Странная история с этими ивовыми ветвями! Начинается все с известного, даже тривиального расклада: четыре растения, у одного (эсрог) — отличные вкус и запах, другие могут похвастаться только одним их этих свойств: мирт — запахом, лулов — вкусом. А ивовые ветви скромно присоединяются «за компанию» — ни вкуса, ни запаха.
И аллегория тоже всем известна: Тора и заповеди, весь Израиль вместе. Эсроги — праведники, hадасы и луловы — обладатели Торы без добрых дел или добрых дел без Торы. И снова за компанию, чтобы не оставить «за бортом», — ивовые прутья, простые и невежественные, без особых заслуг.
И все-то в этой трактовке хорошо и ладно, да только к концу праздников происходит нечто странное. Ребе из Гур (ныне город Гура-Кальвария, Польша), автор книги «Сфас эмес», обратил на это внимание первым.
Вспомним все по порядку: после Йом-Кипура, а часто и задолго до него, отправляется еврей за четырьмя растениями. Сто лавок и десять базаров обойдет, сотни золотых отдаст, но добудет лучший эсрог, прямейший лулов и наисимметричнейший hадас.
А как же арова — ива? Да никак. Купит за три грошика накануне праздника. Да и в праздничные дни не станет следить за несчастными прутьями как следит за миртом и луловом или тем более эсрогом. Только если уж совсем осыплются листки или плесенью покроются, придется купить новые. И снова — за три грошика.
Сказанное, кажется, подтверждает естественную иерархию четырех растений, а в нашей аллегории — иерархию евреев в едином пучке Израиля.
Но вот, праздник Суккос кончается, а с ним кончается и Небесный Суд. В Рош hа-Шоно вынесен приговор, В Йом-Кипур скреплен Высочайшей печатью, но до hойшано-Рабо отложен на кассацию. В последний же день праздничных буден, в день последней надежды на милосердие Судьи, приходят евреи в синагогу, бережно неся в руках пять...
Нет, не пять эсрогов, не пять миртовых ветвей и не пять луловов. Они несут грошовые ивовые ветви. Без запаха, без вкуса, несимметричные, кривые, шершавые. Правда, ритуал состоит в довольно беспощадном «мордовании» этих веток. Но все же, остается вопрос: почему на последнее заседание Суда не приглашены все четыре растения или, по крайней мере «плод дерева великолепного», благороднейший эсрог?
«Сфас Эмес» объясняет это так: хороший адвокат до последней минуты суда, как иллюзионист, держит лучшую карту в рукаве или кролика в цилиндре. Лучший из аргументов — последний аргумент... На ежегодном осеннем судебном процессе мы предъявляем Судье разные вещественные доказательства и произносим разные речи в собственную защиту. Тут-то все и выкладывается на стол: Тора, добрые дела, заслуги отцов, древние обетования, заветы, союзы. Почти все пущено вход. Но последний аргумент ждет своего часа, ждет hойшано-Рабо.
От всего может Судья отмахнуться, все аргументы опровергнуть и отклонить. Только не этот, последний, простой, пронзительный: посмотри, Судья Праведный, на наши битые, в прах поверженные ивовые прутья. На простых неученых и даже к заповедям не приученных евреев. Ты не растил их в иешивах вместе с благоуханными эсрогами. Даже миртам и луловам они не компания. Но когда бьют нас за Имя Твое, когда приходит минута выбора: быть евреем или уйти в вечную тень, раствориться в море народов, — ивовые прутья народа Твоего во все времена выбирали мучения и смерть, отвергая спасение вдали от Тебя и от народа Твоего.
Исход Суда предрешен. А потому и венчает праздники веселый день Симхос-Тойре. И это, если вдуматься, праздник ивовых ветвей: ведь в Симхос-Тойре не раскрывают свитки Торы, чтобы изучать их текст. Будь так, неученый еврей не смог бы праздновать с нами. А плясать все могут, а ивовые прутья и подавно, лучше нас с вами!..
Источник: «Шомрей Шабос» №2(444)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.