БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Туристический сезон завершился. Сладкого Нового года!
Еврейский музей Одессы
Одесса и еврейская цивилизация

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Мигдаль :: Еврейский музей Одессы
Туристический сезон завершился. Сладкого Нового года!
М. Рашковецкий

В Одессе с апреля до сентября – туристический сезон. Это важное событие для многих организаций и предприятий, и, конечно же, для музеев. Из сообщений прессы стало известно, что туристический сезон 2008 года оказался менее успешным для ряда одесских «развлекательных точек», нежели прошлогодний. Мы пожаловаться не можем.

Безусловно, пропускная возможность нашего музея невелика: он в большей степени рассчитан на «семейной посещение», оптимальное количество гостей в одной группе не более 15 человек. Для двадцати – уже тесновато. Поэтому огромные «туристические конвейеры» с круизных судов, как правило, отправляются по накатанному маршруту больших одесских музеев-дворцов. Но мы в какой-то мере даже рады тому, что к нам приходит не «конвейерный зритель», а те, кто действительно интересуется историей еврейской Одессы. И если сравнивать с прошлогодним сезоном, то наши показатели улучшились: количество гостей (более 1300) и экскурсий (около 170) в этом году приблизительно на четверть больше, чем в прошлом. Надеемся, что это далеко не предел, хотя кратное увеличение количества визитеров требует и увеличения штата и, честно говоря, музейного пространства.

Впрочем, бывали случаи, когда мы не могли отказать в приеме и очень большим группам. Запомнилась экскурсия для представителей «Хеседов» украинских, городов, группы из Лондонского еврейского клуба и ряд других. Особенно «потрясли» музей два дня в конце июля – начале августа. И если первая группа семейного лагеря «Иерусалимская сказка» московского общинного центра «На Никитской» в количестве 45 человек была просто очень большой, то вторая (78 человек!) стала просто рекордной. На помощь нашему специалисту по детским и семейным группам Владимиру Чаплину пришли волонтеры, в том числе, председатель правления центра «Мигдаль» Кира Верховская со своими заместителями. Волонтеры пытались своими телами прикрыть экспонаты и стены от натиска младшего поколения отдыхавших под Одессой семей. Не знаю как тела, а стены и экспонаты уцелели.

Мы не ведем точную статистику мест, откуда приезжают наши гости, но просим указывать их в нашей музейной гостевой книге. Помимо одесситов и жителей украинских городов и сел, в этом сезоне было немало туристов из России, причем не только из Москвы и Петербурга, но и из Воронежа, Курска, Саранска. Тольятти, Дагестана и др. Вот неполный список других стран, граждане которых оставили благожелательные отзывы о музее: Аргентина, Белоруссия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Мексика, Молдова, Нидерланды, Польша, Португалия, США, Франция, Чили, Швейцария.
В своем большинстве это семьи, многие из которых имеют «одесские корни».

Но не менее дороги нам благожелательные отзывы от серьезных специалистов. Среди них - историки, музейные сотрудники, журналисты, кинематографисты.

Особенно теплые воспоминания о визитах в музей профессора Ирит Абрамски (институт «Яд Вашем», Иерусалим); профессора Стивена Ципперштейна, (директор Центра иудаики имени Таубе Стэнфордского университета, США), автора первой книги об истории евреев Одессы; Аллы Гербер, президента «Фонда Холокост» (Москва).

Если Стивен признался, что не ожидал встретить в Одессе столь качественный музей и просто тихо восхищался, то с Ирит, моей руководительницей во время семинара в Яд Вашем, состоялась достаточно бурная дискуссия по поводу принципов нашей экспозиции. Впрочем, мы спорили только в начале осмотра, а к его концу Ирит сдалась, не без удовольствия согласившись и с домашней, неформальной атмосферой, и с нарушениями хронологии, и с тем, что семейные истории «простых», «неизвестных» одесских евреев занимают в нашей экспозиции более значимое место, нежели «биографии» знаменитостей.

А вот с Аллой Гербер никаких проблем не возникло. Музей она поняла и приняла сразу. В беседе с ней я в очередной раз посетовал на отсутствие профессиональных еврейских музеев в Киеве и Москве, еще не зная, что с 2011 года нашему музею с общей площадью менее 200 кв. м. суждено конкурировать с тысячами квадратных метров и миллионами Романа Абрамовича (проект «еврейского музея толерантности» в московском центре современной культуры «Гараж», где по анонсам будет специальный отдел, посвященный истории «одесских евреев XIX века»). Честно говоря, мы рады такой конкуренции и очень бы хотели скорейшей реализации крупных музейных проектов и в Москве, и в Днепропетровске. Хотя, с другой стороны, немного обидно, что одесские предприниматели и финансисты слишком бедны, чтобы регулярно поддерживать одесский музей, успешно работающий уже на протяжении шести лет. Ведь пока такую регулярную поддержку мы получаем только от «Джойнта» и московского благотворительного фонда «Феникс».

Интересной была встреча с известным архитектором из Аргентины Джулианом Бондером (как я понимаю, когда-то его предки имели фамилию Бондарь), лауреатом ряда архитектурных премий, в том числе, за проекты мемориального комплекса «Бабий Яр» (Денвер, США), центра по изучению Холокоста и геноцида в университете Кларка (Бостон, США), музея Шоа в Буэнос-Айресе (Аргентина) и др.

Джулиан хорошо отозвался о принципах построения экспозиции и об интерьере нашего музея и, как говорят дипломаты, выразил удивление по поводу непрошибаемой «совковости» («very soviet») проекта мемориала в Киеве. Но за Киев мы не отвечаем…
Немало времени сотрудники музея уделили Рафаилу, ассистенту и оператору культового румынского кинодокументалиста Флорина Лепана, который планирует снять фильм о Холокосте в Транснистрии, «чтобы напомнить румынам об их фашистском прошлом». Надеюсь, эти планы будут благополучно реализованы.

К сожалению, опять до музея не дошла дочь Ильи Ильфа Александра Ильинична. Слишком уж «нарасхват» она в Одессе, и ее старые друзья из Всемирного клуба одесситов и Литературного музея не выпустили ее из своих объятий. Но в следующий приезд она обязательно зайдет в наш музей, залогом чему стали ее подарки – монография «Фазини» и сборник писем Ильфа жене. Меня как музейного сотрудника, особенно умилила визитная карточка, на которой коротко указано: «Александра Ильф. Племянница Фазини».

В туристический сезон мы, как правило, не меняем выставки. С марта по конец мая у нас проходила «Живопись и графика из фондов музея», о которой мы уже писали в предыдущем отчете. Необходимо лишь добавить, что состав выставки пополнялся в ходе ее работы. Так, были представлены графические листы одесского художника И. Гликмана (эмигрировавшего в США), подаренные музею его другом, С. Живковичем. Подарил музею свою живописную работу талантливый одесский скульптор и живописец Ю. Зильберберг. Думаю, что наше плодотворное сотрудничество с молодым Музеем современного искусства Одессы стало причиной приятной, хоть и единоразовой поддержки проведения выставки «Из истории сионизма: одесские страницы» со стороны банка «Пивденный».

Часть экспонатов художественной выставки органично вошли в экспозицию этой экспозиции, посвященной 60-летию основания государства Израиль, об открытии которой мы уже писали на нашем сайте.

5 мая в Художественном музее была открыта выставка произведений художника Иосифа Островского, учившегося и работавшего в Одессе и переехавшего в Израиль в конце 1980-х. Наш музей (в числе других одесских музеев) выступил в роли одного из организаторов проведения этой выставки и издания объемного альбома-каталога (издательство «Дух и литера» при активном участии киевского Центра исследования истории и культуры восточноевропейского еврейства, вступительная статья Михаила Рашковецкого). Журнальный вариант статьи М. Рашковецкого о творчестве И. Островского опубликован в последнем номере киевского журнала «Fine Art».

В мае выставка, посвященная юбилею Израиля, и экспонирующаяся по настоящее время, была дополнена блоком материалов об Иосифе Островском (семейные фотографии, афиши, буклеты, каталоги).

Вообще директор Музея истории евреев Одессы вспомнил о своем искусствоведческом образовании и это сказалось даже на контингенте семинаров. В мае-июне по четверговым вечерам в музее собирались совсем молодые и молодящиеся представители современного искусства Одессы, жаждущие общения и информации. Одним из итогов этих встреч стало участие ряда этих художников в большой выставке «Одесса - 2008» в уже упоминавшемся Музее современного искусства. Я надеялся на то, что С. Кантор, директор этого музея, перехватит эту молодежь, и подобные встречи будут продолжаться в заведении, которое по своему профилю более соответствует такому клубу, нежели наш музей. Однако пока эта инициатива не получила развития, и возможно, после проведения нашей ежегодной конференции «Одесса и еврейская цивилизация» нам придется снова пускать к себе юношей и девушек «со взором горящим»…

Основную нагрузку по таким формам научной работы, как публикации, участие в семинарах и конференциях, взял на себя Владимир Чаплин. Вот его лаконичное описание:
Участие в международном семинаре, посвященном новым методикам музейной работы с детскими и подростковыми группами в Одесском муниципальном музее личных коллекций им. А. Блещунова с докладом «Формы работы с детьми в Музее истории евреев Одессы».
Участие в мероприятиях центра “Сэфер”:
1. ХIII Международная молодежная конференция по иудаике с докладом: «По следам одесских сионистов» (на основе материалов выставки «Из истории сионизма: одесские страницы (1881-2008)» в Музее истории евреев Одессы).
2. Летняя стационарная школа в Казани (30 июня - 6 июля)
3. Летняя полевая школа в Ужгороде (21 - 27 августа)
Принял участие в семинаре, в Иерусалиме (21-26 сентября), организованном Норвежским фондом и Нативом. Семинар проходил в рамках годовой программы «Нахшоним», связанной с развитием еврейского общинного лидерства в странах бывшего Советского Союза. На семинаре презентовал авторский проект создания интернет-ресурса «Одесса – место еврейско-украинской встречи».
Публикации:
1. «The Jewish Community in Odessa» (The Odessa Connection/ Editor: Melanie Sully. – Vienna, 2008. – C. 67-69) (Презентация книги состоялась во Всемирном клубе одесситов)
2. «Записки музейной крысы-2. (Из истории одесской милиции)» («Мигдаль Times». – Одесса, 2008. – №98)

Именно с этими изысканиями на тему легендарных представителей одесских правоохранительных органов (как и на тему легендарных представителей одесского криминала) связана идея новой выставки в нашем музее. Ведь и первые, и вторые были евреями, хотим мы этого или нет. И нравится нам это или не нравится, криминальная тема – это один из китов, на котором еще держится «одесский миф».


Был я в вашем расхваленном до неприличия музее. Самый обычный - и по форме и по содержанию - краеведческий музей местечкового уровня. Думаю, что одесские евреи заслужили большего и лучшего.

Был я в вашем расхваленном до неприличия музее. Самый обычный - и по
форме и по содержанию - краеведческий музей местечкового уровня.
Думаю, что одесские евреи заслужили большего и лучшего.

А мы себя сами не хвалим. Вы бы почитали книгу отзывов. Выдержки из нее, совсем немногие: http://www.migdal.ru/times/84/14904/
А если музей показался Вам совсем обычным краеведческим, мне Вас жаль... В отличие от краеведческих в нем каждая вещь согрета человеческим теплом и атмосфера очень домашняя, камерная. Может, это Вы называете местечковостью. Что ж местечковость - это не ругательство, местечко - как раз та среда, где бережно сохраняли традицию.
А то, что одесские евреи заслужили большего, согласна. Только это не указывать надо, а участвовать, помогать. Вы тоже можете внести свою лепту :)
И места музею маловато, и соседи сверху заливают. Только мало кого это интересует. Музеи нынче не в моде, даже государственные. А вот в наш, как видите (см. отчет), ходят.
Да и те сокровища, которые в Киевской лавре хранятся (самое то место!) тоже из бывшего Одесского еврейского музея "позаимствованы". Он уж точно, не был провинциальным. Даже в Нью-йоркском еврейском музее коллекция иудаики ни в какое сравнение с этой не идет.
Так что, господин с замечательной фамилией Кац, милости просим поспособствовать музею во славу одесских евреев.

Гость
12.10.2008 11:53

а какой он должен быть - еврейский музей? Мне кажется, что стиль квартира- музей для Одессы самый приемлемый. Одесский двор, старая одесская квартира. Что может быть ближе к реальной истории евреев Одессы? Наверное, было бы очень неуютно в музее- дворце... Да даже как-то смешно и не естественно: образ одессита скорее близок к камерному, домашнему нежели дворцовому и царственному. Может это стереотип?

Был я в вашем расхваленном до неприличия музее. Самый обычный - и по
форме и по содержанию - краеведческий музей местечкового уровня.
Думаю, что одесские евреи заслужили большего и лучшего.

Любой каприз за ваши деньги, г-н Кац! критика должна быть конструктивной! и подкрепленной материально! Вы свободный человек в свободной стране - валяйте делайте что нибудь монументальное столичное:) а Вы даже имя фамилию свою не написали... постеснялись, наверное...

Всем по очереди. Уважаемая Инна, я большой поклонник вашего журнала; вы его, правда, никак не "пиарите", только огорчаетесь рейтингом, а зря: журнал стоит большего внимания. О музее. "Краеведческие" - тип музеев, а не оценка, и жаль, что вы отказываете им в "человеческом тепле" и "домашней атмосфере": без этого, по-моему, вообще трудно создать хороший музей. Что касается местечковости, то я вынужден повторить: речь об уровне (Одесса - не местечко), а против атмосферы я совсем не возражаю и даже приветствую. Но эти логические нестыковки я отношу на счет вашего неравнодушного ко всему отношения.
У господина Гостя хотелось бы спросить, где он увидел мои пожелания о музее-дворце. Неужели "больше и лучше" - это "дворцовые и царственные"?
Третьему оппоненту хотелось бы сказать, что я занимаюсь не музейным, а совсем другим делом, и переквалификация в мои планы пока не входит, тем более "валяние" чего-нибудь "монументального столичного". И совсем личное: мое имя вам ничего не скажет, тем более, что я могу назваться как угодно (чем вам Кац не угодил?). А ваша фамилия случайно не Кэмбел?

Третьему оппоненту хотелось бы сказать, что я занимаюсь не
музейным, а совсем другим делом, и переквалификация в мои
планы пока не входит, тем более "валяние" чего-нибудь
"монументального столичного". И совсем личное: мое имя вам
ничего не скажет, тем более, что я могу назваться как
угодно (чем вам Кац не угодил?). А ваша фамилия случайно не
Кэмбел?


Ну вот, если вы не занимаетесь музейным делом и не являетесь специалистом в этой области, то высказывайте свои пожелания, а не ставьте категоричные оценки. Я, например, это рассматриваю как провокацию человека, которому скучно и не с кем поругаться. приходите - мы вас повеселим:):):) а мое имя и фамилию можно узнать, просто щелкнув на ссылку Номи. не догадались:) это не по местечковому, это по современному:):):) Кстати Кемпбелл пишется с буквой "п" и двумя "лл" на конце.

У господина Гостя хотелось бы спросить, где он увидел мои
пожелания о музее-дворце. Неужели "больше и лучше" - это
"дворцовые и царственные"?

А что же такое "больше и лучше"? Девять экспозиционных залов, не считая подсобных помещений, в основе экспозиций- оригиналы, лучшая в Одессе система охраны, современный ремонт -это мало для музея, который не поддерживается государством и одесскими евреями? А по поводу "местечкого" уровня, мне очень интересно понять Ваш уровень и какие еврейские музеи мира Вас удовлетворяют...

Третьему оппоненту хотелось бы сказать, что я занимаюсь не
музейным, а совсем другим делом, и переквалификация в мои
планы пока не входит, тем более "валяние" чего-нибудь
"монументального столичного". И совсем личное: мое имя вам
ничего не скажет, тем более, что я могу назваться как
угодно (чем вам Кац не угодил?). А ваша фамилия случайно не
Кэмбел?

Я очень бы хотел уточнить у пана Каца, брал ли он экскурсию в музее, или пробежал так, галопом, по залах?
Экспонатов там море, каждый — кричит о своей уникальности, но в общей массе они (да еще и без экскурсии) чаще всего остаются без внимания посетителей. Не так ли, пан Кац? Или вы относитесь к категории людей, которые, попав в помещение, всячески стараются оттуда как можно быстрее выбраться? Есть и такие, да.

Очень уважая вас, пан аноним, назвавшийся кацем (именно так, с маленькой буквы), спешу поправить вас, намекнув о том, что говорить гадости о чьей-то работе, не ознакомившись с ней сполна, много сил не составляет.
Только будет ли это полезно вам в Йом Кипур? Вот, вопрос...

Не успел оглянуться, а уже тяжелая артиллерия подтянулась!
Три вопроса к разгневанной Номи. 1. Как я узнал имя Инны? 2. Вы знаете, что такое языковая транскрипция? 3. Вы, правда, из Одессы - города людей, не чуждых юмору?
Один - к г-ну S. Где вы увидели гадости?
И к обоим: интонация "геть з нашого сайту" для устрашения только меня или "и чтоб другим неповадно было"?

Не успел оглянуться, а уже тяжелая артиллерия подтянулась!
Три вопроса к разгневанной Номи. 1. Как я узнал имя Инны? 2. Вы
знаете, что такое языковая транскрипция? 3. Вы, правда, из Одессы -
города людей, не чуждых юмору?
Один - к г-ну S. Где вы увидели гадости?
И к обоим: интонация "геть з нашого сайту" для устрашения только
меня или "и чтоб другим неповадно было"?

1. Я не разгневанная Номи. 2. я думаю, что Вы хорошо знаете Инну. ( тем более меня удивляет написанное) 3. Я не знаю что такое транскрипция, я умею читать. и вообще, я - математик. 3. Я правда из Одессы. как минимум 5-е поколение. 4. то, я прочитала про "расхваленый музей местечкового уровня" мне не показалось смешным. или вы вопрос про Наоми Кемпбелл считаете шуткой?
Меня просто удивляет и раздражает неконструктивная критика. собственно, это даже критикой не назовешь. интонации "геть с нашего сайта" не было. это, видимо, было в ваших ожиданиях. я вообще не поняла к чему вы это написали? вы можете чем то помочь? или это в защиту прав одесситов?

Действительно интересны конкретные предложения г-на Кац и, особенно интересны пути реализаций этих самых предложений!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Еврейский музей Одессы > Новости > Туристический сезон завершился. Сладкого Нового года!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-05-12 06:33:17
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl