БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Кипа раввина вместо королевской короны
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Кипа раввина вместо королевской короны
Исраэль Рутман

Он родился принцем небольшого королевства на юге Африки. Его ждала размеренная жизнь особы голубых кровей. Все было расписано, как по нотам и известно заранее: престижный европейский университет, а потом — важный государственный пост на родине. Однако это «расписание», которое бы устроило многих, навеяло тоску на молодого монарха и он бросился на поиски смысла жизни. Из библиотеки Оксфордского университета поиски привели... к Б-гу. Неожиданно для своей семьи он оставил Европу, приехал в Израиль, прошел гиюр и стал Натаном Гамедзе. Бывший африканский принц стал израильским раввином и поселился вместе с женой и детьми в Цфате.

ИзменитьУбрать
(0)

— Вы, в самом деле, наследный принц и могли бы претендовать на престол?

— Теперь о престоле не может быть и речи... Но до восьми лет я рос в Свазиленде — небольшом, граничащем с Южной Африкой и Мозамбиком королевстве, с населением немногим более миллиона человек, и территорией, примерно равной территории Израиля. Мой дед был королем. Англичане, сделавшие Южную Африку своей колонией, поделили территорию его страны на три государства: Свазиленд, Босутоленд и Бехуаналенд. Таким образом, наша семья лишилась верховной власти. Однако, чтобы не портить отношения с членами королевской семьи, англичане дали моим родственникам возможность занять министерские посты. Мой отец, например, был министром образования, потом — послом в странах Европейского сообщества. Сегодня он — на вершине иерархической лестницы и обладает определенной властью, но все же — не король.

— Что привело вас к иудаизму?

— В какой-то момент своей жизни я вдруг почувствовал, будто я — деталь какого-то конвейера. «Производственный цикл» ежедневно повторялся: дом — работа — дом. Изо дня в день одни и те же «операции»: душ, завтрак, поездка на службу, дорога домой, ужин, сон... Мне захотелось понять, в чем же смысл происходящего. Как детектив, я взялся за поиск и внезапно обнаружил, что этот повторяющийся цикл — лишь фон; а что-то очень важное — остается за кадром, и скрыто от взоров простых смертных. Я решил во что бы то ни стало узнать, что это.

— И попытались найти ответ на этот вопрос в религии?

— Так поступают многие. Но иудаизмом я раньше не интересовался... Однажды я, еще будучи в Оксфорде, обратил внимание, что несколько студентов записывают слова преподавателя странными буквами и — справа налево. После лекции я познакомился с ними и узнал, что они изучают иврит и просто делали во время лекции домашнее задание. Тогда я подумал, что учить иврит — это, должно быть, очень интересно. Вскоре я и вовсе забыл этот эпизод. Потом, когда я решил получать ученую степень, встал вопрос о том, что надо из университетских курсов выбрать еще один язык. Я хотел взять русский. Это очень трудный и интересный язык, и мне тогда очень хотелось выучить его. Но расписание этого курса не совпадало с моим. И тут-то я и вспомнил об иврите...

— Могло случиться так, что вы приехали бы не в Израиль, а в Россию...

— Да, это так! Но в данном случае, видимо, Б-г направил все в нужное русло. И я все-таки оказался на курсе иврита. Первый же текст, который мы разбирали на уроке, оказался отрывком из Торы. Это была история о том, как Авраам вел Ицхака на гору Мориа. Я рос в христианской семье и знал этот сюжет. Однако, читая его на иврите, я обнаружил в нем какую-то неведомую мне раньше глубину. Мной овладело ощущение, что здесь сказано что-то и обо мне. Я открыл новое измерение, о существовании которого даже не подозревал. И тогда еще не знал, что открытое мной измерение было мировоззренческим.

Потом я увлекся книгой Рамбама «Мишне Тора». Она произвела на меня неизгладимое впечатление, я все время носил ее с собой, зачитывал и пересказывал фрагменты друзьям. И сам не понимал, откуда во мне возникла любовь к иудаизму. Тогда-то передо мной и встал вопрос: какое отношение я имею к еврейскому миру? Ведь я — не еврей. А раз так, подумал я, значит, мне надо оставить все связанное с иудаизмом. С этой мыслью я отправился учиться в Рим.

— Но, как видим, это не помогло избавиться от «наваждения»?

— Да, и в Риме мысли о судьбе еврейского народа не покидали меня. Рассматривая знаменитые росписи и фрески в соборах, я постоянно отмечал про себя, как евреи страдали от христиан... Мне казалось, что Рим — самое нееврейское место в мире. И вот однажды, сидя в римском отеле, я подумал о том, что даже перед лицом смерти евреи читали «Шма Исраэль». И там, в римской гостинице, я впервые прочел вслух эту древнюю молитву. А когда закончил чтение, почувствовал небывалый прилив энергии. До сих пор не знаю, что произошло со мной тогда, но это было одним из самых сильных переживаний в моей жизни.

— ...Как будто бы кто-то вел вас куда-то невидимой рукой?

— В это трудно поверить, но именно так все и было. Расскажу, к примеру, такой случай. Как-то утром, проголодавшись, иду завтракать в кафе. И чувствую — не могу есть. Кусок, что называется, в горло не лезет. В чем дело? — спрашиваю себя. И тут вспоминаю, что сегодня — особый для евреев день, Йом Кипур, день поста.

В первое время эта внутренняя причастность к судьбе еврейского народа меня просто пугала. Но вскоре я понял, что наступил момент, когда мне нужно стать частью этого народа...

— Что в вашем решении оказалось самым трудным?

— Больше всего на свете я не люблю быть на виду. Приняв решение стать евреем, я осознавал, что на меня будут показывать пальцем, что в большинстве еврейских общин мира я буду единственным негром. А уж если узнают, что я — бывший африканский принц... Но я преодолел в себе эти страхи. Они отступили перед главным: я нашел дорогу к Творцу, и что бы ни случилось, не сверну с нее.

— Не было ли потом сомнений, что вы правильно выбрали дорогу?

— Как правило, человеку свойственно сомневаться в правильности собственных решений. Так вот я, если в чем-то и уверен, так это в том, что выбор пути постижения Торы — быть может, единственное правильное решение в моей жизни. Эта мысль поддерживает меня, помогает преодолевать трудности.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Всевышний вывел вас на эту дорогу?

— Безусловно. Однако, лишь недавно нашел ответ на этот вопрос. Я вел урок Торы, на котором обсуждал со своими учениками недельную главу Итро, стараясь объяснить им, что Итро был неординарным человеком. Внезапно я вспомнил, что много лет назад один из моих учителей сказал: первый раз слова «Барух а-Шем» (благословен Всевышний) в Торе вложены в уста Итро, в момент, когда он благодарил Всевышнего за избавление евреев от египетского рабства. В этом и состоит главная идея гиюра — благословение Всевышнего, привнесение дополнительной славы Его Имени. Я рассказывал об этом своим ученикам и отчетливо понимал, что прошел нелегкий путь к еврейству, чтобы славить Имя Всевышнего.

— С чего началось ваше «восхождение» в Израиль?

— Я приехал в октябре 1988 года, чтобы учиться в Еврейском университете в Иерусалиме на факультете иврита. Поскольку никаких прав на репатриацию у меня не было, я находился в статусе туриста. Позднее — принял гиюр и стал считаться репатриантом.

— Не сталкивались ли вы с предвзятым отношением к вам, например, из-за цвета кожи?

— Нет. Напротив, ко мне относились благожелательно, многих интересовало, что движет иностранцем, пожелавшим изучать иврит и иудаизм.

— Чем вы сейчас занимаетесь в Цфате?

— Я — раввин в американской ешиве «Шалом Рав», ученики которой возвращаются в иудаизм. Практически все они приехали из США. Кроме этого, ко мне на лекции в Цфат специально приезжают люди из разных концов страны.

— Сейчас много говорят о том, что необходимо упростить процедуру гиюра. Эта идея особенно популярна в русской общине Израиля, где многие семьи — смешанные. Как вы относитесь к такой возможности?

— Это сложный вопрос и трудно найти правильное решение. Однако, согласно канонам ортодоксального иудаизма, человек, желающий стать евреем, должен быть абсолютно уверен в правильности этого шага. А если человек ищет, как облегчить этот процесс, встает вопрос: действительно ли он хочет стать евреем? Раввин должен быть уверен, что человек готов посвятить себя служению Торе.

— Что вы думаете о будущем еврейского государства? Каким быть Израилю — светским или религиозным государством?

— Передо мной, как перед человеком религиозным, встает несколько вопросов. Если, к примеру, Израиль выберет светский путь развития, то как мы объясним наше право на эту землю? Почему человек, не являющийся евреем, не верящий в Б-га, не чтящий Тору, может приехать и жить здесь, а, например, арабы лишены этого права? В таком случае, что мы здесь делаем? Говорить об историческом праве на землю? Так и у арабов оно есть. Если же, я скажу, что эту землю нашему народу дал Б-г, то все становится на свои места. И поэтому будущее нашей страны я вижу только в возвращении всех евреев к Торе.

— Вы довольны тем, куда привел вас жизненный путь, или вы стремитесь дальше?

— Сейчас мне сорок лет. Я искал истину и нашел ее. Моя нынешняя цель — приобщить как можно больше людей к иудаизму. Я осознал свою миссию в жизни.

— Вы находитесь в мире с самим собой?

— Да, конечно. Каждый человек ведет поиски смысла своей жизни. И я нашел то, что искал. Поэтому я здесь.

— Бываете ли вы на своей родине, поддерживаете связи с родными?

— С тех пор, как приехал в Израиль, я еще ни разу не ездил домой. Я не чувствовал, что у меня есть силы выйти в нерелигиозный мир. Я даже немного побаивался этого. Кроме того, все, что связано с монархией — это мое прошлое. Теперь я из принца стал простым евреем, который учит Тору и содержит семью.

— Вы женились?

— Да, три года назад.

— У вас есть братья и сестры, которые остались в Свазиленде?

— Вся моя семья сейчас находится в Южной Африке. Все мои братья и сестры получили высшее образование. В нашей семье всегда главным считалось воспитание и образование.

— Какими языками Вы владеете?

— Английским, французским, немецким, итальянским, ивритом... Остальные из тринадцати — африканские языки. В нашей семье все владеют по крайней мере двумя европейскими языками.

— Вы хотите попытаться наладить связи между африканцами и израильтянами?

— Мне это представляется проблематичным. Большинство людей в мире, а не только граждане моей страны не понимают сути иудаизма. Им трудно представить, что на земле может существовать избранный Б-гом народ, и что этим народом является народ Израиля. Боюсь, что все это я не смогу объяснить неевреям. Нужны некоторые дипломатические качества, которыми я не обладаю.

Источник: MIGNews


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Кипа раввина вместо королевской короны
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-27 12:29:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет