Мне было бы очень интересно услышать ваше собственное мнение по поводу «образа и подобия», особенно, если оно отлично от того, что высказывали мудрецы прошлых поколений. Это вопрос существенный, и, действительно, эта конкретная фраза в Торе — НЕ случайная. Что раввины 21-го века х.э. думают об этой фразе?
Вот антология классических комментаторов.
По образу нашему и подобию нашему.
Раши
По образу: по форме нашей. ...По форме, которая была готова у Него. Ведь вс? сотворено словом, а он сотвор?н руками... Та форма — форма лика Творца.
По подобию: понимать и обдумывать.
Кли якар
Смысл «образа и подобия», хотя сказано «Какое подобие дашь ему?»... Но ведь находим мы, что Хашем показывался пророкам в образе человека, на горе Синай — подобно старцу из совета мудрецов, а на море — как воин... В этих образах Он имел обыкновение показываться и, может быть, об этом сказано «по образу», хотя на самом деле у него нет никакого образа...
Сфорно
По образу: Ведь он существо духовное и вечное. И здесь приоткрыл нам Всевышний дверь к пониманию духовных объектов через понимание нашей души.
По подобию: по отношению к действиям, ведь частично он похож в этом на небесную свиту, которая действует понимая и сознавая. Но их действия производятся не по выбору, и этим человек не похож на них. И частично человек похож на Б-га, действуя по выбору. Но Творец всегда выбирает хорошее, а человек — нет...
Рамбан
[Хашем обратился к земле с предложением сделать человека. И поэтому] «По образу нашему...» — потому что похож на обоих: материей тела — на землю откуда был взят, а душой — на высших (духовных), ведь она не материальна и не умр?т...
Итак, человек похож на «верхних» и на «нижних» образом и величием, как сказано «И почетом и величием ты наделил его», т.е. умом, пониманием и талантом; и подобием — ведь его тело подобно земле, а душа — «верхним».
Хизкуни
...Надо объяснить, что «по образу» значит — по схожему принципу: как Я властвую над вами («верхними»), так человек властвует над «нижними».
Мешех хохма
Образ Б-га — выбор не по природному инстинкту, а по свободному желанию и пониманию.
Здесь подборка от 11-го до 19-го веков. Современные интерпретации похожи. Может, стоит добавить ещ? один популярный вариант: схожесть человека с Б-гом в возможности творить и влиять на миры.
Источник: Rabbi.Ru
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.