БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > 10 швата — День Коронации
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
10 швата — День Коронации

10 швата 5711 года рабби Менахем-Мендл Шнеерсон принял на себя руководство движением ХАБАД и стал седьмым Любавическим Ребе. Вскоре его имя узнал весь мир. Много всего необычного и даже мистического соединилось в судьбе этого выдающегося человека. Благодаря Седьмому Любавическому Ребе просветительская деятельность движения ХАБАД достигла особого размаха по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из первого интервью, которое Ребе дал корреспонденту одного из еврейских журналов.

ИзменитьУбрать
(0)

Пока ребенок растет, его движения лишены глубокого смысла, если не считать высшей целью нашего существования желание поднять цветную бумажку или поймать бабочку.

В вопросах более серьезных такое состояние может продлиться и до конца дней человеческих, не про нас будь сказано.

Во время Второй мировой войны евреи Америки следили из-за океана за волной разрушения и гибели, которая прокатилась по Европе, оставляя синагоги без прихожан, местечки без жителей, растоптанные души живых.

Евреи Америки продолжали, в большинстве своем уже в третьем поколении, обживать эту большую страну, расширяя бизнес, играя пышные свадьбы. Были такие, кто вспоминал про Б-га в воскресный день, когда сосед-негр спешил в церковь. Большинство общин принадлежало к реформистскому или консервативному направлениям. Глат кашер среди миллионов евреев Америки соблюдало около тысячи семей. В йешивах было больше пустых скамеек, чем студентов. И, конечно, смешанные браки, процент которых рос, как давление у гипертоника...

Этот процесс воспринимался по-разному. Оптимисты, давно снявшие кипу, именовали его прогрессом. Люди строго соблюдающие говорили, что это «смертная казнь через растворение». Кто-то по-настоящему взрослый сказал бы: «Ребенок растет...»

Но где взять взрослого?

В ту пору, это было в 1951 году, хасиды ХаБаД объявили, что после ухода из мира Ребе Иосефа-Ицхака избран новый Ребе — Менахем-Мендл Шнеерсон. Через несколько месяцев после избрания нового Ребе сотрудник одного еврейского журнала отправился взять у него интервью. С рабби Шнеерсоном он встречался до этого несколько раз. В памяти журналиста остался образ талмид-хахама, очень простого в общении, скромного до застенчивости. Журналист вошел в здание «Севен Севенти»1. Студенты йешивы как раз высыпали в вестибюль, расходясь после вечерних занятий, и весело перекрикивались. Вдруг они замолчали и раздались вправо и влево. Появился новый Ребе. Один паренек заметался в проходе, не зная куда приткнуться, и чуть не упал. Ребе поддержал его и улыбнулся...

Вот отрывок из интервью.

— Как Вы относитесь к тому, что еврейство сейчас рассеяно по всему свету?

— Ошибкой будет считать это бедствием. То, что находясь в галуте, евреи не были собраны в одном месте, не раз спасало нас во время погромов и преследований... С другой стороны, присутствие большого числа евреев в одной стране помогло возникновению духовных центров, откуда другие общины черпали ученость, финансовую помощь и руководство.

— Так что же лучше, соединение или рассеяние?

— Одно рядом с другим. Наша история в галуте — это непрерывная цепь возникновения и исчезновения таких центров то в одной стране, то в другой. Соединение сменялось рассеянием, затем снова соединение...

— На каком этапе находимся мы теперь?

— Центры Торы и еврейства в Европе уничтожены фашизмом и коммунизмом. Центром еврейства теперь становится Америка. Всевышний по воле Своей приготовил новый дом для Торы и еврейства в этой стране в то время, как пожар уничтожения только начинался по ту сторону океана... Евреи Америки обязаны понять свою роль в нашей истории. Здесь собраны сейчас наши лучшие духовные силы. На нас возложена обязанность направлять и поддерживать еврейские общины в других странах, в том числе и в Эрец Исраэль. Этим общинам, чтобы выстоять, нужна наша духовная и экономическая помощь. То, что будет завтра с евреями во всем мире, зависит от того, как ведет себя каждый еврей здесь, в Америке.

— Готово ли американское еврейство взять на себя эту задачу?

— Это потребует полной перемены в системе ценностей и формах работы. «Американский гений» заключался в создании нового человека, первопроходца или того, кого здесь называют «сэлф мейд мэн». Эта модель включает наиболее полное раскрытие духовного потенциала, заложенного в человеке, плюс такие необходимые для всех качества, как упорство и сообразительность. Однако, идя по такому пути, американцы чересчур сосредоточены на личных интересах. «То, что полезно мне, — это главное.» Лишь в свободное время, достигнув экономического и социального успеха, американец позволяет себе заниматься филантропией. Подобный стиль присущ американским евреям в той же мере, как и остальным гражданам этой страны. Этот взгляд на вещи нужно изменить в корне, как всей общине, так и каждому в отдельности. Надо научиться чувствовать ответственность за весь еврейский народ. Надо главную часть своих сил и времени отдавать общему еврейскому делу, а потом уже заниматься личным бизнесом.

— Вы говорите о полной перемене фундамента, на котором мы стоим!

ИзменитьУбрать
(0)

— Верно. Собственно, в этом суть моего обращения к еврейству Америки. Мы лишь тогда сможем выполнить свою историческую роль, когда в наших действиях будет присутствовать самопожертвование. Каждый из нас должен подавить свои эгоистические, частные интересы и стать «человеком ради других», «евреем ради еврейства». Такая цель требует перемены тактики. На горе всем, религиозное еврейство в последнее время занималось исключительно самообороной. Оно находится в постоянном страхе потерять те позиции, которые у него еще остались. Причины для такого беспокойства, конечно, есть. Опорные пункты еврейства один за другим переходили в руки людей нерелигиозных. Если бы религиозные люди попытались перейти в наступление и расширить границы своего влияния — обстановка сейчас была бы совсем иной. Люди светские не держали бы жизнь общины под своим контролем.

— Это подход новый и довольно трудный в исполнении...

— Трудный, но не новый. Он был всегда присущ еврейству. Если верить, что Тора вечна, что Всевышний постоянно оберегает Свой народ, то необходимо наступать, двигаться вперед — и в этом истина. Нельзя заниматься только тем, что обдумывать трудности и высчитывать шансы на победу. В результате этого можно вообще засомневаться в том пути, по которому идет наш народ. Растерянность и отсутствие твердой воли это не причина, чтобы ломать все, что было сделано до сих пор. Лишь немногие евреи Америки соблюдают заповеди Торы. Но это не должно приводить нас в отчаяние. Надо помнить одно: мы слышим приказ, мы готовы его исполнить, а будет ли удача, это уже не в наших руках, это выше...

— Вы оптимист. Вы верите, что это все осуществится?

— С тех пор, как мой учитель и тесть рабби Иосеф-Ицхак поселился в Америке, мы, хасиды ХАБАДа, находимся в состоянии наступления. Общаясь с нерелигиозными евреями, мы стараемся привлечь их к соблюдению заповедей Торы дружелюбно и без давления. Если потребовать от такого человека, чтобы он сейчас же начал соблюдать все заповеди, эта цель не будет достигнута. Но есть правило: любой нерелигиозный еврей обязательно соблюдает какую-нибудь из заповедей Торы. В этом он с нами, а не против нас. Это плацдарм еврейства в его душе. Вот почему рабби Иосеф-Ицхак обращался за помощью к самым разным людям, ко всем, кто имел силы и желание действовать сообща...

— Например?

— Существует проблема смешанных браков. Есть евреи, которые не соблюдают никаких заповедей, кроме одной: они женятся только на еврейках. Значит, они наши союзники в борьбе с этой болезнью, которая вырывает все новые и новые души из нашего народа... Для нас каждый еврей очень дорог. Он может стать одним из лидеров народа или просто создать крепкий еврейский род. От нас зависит, будут ли это поколения, хранящие Тору и еврейство...

— Что думает Ребе о позиции нерелигиозных евреев в наши дни?

— Что лишь считанные единицы из них могут претендовать на звание эпикорос — безбожник. Однажды к моему тестю, рабби Иосефу-Ицхаку, пришел один еврей — посоветоваться о своих проблемах. Ребе предложил ему надеть тфилин. Гость воспротивился: «Я же ни во что не верю, Ребе! Я эпикорос!» На это ответил ему мой тесть: «Не так-то легко стать эпикоросом. Человек должен много учиться, много размышлять о смысле Торы и ее заповедей. И если он все же откажется соблюдать их, то будет достоин называться эпикоросом. Поэтому надевайте тфилин и скоро вы поймете, что все, чего Вам не хватало, это маленького толчка...»

— Все же силы наши не так велики, чтобы следовать плану, который предлагает Ребе.

— Расскажу небольшую историю, которая случилась с хабадским шалиахом в Марокко. Находясь в одном из городов, он обнаружил, что сто двадцать детишек из местной общины ходят в государственную школу по субботам и вынуждены нарушать многие запреты этого дня. Главы общины принадлежали к людям строго соблюдающим. Они объяснили нашему посланнику: «Правительство заставляет нас отправлять детей в школу, и ничего нельзя сделать... Дети, когда подрастут, смогут сделать тшуву, раскаяться во всех этих нарушениях». Шалиах ответил им, что нельзя нарушать, рассчитывая на то, что раскаешься потом. Его спросили: «Можно нам сослаться на тебя?» «Конечно», — ответил шалиах. Беседа состоялась в среду, а в субботу еврейские дети были свободны от занятий. Руководители общины пришли к инспектору школ и заявили: «Ашкеназский мудрец сказал, что не будет искупления тому, кто нарушает законы субботы...» Инспектор тут же согласился освободить еврейских детей от посещения школы по субботам. Мы видим, как один-единственный разговор помог спасти сто двадцать детей от нарушения субботы! Теперь вы понимаете, что не может быть отговорки, которая бы оправдала наше бездействие!

— Как видятся вам результаты «наступления», о котором вы говорили?

— Нам дано видеть то, что происходит сейчас, а результаты наших усилий и воля Всевышнего, связанная с ними, раскроются позднее. Нам надо учиться действовать и хотеть действовать. Как сказал мой учитель и тесть, «одно действие лучше тысячи вздохов». И еще он говорил: «То, что делается во имя добра, никогда не делается понапрасну».

Провожая корреспондента, Ребе добавил:

— Не надо много писать обо мне. Все мы сами по себе мало что значим. Наша служба, наша святая еврейская цель, вот что важно. Если мы готовы действовать, то мост в еврейство будет перекинут, и те, кто раньше был далек от Торы, пойдут по нему к нам навстречу...

Из книги Эзры Ховкина «Ребе»


1 «Семьсот семьдесят» — в доме под этим номером на Истерн парквей в Бруклине находится штаб-квартира всемирного движения ХАБАД.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > 10 швата — День Коронации
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 07:24:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"