БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №103 > Мосты в небо
В номере №103

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+16
Интересно, хорошо написано

Мосты в небо
Николь ТОЛКАЧЕВА

История любого, пусть даже наугад выбранного места, являет собой не столько героические подвиги, сколько летопись постепенного его обустройства. Одесса, оказавшаяся «принцессой на горошине», – на непослушном и пыльном ложе – долго крутилась, устраиваясь на неожиданных пригорках и осыпающихся приморских склонах, прежде, чем ей удалось удобно примоститься, в окружении мостов и укрывшись мостовыми. Можно только восхищаться одесскими градостроителями, которые, словно непризнанные, но уверенные в своей гениальности кутюрье, из доставшейся им сильно изрезанной местности смогли выкроить столь уютный город.

Разбитая глубокими, спускающимися к морю балками, Одесса расположилась в нескольких уровнях, соединенных мостами и лестницами, которые не только решили практическую задачу, но и подарили жителям немного романтики европейских столиц. Однако, когда все только начиналось, о столичном шике и столичных претензиях не было и речи. Город состоял из нескольких улиц, и не у всех из них были имена. Видимо, у первого одес­ского моста тоже не было имени, хотя он и играл значительную в юной Одессе роль. Этот крупный деревянный мост был построен в 1809 г. через Карантинную балку для сообщения города с крепостью. Но дерево – материал недолговечный, отчего-то особенно в южных краях. Поэтому через соседнюю балку – Военную, были построены уже каменные мосты. Первый из них появился в 1810 г. на пересечении нынешних улиц Ланжероновской и Гаванной, облегчая движение по основной на тот момент городской магистрали: Херсонская застава – порт. Затем, в 1812 году открыли мост на главной одесской улице – Дерибасовской, напротив современного Дома Книги. Но вскоре балку укоротили, засыпав вместе с ее неглубокой частью и мост на Ланжероновской. Ставший ненужным мост на Дерибасовской попросту разобрали. На месте Военной балки появились Гаванная улица и Военный спуск, и уже ничто не напоминало о двух первых каменных, но так недолго просуществовавших мостах.

ИзменитьУбрать
Мост Новикова. Видны мост Коцебу
и Строгановский мост.
(0)

Впрочем, у некоторых из одесских мостов жизнь оказалась долгая и насыщенная. Старейшим из сохранившихся, считается мост Новикова, на улице Почтовой (Жуковского). Этот каменный мост был возведен над Карантинной балкой за два года и открыт в 1824 г. Автором проекта стал знаменитый одесский ученый и инженер Жюст Гаюи, а инициатором постройки и подрядчиком – владелец канатного завода купец Новиков. Так как особняк самого Новикова находился на улице Гаванной (в нем сейчас располагается Краеведческий музей), а завод – на улице Канатной, то горожане шутили, что в этом строительстве он преследует сугубо личную корысть, улучшая дорогу из дома на работу. Впрочем, объект злословия проявил при сооружении этого арочного однопролетного моста столько энергии и распорядительности, что вполне обоснованно разделил с ним и свое имя.

ИзменитьУбрать
Сабанеев мост
(0)

Город строился, торговал и наверняка безбожно торговался, на пути к титулу третьего города империи. И вот уже представительские и бюрократические нужды требуют создания административного центра. На Приморском бульваре размещается канцелярия Воронцова, закладываются здания присутственных мест, и биржи, что инициирует строительство моста над Военным спуском. Воплотить этот трех­арочный мост по проекту англичанина Уптона в камне предстояло военному инженеру А. М. Каза­ри­нову. Работы шли долго и тяжело, с большими техническими трудностями, менялись подрядчики, все до основания перестраивалось.

По предложению графа М. С. Воронцова назвали мост в честь героя Отечественной войны 1812 года, участника суворовских походов, одного из первых библиофилов Одессы, генерала И. В. Сабанеева. Мост этот, хоть и второй по старшинству, но наиболее узнаваемый благодаря кинематографу. Множество революционных сцен советского кино были сняты в Военной балке, где резкие изгибы узкой дороги и подавляющие пролеты самого моста создают тяжелое тревожное настроение. А вот «на поверхности» мост этот дивно вписывается в городской пейзаж, гармонируя с вытянувшимися по его сторонам домами, решетками и видом на Екатерининскую площадь.

ИзменитьУбрать
Строгановский мост
(0)

Наиболее протяженным из всех старых одесских мостов стал Строгановский, его первоначальная длина составляла 120 метров, а высота свыше 13 метров. Дали ему имя новороссийского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова. След в одесской летописи этот человек оставил тем, что всячески способствовал развитию города и… благодаря одному курьезу. Дело в том, что им было издано «предписание о недопущении на одесских улицах еврейским свадьбам ходить с... музыкой». Видимо, радость родных, устроивших, наконец, хорошую партию своим детям, выплескиваясь из дворов на улицы, затягивала, в свой музыкальный водоворот все и вся, столь же стремительно, как под колеса балагульской повозки, с чем, конечно же, городские власти никак не могли мириться.

ИзменитьУбрать
Карантинная балка.
Строгановский мост
(0)

С мостом этим, однако, были связаны более трагические истории, чем указ графа Строганова, поскольку одно время он был излюбленным местом одесских самоубийц. Пришлось в срочном порядке увеличивать высоту решеток, чтобы уменьшить соблазн таким необратимым образом покинуть наши благословенные места. Кроме того, что Строгановский мост был самым высоким и самым длинным, он оказался рекордсменом еще и по времени строительства. Постройка его была запланирована в 40-х гг. XIX столетия, но все предлагавшиеся конструктивные системы – и легкие подвесные, и массивные каменные – никак не могли снискать одобрения в Петербурге до 1853 года, когда, наконец, были начаты работы.

Строительство велось по проекту архитектора Ю. Гонсиоровского, и закончилось только в 1863 году. Первоначально Строгановский мост не был единым, а состоял из двух неравномерных частей: трех­арочного моста над Польским спуском и двухарочного над Левашовским, соединявшихся посредством высокой пятнадцатиметровой ширины насыпи. К сожалению, в ходе реконструкции 70-х годов двадцатого века он был попросту снесен и построен заново, и теперь представляет собой железнодорожную конструкцию, сохранившую от прежнего строения только решетку. Мост этот, висящий над бездной Карантинной балки, и сейчас впечатляет всякого: строения, машины и люди внизу выглядят игрушечными, а вот море, порт, облака, корабли и безграничное небо – более чем настоящими.

ИзменитьУбрать
Мост Коцебу
(0)

Самым молодым из каменных «старожилов» стал мост Коцебу, открытый 22 августа 1892 г. Последний новороссийский генерал-губернатор Павел Евгеньевич Коцебу, в честь которого был назван мост, находился на этом посту с 1862 по 1874 год, и очень много сделал для Одессы, но, по забавному совпадению, в период своего правления, отверг план постройки моста на Полицейской улице. Мост этот был выстроен за два года архитектором Ландесманом. Металлический каркас был изготовлен в Париже, а в Одессе конструкцию только собрали и установили. Этот небольшой мост, уютно расположившийся на нынешней улице Бунина примечателен тем, что его черные чугунные литые решетки украшены старым гербом Одессы.

Постепенно обживаемый город менялся сам и менял доставшийся ему ландшафт. И вот уже мелкая часть Карантинной балки, как ранее Военной, частично засыпана и замощена, дав городу еще два спуска в порт – Польский и Карантинный. А сооруженные к этому времени мосты по улицам Базарной, Успенской и Троицкой оказались погребенными под мостовыми. Сохранился только фрагмент моста на Еврейской, который и сейчас являет миру часть парапета. О том, что это странное сооружение зовется полумост Сикарда, мало кто знает, а он в ответ в любой момент может легко раствориться в окружающем пейзаже.

География одесских мостов была намного шире условий, диктуемых ландшафтом. Например, кроме естественных препятствий, в виде балок, оврагов и склонов, на одесских улицах были вырыты канавы, для отвода дож­девых потоков. Поэтому на всех перекрестках улиц имелись частные мосты и мостики, позволявшие преодолеть эти ирригационные сооружения. Всякий солидный торговец понимал важность устройства такого мостика именно напротив дверей своего заведения. Тем более, что самые «дорогие» клиенты приезжали к нему в экипаже. Порядочные домовладельцы обзаводились такими сооружениями напротив парадных подъездов, иногда сочетая в одном объекте и мост, и навес, ведущий от дверей до самой мостовой. Но и этого предприимчивым одесситам показалось мало, и, кроме дождевых канав, в городе был вырыт ров. Нет, это не было крепостное сооружение, хотя его тоже можно было назвать защитным. Ров этот отделял вторую черту порто-франко, охватывающую город, от Херсонского спуска, мимо Старого кладбища до Ланжерона. Через это препятствие было построено одиннадцать муниципальных мостов. Все они были небольшими, капитальными каменными строениями с парапетами, способные выдержать проезд по ним любого грузового транспорта того времени. Мосты эти просуществовали до конца 70-х годов девятнадцатого века и большинство из них отмечены и названы на плане города 1867 года. «Ольгиевский» – в конце одноименной улицы, «Институтский» – у института благородных девиц (теперь институт морского транспорта), «Лютеранский» – в конце Лютеранского переулка, «Ланга» – в конце Тираспольской улицы, «Прохоровский» («Черепенникова») – у начала Прохоровской улицы, «Всех Святых» – в конце Новорыбной улицы, «Малый» – у места пересечения Костецкой и Болгарской, «Сенной» – у Старосенной площади, «Палена» – у Канатной улицы. Упоминаются в архивных документах «Мост Императрицы» – в начале Малофонтанской дороги (Французский бульвар) и «Ланжероновский» («Крепостной»), соответственно, у пляжа Ланжерон.

И еще были мосты Молдаванки. Трудно поверить, что в этом овеянном легендами районе, было около полутора десятка капитальных мостов. Большая их часть была построена одесским итальянцем, архитектором И. О. Даллаквой, который «специализировался на постройке мостов, в основном, на прилегающей к городу местности». Над самой большой из пришедшихся на долю города балок – Водяной, было построено три моста. В 1818 г. по Разумовскому и Бугаевскому спуску был построен Разумовский мост; в 1837 г. – Михайловский и Дальницкий мосты. Но к концу девятнадцатого века старания благоустроить город достигли, наконец, и Молдаванки. Проезжие части ее неблагополучных дорог засыпались, выравнивались и мостились. Вместе с ними засыпались и такие привычные капитальные мосты, и типичные небольшие мостики-переходы. К началу первой мировой войны на Молдаванке оставалось только три моста над Водяной балкой, из которых до наших дней дожил только один.

Если бы на месте каждого канувшего в лету одесского моста поставить табличку, то они бы образовали пунктир нового, вполне самостоятельного туристического маршрута, охватывающего весь город. Но для того, чтобы представить себе какой вид открывался с утраченных одесских мостов, достаточно просто остановиться на одном из сохранившихся и увидеть крыши домов под ногами, старые дворы и ведущие к ним лестницы, а главное, такое близкое море, незаметно уходящее в южное безграничное небо.

Источник: использованы иллюстрации из книги А. Дроздовского "Одесса на старых открытках"


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №103 > Мосты в небо
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:16:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA