БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Выборы: а как это скажется на евреях?
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Выборы: а как это скажется на евреях?
р. Йосеф Херсонский

Взгляд еврея на выборы. Чем руководствоваться, помимо фактора антисемитизма? Почему с точки зрения Торы не важна национальность кандидата?

— Хаим, ты слышал? В зоопарке умер слон!
— А как это скажется на евреях?
Анекдот

Итак, в России прошли очередные выборы... Принесут ли они изменения, а если принесут, то какие? Возможно, кому-то теперешняя избирательная кампания напомнит советские времена, когда избирательный процесс был формальностью. Да и сейчас самым популярным вопросом будет: «Произойдут ли заметные изменения?».

Евреи любят козырнуть тем, что их религия не только не устаревает, но и всегда в состоянии дать достойный ответ любому вызову современности. Что же говорит иудаизм о выборах и об участии в них?

Участие еврея в выборах власти следует рассматривать в свете трех факторов:

1) Одна из заповедей Торы (Дварим, 17:14) — поставить царя над народом (предвижу возникающие вопросы: мол, заповедь относится лишь к еврейскому государству и исключительно к царю-еврею; но наберитесь терпения, ответ будет дан чуть ниже).

2) Талмуд гласит: «Закон [в сфере финансов и налогообложения, — р. Й.Х.] государства — закон [легитимный, — р. Й.Х.]» (Недарим, 28а).

3) Правило, упомянутое в Мишне: «Рабби Ханина, заместитель первосвященника, говорит: «Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх пред нею, люди бы живьем проглатывали друг друга»» (Пиркей Авот, 3:2).

Власть — заповедь Торы

«Когда придешь ты в страну (...) поставь над собою царя, которого изберет Б-г, Всесильный твой: из среды братьев твоих поставь над собою царя». Так говорится в пятой из книг Пятикнижия, называемой Дварим.

Любой грамотный еврей знает, что этот закон говорит не о выборах в России, Европе или США. Речь идет о еврейском государстве и его структуре, которую Иосиф Флавий именовал «теизмом», основанной на взаимодействии царя и Санhедрина (Синедриона). Аналог этого взаимодействия существует сегодня практически в любом государстве в виде отношений главы государства и парламента, с той лишь разницей, что еврейские правители были сами подчинены Закону, заповедям Торы, не имея «депутатской неприкосновенности».

Применима ли эта заповедь в современных российских условиях? Ответ смотрим в книге пророка Шмуэля, на долю которого выпало впервые воплотить упомянутую заповедь Торы в жизнь:

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю. И сказали ему: (...) поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов. И не понравилось слово это Шмуэлю, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шмуэль Г-споду. И сказал Г-сподь Шмуэлю: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня...» (Первая книга Шмуэля, глава 8).

Комментаторы объясняют, почему пророк и Всевышний не одобряют желание народа исполнить написанную в Торе заповедь Б-га. По замыслу Творца, функция царя заключается в том, чтобы трепет перед ним приводил к трепету перед Б-гом. Евреи же, пришедшие к пророку, хотели вовсе не этого: «Тогда будем и мы, как все народы; и будет судить нас царь наш, и будет выходить пред нами и вести войны наши» (Шмуэль I, 8:20).

Избирая главу народа, следует учитывать значение роли царя. С точки зрения Торы, достойный глава народа — тот, чья политика вызывает в народе желание обратиться к Б-гу. Неплохо бы, чтобы это обращение к Творцу не было молитвой о спасении.

Так же предпочтение стоит отдать кандидату, гарантирующему свободу вероисповедания.

Закон государства — закон

В сфере налогообложения и в некоторых других финансовых вопросах действует правило, неоднократно упомянутое и обсуждаемое в Талмуде: «Закон [в сфере финансов и налогообложения, — р. Й.Х.] государства — закон [легитимный, — р. Й.Х.]». Вместе с тем, еврейский закон отрицает обязательность явно дискриминационных финансовых обязательств.

Иными словами, избирая законодательную власть, следует обратить внимание на экономическую программу кандидатов на высокие посты.

Власть = порядок. А что такое «порядок»?

Простой смысл фразы мудреца рабби Ханины «Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед нею, люди бы живьем проглатывали друг друга»: функция власти — порядок в государстве.

С еврейской точки зрения, стоит внести лишь одну поправку в стиле «а как это скажется на евреях?»: голосовать за тех, кто лоялен к евреям и не допустит «люди бы живьем проглатывали» в отношении нас.

Любавичский ребе, Менахем Мендл Шнеерсон, комментируя упомянутое высказывание, говорил:

Природа человека такова, что поставив перед собой цель, он склонен отнестись к окружающим его людям, как к вспомогательному материалу для достижения этой цели. «Верховная власть», упомянутая мудрецом, означает не только правительство государства «Х», но и власть Всевышнего и Его заповеди. Одна из основ мировоззрения еврея: Адам был сотворен единственным, дабы показать, что каждый из его потомков самоценен. Только такая позиция может предотвратить «проглатывание» окружающих своими Большими делами.

Из этого следует вывод и в отношении избирательной кампании — 2003: предвыборная программа, включающая использование «иных» в качестве «вспомогательного материала», — не кошерна.

* * *

Возможно, в сложившейся на данный момент в России или Украине ситуации невозможно с полным основанием утверждать: «Мой голос изменит судьбу страны». Однако неучастие в выборах лишит вас возможности изменить судьбу своего народа в этой стране. Если судьба России — штука тяжелая и сдвинуть ее нелегко, то судьба евреев в России подобна шару, находящемуся на вершине горы: может покатиться в разные стороны. Не верите? Зайдите в ларек с антисемитской литературой и сравните (убрав слово «евреи») предвыборные программы некоторых партий!

Не принципиально, еврей ли кандидат или нет. Важно, чтобы он «дружил» с Б-гом, проводил верную экономическую политику и был лоялен к евреям.

Источник: Jewish.Ru — Традиция


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Выборы: а как это скажется на евреях?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 04:56:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Dr. NONA