БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > «Бейн ha-мцорим» — «меж теснин»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
«Бейн ha-мцорим» — «меж теснин»

Девятого дня еврейского месяца ов 3338 года (по нееврейскому летоисчислению — 422 г. до новой эры) был разрушен Первый Иерусалимский Бейс hа-Микдаш — священный Храм нашего народа. 490 лет спустя, в 3828 году (68 г. новой эры), в день девятого ова римляне сожгли Второй Храм и изгнали евреев из земли Израиля.

Так сбывалось предопределенное свыше, записанное в священной Торе. 9-го ова евреи, покинувшие Египет, взроптали на Б-га. Вернувшиеся в этот день разведчики будущей Земли Израильской сказали: этой страной завладеть невозможно. Напуганные евреи усомнились в милости Б-га, и Он наказал «поколение пустыни». Ни одному из них не суждено было вступить в Землю Израиля.

Горести и беды подстерегали с той поры евреев 9-го ова. Несчастья начинались в трехнедельный промежуток между 17 тамуза (например, вавилонское войско ворвалось в Иерусалим) и заканчивались в траурный девятый день месяца ов. Крепость Бейтар — последний оплот Бар-Кохбы — пала девятого ова. В тот же день, за три года до восстания Бар-Кохбы, по приказу римского наместника была распахана земля Иерусалима, что и послужило причиной восстания... Девятый день месяца ов 5050 (1290) года — начало массового изгнания евреев из Англии... Тот же день 5066 (1306) года — выселение их из Франции... 9 ова 5252 (1492) года триста тысяч евреев были вынуждены покинуть Испанию... Во время Второй мировой войны на девятое ова падают особо жестокие акции гитлеровцев в гетто...

Но величайшие бедствия в истории еврейского народа, выпавшие на это число, — разрушение Первого и Второго Иерусалимских Храмов. Неизгладимым воспоминанием, незаживающей раной остались эти события в народной памяти. Их невозможно забыть, они послужили началом тысячелетнего изгнания, которое продолжается и поныне.

Траур по разрушению Храма продолжается три недели до девятого ова. Пост 17 тамуза (от восхода солнца до наступления темноты) начинает время скорби, «бейн hа-мцорим» (дни «меж теснин»), когда не принято веселиться, устраивать свадьбы и празднества, покупать и надевать новую одежду, есть первые фрукты этого года и стричь волосы, нельзя слушать музыку, ибо левиты не поют больше в Храме. Глубокий трехнедельный траур — дань памяти печальным событиям, на тысячелетия лишившим евреев свободы и независимости.

Нельзя относиться к соблюдению поста формально. Отказ от еды и питья — дело второстепенное, внешнее, внутренний смысл поста в ином. Это время задуматься над своими поступками и с чистым сердцем обратиться к Б-гу (в чем, собственно, и заключается суть семнадцатого тамуза и девятого ова).

К началу месяца ов траур и грусть усиливаются, чем ближе девятое число, тем суровее скорбные обычаи. С первого дня месяца ов не едят мясо и не пьют вино — в память о днях, когда прекратились жертвоприношения и перестали проливать вино на алтарь Храма. Не купаются в море и не стирают белье, но в субботние дни траур не соблюдается — можно есть мясо и пить вино.

Суббота, предшествующая девятому ова, называется Шабос «Хазон» — «Суббота видения», потому что в этот день после чтения Торы в синагогах читают главу из книги пророка Ишаяhу (Исайи), которая начинается словами «Хазон Ишаяhу» — «Видение Исайи». В этой главе пророк сурово порицает еврейский народ за совершенные им преступления, влекущие за собой изгнание, и предсказывает грядущее освобождение. Заканчивается глава словами: «Сион искупится законом и его пленники — благотворительностью».

Вершина траура — девятое ова. Накануне, до захода солнца, — последняя трапеза, обычно на низких скамейках, когда едят хлеб и — в знак траура — слегка посыпанное пеплом крутое яйцо (если канун девятого ова — суббота — последнюю трапезу не устраивают). С заходом солнца начинается пост, а с наступлением ночи евреи идут в синагогу. Там полумрак и необычная тишина, потому что в этот день все говорят вполголоса, как разговаривают в доме, где лежит покойник. Снят занавес со шкафа, в котором хранятся свитки Торы, люди не приветствуют друг друга, не пожимают рук, не улыбаются. После вечерней молитвы они садятся на низкие скамейки или на пол и слушают горестную песнь о Иерусалиме из книги «Эйха», а затем читают поэтические отрывки из «Кинос», полные скорби о разрушении Храма и бедствиях, постигших после этого наш народ. Темноту в синагоге чуть рассеивают слабые огоньки свечей, и молящиеся походят на странников без крова и отечества.

Запреты дня девятого ова особенно строги. В этот день не умываются, а утром моют только пальцы и протирают ими глаза. Нельзя смеяться, веселиться, надевать кожаную обувь. Утреннюю молитву совершают без талеса и тфилин, ибо талес и тфилин — символ красоты и великолепия. Их надевают лишь во время предвечерней молитвы Минха.

После утренней молитвы снова читают «Кинос», учат книгу Иова и «Эйха», а также те места в Талмуде, где рассказывается о разрушении Иерусалима. До полудня не сидят на стульях — лишь на низких скамейках.

С наступлением темноты, с появлением звезд, пост прекращается, но до полудня десятого ова не пьют вино и не едят мясо, не стригутся и не стирают белье. Эти последние часы траура — память о догоравшем 10-го ова Храме.

Источник: «Шомрей Шабос»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > «Бейн ha-мцорим» — «меж теснин»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 08:39:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет