БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Новости > Возвращаясь к теме или «Одесса — мать городов израильских?»
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+11
Интересно, хорошо написано

Мигдаль
Возвращаясь к теме или «Одесса — мать городов израильских?»

Итак,Одесса не смогла стать матерью городов русских, зато она стала праматерью для одного небольшого государства. Маленького, но очень гордого. Как ЭТО делалось в Одессе, все любопытствующие смогли узнать на встрече с Анной Мисюк «Одесса — мать горородов израильских?».

140 лет Хаиму-Нахману Бялику, видимо, поэтому любой разговор о связи Одессы и государства Израиль неуклонно сворачивает к этой теме. Встреча с Анной Мисюк в «Кафе-Мидраш» не стала исключением. Одесса оказалась не только матерью городов израильских, но и матерью для отцов-основателей, а так же для его языка и литературы. В музее Бялика экскурсию начинают словами, что он размещается в доме, который похож на дом Бялика в Одессе. В Одессе Бялик жил по адресу Малая Арнаутская, д. 9. Это большой, ничем архитектурно не примечательный, доходный дом. И ничего общего между двумя домами. Но люди наблюдательные, или те кто бывал на экскурсиях с Анной Александровной, уже знают что на самом деле музей Бялика похож на дом напротив. Малая Арнаутская, 8 – угловой дом с башенкой. Но Бялик был не единственным бывшим одесситом, кто привез и воплотил в новой жизни воспоминания об Одессе. Тель-Авив похож на Одессу. Сейчас это уже почти банальность, а двадцать лет назад – эта мысль была открытием. Кстати, не меньшим открытием становится для одесситов улица Усышкина встречаемая в израильских городах и поселениях. Авраам Менахем Мендл Усышкин хоть и не был коренным одесситом, но добился в Одессе финансового успеха и был главой Одесского комитета (Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине). Но поскольку в его глазах его собственные заслуги не имели большой ценности, то завершить свой жизненный путь он хотел делом значительным. Этим значительным делом стало перезахоронение останков Леона Пинскера из большевистской Одессы на святой земле. Если бы Нобелевская премия вручалась за организаторский талант, то Усышкин вполне мог на нее претендовать. Он смог путем челночных переговоров уговорить выпустить из Советской России саркофаг с останками автора «Автоэмансиации», а также уговорить семью Фудим, взять вместо личных вещей в новую жизнь лишь этот невеселый груз. В 1934 году из Одессы в Яффо уходит последний пароход, а в 1935 году умирает сам Менахем Усышкин, и согласно его завещанию хоронят его рядом с Леоном Пинскером на территории Иерусалимского университета, на участке земли, купленном когда-то на средства одесского комитета. Его сын, Шмуэль Усышкин оставил свои воспоминания об одесском периоде в жизни отца и его товарищей, кстати, они публиковались в альманахе «Мория» и назывались «Одесса-мама». Ему, как сыну одного из отцов-основателей все время приходилось выступать перед солдатами, перед новыми репатриантами, перед студентами и школьниками и поэтому он был вынужден эти воспоминания записать. В них он вспомнил обо всех соратниках отца, о городе, об одесских евреях… и почти ничего об отце. В частности он пишет о том, что одесские евреи могли жить где угодно, но почему то предпочитали ютиться на протяжении всего нескольких кварталов. В его воспоминаниях описывается как квартал между Екатерининской и до Ришельевской, вдоль Большой синагоги превращался перед шабатом и праздниками в сплошной базар. Уличное движение там прекращалось и даже продвижение по тротуарам становилось затрудненным, а блюстители закона прохаживались там и с определенной периодичностью собирали взносы с торгующих как оплату за возникающих «проблем» со зрением.
Если евреи Германии и Польши приезжая в Палестину, думая о ней, мечтая о ней, работали в первую очередь на создание государства, его институций, то евреи Одессы работали над созданием нации. Они занимались образованием, периодическими изданиями, музеями и литературной жизнью, культурным наполнением пространства и времени.
В наше быстрое время городов уже не делают, либо пользуются тем что есть, либо строят просто много домов, а много домов – это еще не город. Как это ни странно, но последний город, появившийся на пустом месте, город европейской традиции – это Тель-Авив. Но корни и Тель-Авива и этого ростка европейской традиции находятся в Одессе. Строящийся город, если это живая структура, то он сам диктует что ему надо. И по этому признаку живого организованного пространства и можно почувствовать родственность и Одессы и Тель-Авива.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Новости > Возвращаясь к теме или «Одесса — мать городов израильских?»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 04:30:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еврейский педсовет