БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №103 > Вот такая математика
В номере №103

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+11
Интересно, хорошо написано

Вот такая математика
Анна МИСЮК

Одесский математический факультет университета (того самого, что раньше был единственным университетом в Одессе) дает хорошую профессиональную подготовку. Не помню, чтобы кто-то жаловался. Напротив: его выпускники в любой стране невозмутимо устраиваются перед компьютерами – и вперед! Вроде, просто на другой стул пересели, не замечая госграниц и океанов. Работают себе и во всем соответствуют.

Прикладная…

Мехмат (не знаю как сейчас, а раньше так этот факультет назывался – механико-математический; «механико» – это не гайки с пружинками, а прикладная математика) – это солидная марка, но среди одесских вузов есть и другие солидные да, к тому же, подготовить могут специалистов самого широкого профиля. Ну, например: в активе политеха числятся журналисты и искусствоведы, закончившие радиофизический факультет, а почетным профессором Водного института, доктором honoris causa там стал Михаил Жванецкий. Нужны ли тут слова?

ИзменитьУбрать
Владимир Непевный
(0)

Мехмат, однако, не отстал и здесь: среди его выпускников не одни программисты, а и кинорежиссеры наблюдаются.
Знакомьтесь: Владимир Непевный.

Не прошло и двух десятилетий, как урожденный одессит Володя Непевный закончил мехмат и, припрятав еще теплый новенький диплом, отбыл в город Ленинград (еще не Санкт-Петербург, а, в лучшем случае, ласково фрондерский Питер). Там он поступил в институт Театра, Музыки и Кино (ЛГИТМИК). Поступил как раз на отделение «Кино». Но вернемся чуточку назад. Четверть века тому назад, когда Володя поступил на свой математический, в Одессе ночных клубов не было. Глухие были времена. Приходилось посещать киноклуб, который был и который блестяще вел Борис Владимирский. Владимирский – выпускник театроведческого факультета ЛГИТМИК, кандидат соответствующих наук, один из основателей одесского литературного музея – вырастил в городе целое поколение, которое научилось не только «смотреть кино», но и видеть и понимать. Некоторые до сих пор умеют отличать хорошее кино от плохого навскидку, с третьего кадра, как и учил Борис Абрамович, почему их и в кинотеатрах никогда не встретишь. А некоторые – как Владимир Непевный – пришли через этот киноклуб к пониманию, что кино должно стать делом их жизни.

Ему повезло. Наступили времена, когда режиссер-документалист, а именно эту стезю избрал для себя одессит Непевный, уже не должен был снимать цеха, перевыполняющие, и войска, осуществляющие. Первые фильмы, которые сделали имя режиссеру, были посвящены феноменам русского искусства начала двадцатого века. Фонд Форда готов был щедро финансировать эти проекты. Владимир предложил две заявки и на обе получил одобрение. Фильмы были посвящены А.Андрееву и Д.Вертову. Первый – эмигрант, режиссер анимационных фильмов, создававший их по уникальной технологии с помощью игольчатого экрана. Экран сам же Андреев придумал и изготовил. До сих пор впечатляют непов­то­римостью текучие глубокие изображения, созданные колючим туманом этого экрана. В фильме Непевного, а его часто можно увидеть по разным каналам ТВ, ненавязчиво, но четко проступает и личность Андреева – тоже туманно-колкая личность – одинокой судьбы художника неопределенного времени. Второй фильм – Вертов. Что делать – лучших документалистов в 20-м веке дали тоталитарные режимы: в Советском Союзе – неподражаемый Дзига Вертов, открывший возможности кинокамеры не только запечатлевать, но и творить образы реальности, а в Германии – Лени Рифеншталь (но это сейчас не наша тема.)

Впрочем, необходимо заметить, что фильм о Вертове, как и все фильмы В. Непевного, порождает цепи размышлений, в том числе и о том, продуктивен ли творчески тоталитаризм или как раз напротив?

Фильмография В. Непевного за прошедшие годы уже представляет собою солидный перечень. Он снял фильмы о любви, фильм по дневникам жены М. Зощенко и фильм по переписке супругов Ильф («Маруся и Иля»). Старого (не по годам, конечно) киноклубовца­ Непевного все время влечет к тайнам кино. Первая из тайн – всегда и везде – личность. Так появился фильм «Кира» о режиссере Кире Муратовой.

Новинку этого, 2009, года В. Непевный показал в сентябрьские дни гоголевского фестиваля в одесском Литературном музее: фильм о Романе Якобсоне и Викторе Шкловском «Жизнь, как роман». Два друга, две гениальные головы, две особенные личности с клеймом «сделано в серебряном веке», но один возмужал и вырос до главы научной школы в открытом свободном мире, а другой предпочел стать в советский строй. Почти век прожили они в этом непростом сюжете. Для этого фильма Непевный тоже проделал грандиозные архивные изыскания, и в фильме звучит последнее письмо Шкловского Якобсону, итоговый пронзительный текст «о времени и о нас». Владимир Непевный стал первым читателем этого текста – почти через четверть века с момента написания, оно и до адресата не дошло.

Сейчас В. Непевный грезит фильмом о Жаботинском­, но на московском канале «Культура» эту заявку уже не первый раз отклоняют с недоумением: «не нужно нам про спортсменов». Володя, впрочем, попыток не оставляет, тем более, что такой фильм можно было бы снимать в родном городе.

Да, а почему мы так долго рассуждали о мехмате, вы не забыли, что наш режиссер – математик?
Так, ведь, пока заявку выиграешь, да год фильм снимать, а тут жить-то надо и семья, и дети малые… Так что, спасибо одесскому мехмату: и программистом Владимир работал, и информатику преподавал...

Мы же говорили, что в Одессе дают хорошую профессиональную подготовку. Правда, не режиссерам, правда, не документалистам. Так что, хорошо, что Володя Непевный уехал, иначе нам бы его фильмов не видать. Хорошо, что уехал сравнительно недалеко и можно и с ним ежегодно видаться, и фильмы его по разным каналам ловить.

И классическая

ИзменитьУбрать
(0)

Арнольд, Владимир Игоревич – один из крупнейших математиков современности родился в Одессе в 1937 году. И в этом нам повезло. Иначе с чего бы нам задумываться о такой исключительной личности.

Вот она прелесть темы «знаменитые земляки», без нее ждал бы В. Арнольд нашего внимания до математически специализированного номера журнала. Но так уж и ему, и нам повезло, что родился он в Одессе, хотя образование получал уже в Москве. Там закончил школу, а затем механико-математический факультет МГУ. Еще 20-летним учеником знаменитого математика Колмогорова проявил себя, представив оригинальную работу, решив 13-ю проблему Гильберта, что бы это ни означало.

Доктором физико-математических наук стал в 26 лет, а профессором – в 28. В. Арнольд был знаменитым советским математиком, потом стал знаменитым российским математиком, а теперь еще и знаменитым французским математиком, так как, в основном, живет и работает в Париже.

Перечисление научных регалий и титулов Арнольда может само по себе занять страницу, а научных работ – приличную брошюру. Впрочем, для большинства человечества будет непонятно даже на каком, собственно, языке приводятся эти названия. Математики, конечно, разберутся. Недаром Арнольда величают самым цитируемым современным математиком. Высокий индекс цитирования – показатель интереса и продуктивности трудов. Интересно, не повышается ли индекс цитирования за счет интереса к публицистике математика Арнольда. Ведь, кроме чисто научных работ, он еще и постоянно выступает с острой тревожной публицистикой. Что же волнует адепта чис­тейшей из наук? Наз­вания статей и выступлений говорят сами за себя:

«Антинаучная революция и математика»

«Обскурантизм и российское просвещение»

«Нужна ли в школе математика?»

«О печальной судьбе "академических учебников"»

«Путешествие в хаосе»

В отличие от работ ученого в области топологии, теории дифференциальных уравнений и теоретической механики, эти тексты должен бы прочесть каждый, кого заботит современное состояние и перспективы развития интеллекта. В. Арнольд всем своим авторитетом и со всем блеском своей эрудиции и стиля признает современную ситуацию опасной.

Что его тревожит в главном? Математика в учебных программах не просто занимает все меньше часов, она теперь преподается по-другому. Сейчас – утверждает Арнольд – математику преподносят как совокупность готовых формул и схем, а не как интеллектуальный процесс постановки и решения задач. Арнольд говорит, что если торопиться научить нажимать кнопки и уберечь ученика и студента от корпения над постижением азов науки, то мы рискуем вскоре остаться без тех, кто ведает основы, а значит, может не только перебирать варианты, но и открывать и создавать что-то новое.

Судя по тому, что пишет Арнольд, ситуация, и правда, тревожна: французские школьники и немецкие студенты без калькулятора ни простых дробей не сложат, ни два плюс три не посчитают. В российских школах, по его же утверждению, за счет математики увеличивают часы обучения верховой езде (это, видимо, какое-то суперэлитарное учебное заведение) и макраме (только для девочек, дискриминация однако!). Членом украинской Академии наук Арнольд не является, так что мы избавлены от кошмарных примеров преследования математики в его родном городе.

Человечество не раз уже забывало свои достижения, прерывались интеллектуальные традиции; пользователи, оторвавшись от истоков, утрачивали фундаментальные знания, к которым приходилось потом веками пробиваться заново.

Говорят, что учебники математики все худеют, говорят, что на лекции, как использовать программу или как нажать на кнопку, набиваются полные аудитории студентов; говорят, что на лекции о том, как создаются программы и о том, как устроена кнопка, студентов приходит раз-два и обчелся. Это Арнольд говорит – математик с высочайшим на 2009 год индексом цитирования! Говорит своим знаменитым эффектным, но доходчивым стилем, прославившим его как лектора, искусно сочетая выверенную математическую строгость аргументов с интуицией. Его стиль, научный авторитет, масштаб личности, его слушают на конгрессах, симпозиумах, семинарах. Может быть, услышат.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №103 > Вот такая математика
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 11:19:25
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"