БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Могила «известного историка»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+11
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Могила «известного историка»
р. Ицхак Зильбер

«Седер hа-дорот» — «Хроника (букв. — порядок) поколений» — название книги, которую написал гениальный рав Ихиэль Альперин (у евреев иногда авторам дают имя по названию их книг). «Седер hа-дорот» — уникальный исторический труд, отражающий историю еврейского народа от начала времен до дней Виленского гаона, когда книга была написана (примерно двести пятьдесят лет назад). Автор перечисляет там всех великих людей еврейской истории и их труды, особо сосредоточиваясь на эпохе Талмуда. Этот поразительный справочник содержит библиографию нескольких тысяч книг. Кроме того, в «Седер hа-дорот» систематизированы по авторам все высказывания в Талмуде, с указанием места, где какое высказывание находится. И сделано все это одним человеком. Уму непостижимо!

Надо сказать, что книга «Седер hа-дорот» послужила первоисточником для многих исторических трудов.

Я был еще мальчиком, когда приехавшие в Казань из Минска евреи с горечью рассказали отцу, что в Минске разоряют старое еврейское кладбище, выбрасывают кости из могил и строят на этом месте стадион НКВД, — не хулиганы, в отличие от Казани, а власти, со всеми своими возможностями и полномочиями.

Надо знать, что Тора предписывает нам очень серьезно относиться к захоронению. Первый урок об этом мы получаем в главе «Хаей Сара» книги «Брешит», где рассказывается, как Авраам купил пещеру Махпела, чтобы похоронить там жену, еще один — в главе «Вайхи» книги «Брешит», где говорится о том, как Яаков просил Иосефа похоронить его не в Египте, а в Эрец-Исраэль. И не просто просил, а взял с сына клятву.

Тора дает нам несколько заповедей о том, как следует поступать с мертвым телом, и строго запрещает тревожить захороненные в земле останки.

Помню, отец спросил:

— А могила Седер hа-дорот?
— Нет, — говорят, — ее снести не сумели.
— Как это, — спрашивает отец, — не сумели?
— Все, кто пытался, погибли.

Мне, мальчишке, тогда подумалось: «Люди любят преувеличивать». Позднее, в пятьдесят третьем — пятьдесят четвертом году, в Казани появился Шалом Исакович, видный врач из Минска, знаток Торы, тщательно это скрывавший. Я спросил у него, сохранилась ли могила Седер hа-дорот, и он подтвердил, что да, сохранилась. Я никак не мог себе этого объяснить. Чтобы все кладбище снесли, а могила Седер hа-дорот осталась?! И, несмотря на подтверждения, мне все не верилось.

Прошло много лет. В шестьдесят втором году мы с сыном Бенционом побывали в Самарканде, где жил мой старый знакомый реб Яаков Барашанский. Был он родом из Минска, и я решил — пойду к нему. Возьму Бенциона в свидетели и выясню наконец, что в этой истории правда, а что — нет. Я знал, что этот чистосердечный человек ни разу в жизни не сказал неправды.

Я попросил реб Яакова:

— Если вам что-нибудь известно о могиле Седер hа-дорот, расскажите мне, пожалуйста. Но только то, в чем у вас нет никаких сомнений.

Реб Яаков ответил, что он хорошо знает историю с могилой Седер hа-дорот:

— У нас во дворе жил еврей, работавший на кладбище. Он был женат на нееврейке, так что можно себе представить, что он был за еврей. Но после истории с этой могилой он стал надевать тфилин каждый день.

Поясню. В тридцатые годы «просвещенные» евреи, упиваясь «равноправием», стали бросать своих еврейских жен ради неевреек, но в таком «еврейском» городе, как Минск, смешанные браки у евреев были еще редкостью. Так что человек, о котором говорит реб Яаков, был, как видно, пионером в этом деле.

И реб Яаков рассказал:

— На могиле Седер hа-дорот стоял склеп1. Когда советские власти проводили ликвидацию кладбища, двое рабочих забрались на крышу склепа. Оба упали. Один разбился насмерть, второй сломал ногу... Бригадир разозлился: «Работать не умеют. Я сам пойду». Размахнулся ломом и изо всех сил ударил. Лом отскочил и попал ему в голову. После этого весь Минск боялся подойти к могиле. Но как же быть? Ведь рядом — новенький стадион, старому еврейскому склепу тут не место. Додумались — решили склеп заново выкрасить и написать на нем: «Известный историк такой-то». Люди еще помнят, как власти по всему городу искали кого-нибудь, кто согласился бы это сделать, потому что все боялись.

из книги Рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»

Источник: Толдот Йешурун


1Наименование «склеп» здесь не следует понимать в том смысле, в котором это принято в нееврейском мире — евреи никогда не хоронят в склепах в открытом виде, могила всегда выкопана в земле. Здесь имеется в виду, насколько я понимаю, надгробие в виде домика, примерно в полтора метра высотой. Три таких домика можно увидеть на еврейском кладбище в Одессе — это могилы польских раввинов. — Прим. модератора

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Могила «известного историка»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 05:56:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"