старые (устарелые) модели.

Это и египетские свергатели Мубарака, и возможно даже террористы, разрушившие 9 сентября башни-близнецы, и разные другие странные личности — которые преследуя свои самые различные цели — играли (вне всякого сознательного участия) — роль расчищателей территории.

1-й сын — «мудрец» - это те из нас, кто сознательно выбрал — сознательно участвовать в процессе раскрытия Мошиахального Света.

Для этого — необходимо в том числе освоить мистический уровень мышления, чтобы научиться видеть в самых разных и порой одиозных событиях аспекты Мошиахальных процессов.

Как пишет рав Кук «этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света Божественной мудрости, во всех ее формах, предназначенных для раскрытия».

И здесь нам нужны не столько абстрактные кабалистические схемы, сколько «прикладная каббала» - в смысле приложения ее к пониманию процессов, происходящих в нашем мире.

Более того, мы пользуемся в этом деле не только чисто каббалистическими концепциями — как сфирот или швират келим.

В самой Торе, Танахе и более поздних источниках — содержатся схемы в жанре «Маасэ Авот — симан ле баним» - Деяния отцов — ключ к пониманию событий в жизни потомков.

Соединяя Тору с каббалой — мы получим особенно эффективные механизмы «проливания Мошиахального Света». Это называется «Тора Мошиаха».

И как далее пишет рав Кук: «и именно это раскрытие сделает Израиль единым сообществом» и как объясняют комментаторы: «В это единое еврейское сообщество каждая из групп будет вкладывать то положительное, что у нее есть, и воспринимать от другой группы то, чего ей самой не достает.»

Как мы уже объясняли — концепция искр и клипот — позволяет проанализировать любой ресурс — и «просеять его» - выделив ценные ресурсы — искры, и откинув деструктивные моменты — клипот.

Собрав вместе искры из разных групп евреев — мы достигнем желанного единства еврейского народа. Но при этом данное единство — будет гораздо более «продвинутым» чем единство прошлых поколений, не включающее в себя множество проявлений жизни. Вернемся к еще нескольким проявлениям «мошиахального света».

Если свет — это учение, то нашей задачей должно стать умение видеть важные события в «мошиахальном свете».

Приведу важный пример. Недавно в Израиле начались массовые социальные протесты.

Первым интересным моментом является тот факт, что израильтян пробудили события «Египетской весны». И хотя события в Египте — не выглядят сугубо позитивными, но тот факт — что египтяне пробудили израильтян — является однозначно Мошиахальным фактором.

Кстати, этот фактор можно соединить с сюжетом из Торы. Так же как евреи в Торе — вышли из Египта — современные израильские инициативы — вышли (пробудились) событиями в Египте.

Далее, многие видят в израильских событиях — чисто конспирологический момент — заговора неких сил, которые хотят скинуть правительство.

Безумно обидно — видеть евреев, умнейший народ — запертых в бесплодной схеме жонглирования бесплодными партиями, не собирающимися предлагать новые решения, а только самих себя.

Давайте посмотрим на ситуацию под другим углом.

Израиль, создававшись в весьма экстремальных обстоятельствах, «наглотался множества клипот». И ужасающая коррупция и бюрократия Израильского общества — это ужасающий фактор, который душит страну.

При этом коррупционная клипа — пользовалась очень эффективной тактикой - «отвлекающего маневра». Израиль так бурно обсуждает проблему отношений с Палестинцами, что внимание общества отвлечено от того, что экономика страны — опутана одним из самых одиозных коррумпированных механизмов.

Создается впечатление, что Палестинцы — это единственная проблема Израиля. И когда — с помощью Египтян — сами израильтяне — проснулись — и подняли вопросы связанные с коррупцией — в этой истории однозначно проявляется «Мошиахальный Свет». Далее — все будет зависеть от того — в каком русле пойдет развитие событий. Старая клипа — будет пытаться ввергнуть страну в «dead end» - вопрос о том как свергнуть из власти одну партию и поставить на ее место другую — еще более коррумпированную.

Пора осознать, что от перемены мест беспомощных (или продажных) слагаемых — сумма не изменяется. Вопрос не в том, кто кого свергнет из власти — а в том, что необходимо разработать новые методы «зачистки территории».

Самый умный в мире народ — евреи — должен высвободиться от ига самых умных в мире кровососов — своих же еврейских бюрократов и прочих клипотных сил.

И не с помощью демагогии — а с помощью поиска и нахождения «Мошиахальных ресурсов» - новых механизмов регулирования экономики.

Происходит парадокс — евреи - самый умный в мире народ — и уже многие десятилетия — никто не предлагает эффективных способов экономики с обратной связью — при которой все злоупотребления — станут предметом наказания, а не поводом импотентной рокировки органов власти.

Кстати, можно предложить интересный механизм. Если в самом Израиле — все уже продано и подкуплено, необходимо еврейским бизнесменам диаспоры объединиться с еврейскими творчяескими силами — и создать антикоррупционный фонд, уполномочить талантливых людей с новым мышлением — повлиять на Израильскую систему управления, чтобы подавить ту клипу, которая превратила Израиль в жертву своих же «клипо-манов».

Из этого примера мы видим, что мир — уже давно застоялся на «малых скоростях» движения к свету.

Кстати, и Американская политическая система — уже уверенно доказала свою неадекватность.

И когда люди спорят, что лучше — левые или правые — вместо того, чтобы разработать иные методы управления обществом — это признак старого мышления.

Пора вносить «ханукию» в наш дом — чтобы «Ор хадаш аль цийон таир» - новый свет — показал людям новые возможности и перспективы.

И тогда мы не будем спорить — Мошиах уже пришел или его еще нет. Мы будем своими руками и умами — думать, строить и играть роль сотрудников Мошиаха. И тогда свет Мошиаха — станет видимым не только самым «продвинутым», но и всему человечеству. Перефразируя классика: «Сотрудники Мошиаха всех стран — объединяйтесь!».

Источник: http://meirbruk.net/


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Свет Мошиаха
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 10:33:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет