Для «девчонок и мальчишек»
Мы уже упоминали, что не растим гениев и ориентируемся на
способности обычного ребенка. Однако неплохо знать, каковы
возможности этого обычного ребенка. Вот список достижений,
которые вполне тривиальны, если дать малышу шанс. К
концу 3-его месяца жизни дети могут:
- лежать на животе, выгибаясь дугой, хорошо держать голову;
- малыши уже обнаружили, что у них есть руки, пальцы и могут
подолгу разглядывать их, следя за движениями, сводя их вместе и
обхватывая одну руку другой;
- при минимальной помощи, а к 4-м месяцам и самостоятельно
переворачиваться с живота на спину и обратно;
- целенаправленно тянуться рукой за предметами, внимательно
следя за ними;
- отвечать улыбкой на улыбку матери;
- узнавать лицо и голос самых близких людей;
- гулить, произносить простые звуки: «а-а-а», «у-у-у».
К концу 6-го месяца жизни дети могут:
- легко захватывать предметы рукой;
- садиться с минимальной поддержкой, а к 7-ми месяцам и без
нее;
- предварительно следить за предметом перед тем, как его
захватить;
- к 6-ти месяцам начинают формироваться произвольные движения;
- подражать движениям взрослых;
- отличать знакомых и незнакомых людей;
- повторять простые слоги, иногда односложные слова «баба»,
«папа»;
- связывать воспринимаемый предмет с его названием;
- не только исследовать предметы с помощью рук, но и
употреблять их в качестве орудий;
- варьировать голосовые интонации;
- проявлять явное намерение общаться с окружающими, выражая это
с помощью мимики и жестов;
- различать высказывания взрослых по интонации и ритмике.
К концу 9-го месяца жизни дети могут:
- садиться и сидеть без помощи взрослых;
- стоять с поддержкой, хорошо ползать, пытаться ходить с
поддержкой взрослых;
- зрительно и движениями предвосхищать траекторию движения
предметов в пространстве;
- подражать движению взрослых;
- искать предметы, внезапно исчезнувшие из поля зрения, что
говорит о том, что ребенок сохраняет образ предмета в памяти;
- в ответ на называние взрослым какого-либо предмета, ребенок
может взять его и протянуть взрослому;
- повторять за взрослым звуки, а затем и целые слова;
- начинать и прекращать начатое действие по просьбе взрослых.
К концу первого года жизни дети могут:
- выбирать из различных предметов предмет заданной формы,
цвета, величины;
- понимать названия многих предметов, действий;
- выполнять игровые действия с игрушкой, предметами (водить
куклу, кормить, баюкать, катать);
- взаимодействовать с другими детьми и взрослыми;
- ходить самостоятельно, приседать, наклоняться, выпрямляться
без опоры;
- выполнять по инструкции взрослых сложные действия (приносить
названные игрушки, пить из чашки, открывать и закрывать дверь,
залезать на диван и слезать с него, мыть лицо и т.п.);
- хорошо понимать речь и интонацию взрослого и слово «нельзя»;
- произносить от 10 до 30 слов, а пассивный словарный запас до
200 слов;
- реагировать мимикой на звуки музыки, хлопать в такт.
К концу второго года:
- контролировать свои физиологические отправления;
- хорошо ходить (перешагивать через палку, приподнятую на
небольшую высоту, пролезать через маленькие ворота);
- частично одеваться;
- понимать изображение на картинке и по просьбе показывать
нужное;
- понимать слова, обозначающие предметы, которые находятся в
комнате и вне ее (посуда, одежда, овощи, фрукты, дерево, дом,
машина);
- активный словарный запас — от 250 до 300, пассивный —
соответствует взрослому;
- строить предложения из 4-8 слов;
- отвечать на простые вопросы: кто это? что делаешь? что это? А
также на специальные вопросы: где? зачем? почему?;
- активно управлять с помощью речи поведением окружающих людей
и начинают овладевать собственным поведением;
- воспроизводить действия взрослых, в репертуаре появляются
предметные игры, подражание;
- использовать в речи прилагательные и местоимения;
- определять свойства предметов (холодная, горячая, чистая,
грязная);
- находить на картинке и в натуральном виде овощи, фрукты,
животных (кошку, собаку, зайца, медведя, рыбку, птичку, курицу,
петуха);
- выполнять элементарные трудовые действия, например, собирать
листья в ведерко;
- различать все цвета радуги;
- распознавать предметы и подбирать их по форме (шар, куб,
круг, квадрат);
- выполнять действия с предметами (нанизывать, собирать,
втыкать, открывать, закрывать, вкладывать);
- разбирать постройки из конструктора и аккуратно складывать
детали в коробку.
К концу третьего года:
- говорить, не торопясь, внятно, сложными фразами, появляются
придаточные предложения;
- словарный запас от 1200-1500 слов;
- легко воспроизводить ранее слышанные стихи, песенки, сказки,
потешки;
- может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не
бывших непосредственно в его личном опыте;
- рассказывать об увиденном, о нарисованном на картинке в 4-8
предложениях;
- Определять очередность сюжетных картинок (начало формирования
образно-логического мышления), могут легко передать их смысл;
- объединять предметы по общему признаку и исключать лишнее;
- называть свое имя, отчество, фамилию, домашний адрес;
- называть по имени и отчеству своих воспитателей;
- различать и называть многие овощи и фрукты;
- различать и называть части тела животного;
- называть растения (дерево, цветы) и их отличительные
признаки;
- замечать и называть явления природы (идет дождь, снег, светит
солнце, дует ветер...);
- уметь поливать растения, кормить рыб, птиц, выполнять
простейшие трудовые поручения;
- по сигналу приостановить движение, переходить от одного
движения к другому, изменять темп (развивается переключаемость и
объем внимания);
- осознанно и с удовольствием рисовать, заниматься лепкой;
- понимать смысл литературных произведений, передавать
простейшие действия некоторых персонажей;
- хорошо владеть мимикой, интонацией речи, различать эмоции;
- знать буквы, цифры;
- играть в игры с правилами;
- легко устанавливать контакт с людьми разного возраста.
К четырем годам:
- действия ребенка обретают целенаправленный характер;
- любят играть в творческие игры, выбирая себе роль, подчиняя
ей свое поведение;
- проявляют большой интерес к жизни взрослых, к их поведению;
- больше играют совместно с другими детьми, чем индивидуально;
- начинают обдуманно изображать предметы на бумаге;
- различают цвета по яркости и насыщенности;
- очень хорошо запоминают сказки, стихи;
- словарный запас дополняется не только существительными, но и
глаголами, а также другими частями речи;
- повышаются самостоятельность, фиксация внимания;
- эмоционально реагируют на музыку, отличают настроение
музыкальных произведений;
- узнают знакомые песни, и пьесы, называют их;
- отличают звуки по высоте, тембр музыкальных инструментов;
- знакомы со многими геометрическими формами;
- самостоятельно одеваются и раздеваются, складывают свои вещи;
- самостоятельно причесываются, умываются и т.п.;
- самостоятельно выполняют предметные действия (копают и
разравнивают землю детскими лопатками и граблями);
- выстраивают различные конструкции из строительного материала,
обыгрывают их;
- оперируют понятиями «честно», «нечестно», правильно,
неправильно;
- умеют читать и писать, выполняют элементарные математические
действия.
К концу 5-го года:
- говорят развернутыми сложными предложениями, активный
словарный запас соответствует словарному запасу взрослого
человека, речь становится грамматически и синтаксически сложной.
Активизируется (и стимулируется взрослыми) развитие различных
видов речи: диалогическая, монологическая, репродуктивная,
творческая, интонационно-различная;
- решают логические задачи и головоломки;
- хорошо развито пространственное воображение;
- умеют читать, передавая информацию, самостоятельно писать
слова, выполняют несложные математические действия;
- легко устанавливают причинно-следственную связь;
- деятельность становится произвольной, продуктивной,
устойчивой (легко переходят от одного вида деятельности к
другому, надолго сохраняя в памяти смысл и цель предыдущей
деятельности);
- хорошо развита смысловая память (для запоминания материала
самостоятельно пользуются логическими связями);
- развиваются нравственные, мировоззренческие установки,
система взглядов ребенка на мир;
- хорошо адаптируются в новой обстановке.