БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №103 > «Не все перечислены звезды»
В номере №103

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+19
Интересно, хорошо написано

«Не все перечислены звезды»
Елена КАРАКИНА

Почти два десятилетия свободы в историко-краеведческих изы­с­каниях при­нес­ли массу открытий. Более подходящие, достойные цвета приобрели бывшие белые пятна на полотне истории еврейской Одессы, вспомнились позабытые имена, дела, биографии.

В тексте Исаака Бабеля еще в 1920-х прозвучали слова «Одесса – звезда изгнания нашего». Как всякий истинный художник, Исаак Эммануилович был не только летописцем событий, но и провидцем: чем дальше, тем серьезней подтверждаются его слова.

Возможно, не так уж не правы те, кто утверждает, что город давно не тот, что не видать Одессе былой славы, как ушей без зеркала, но, ведь, свет звезды продолжает идти в бесконечности, даже когда звезда давно погасла.
Насчет того, что одесская песенка спета в ХIХ-ХХ веках тоже есть некоторые сомнения, но не будем загадывать. Будущее туманно, зато в настоящем случаются сюрпризы. Неожиданное, удивительное эхо прошлого. Чаще всего носителями этих сюрпризов бывают люди из Европы или США. Но, оказывается, свет звезды изгнания не ограничивается двумя континентами.

Известие из Бразилии свалилось, как снег на голову. Хо­тя и произошло это зимой, да зима 2007-2008 гг. была почти бесснежной. В Одессе появился профессор исторического факультета университета Сан-Паулу Жозе Лира. Симпатичный профессор, хоть и не говорящий по-русски, но читавший Ильфа и Петрова и впечатленный мечтой Остапа Бендера.

«Наверное, – говорил он, – целью Остапа Рио стал потому, что в 1920-х многие эмигрировали из России в Бразилию. Тогда была такая возможность. Некоторые из эмигрантов, действительно, осели в Рио-де-Жанейро. А некоторые оказались в Сан-Паулу».

ИзменитьУбрать
Грегори Варшавчик
(0)

«Знаете ли вы – продолжал профессор – что одним из законодателей современной архитектуры Сан-Паулу был выходец из Одессы? Собственно, я за тем и приехал в ваш город, что пишу научную работу об этом человеке. Его звали Грегори Варшавчик, не слыхали ли?»

Конечно, слыхом не слыхивали, видом не видывали. Где Одесса, где Сан-Паулу? Сан-Паулу – вообще, город из бра­зиль­ских сериалов. Когда герой или героиня сильно намозолят глаза публике, они, по прихоти сюжета, отправляются туда. А уж об архитектуре Сан-Паулу, да еще об архитекторе-еврее… К тому же, эмигранте… Как в Советском Союзе жаловали эмигрантов, всем известно. Как ласкали евреев – тоже. Откуда ж знать, если бы не визит в Одессу профессора Жозе Лиры?

Профессор радостно делился сведениями:

«Нам известно, что Грегори Варшавчик учился в Одесском художественном училище. Потом продолжил учебу в Италии, в Риме. Позднее оказался в Бразилии. Там, в конце 1920-х – начале 1930-х построил свои первые дома. Он стал зачинателем эпохи модернизма в бразильской архитектуре. Встречался во Франции с пионером современной архитектуры ле Корбюзье, называвшим дома, которые он строил «машиной для жизни». Был в контакте с мастерами баухауса – Вальтером Гропиусом, Марселем Брюйером, Людвигом Мис ван дер Роэ, которых Гитлер выжил из Германии.

О, он был довольно заметной фигурой в архитектуре ХХ столетия, выходец из Одессы, ученик Одесского художественного училища Грегори Варшавчик. Когда диссертация будет готова, я вам ее непременно пришлю. Вы, конечно, здесь в Одессе, вряд ли читаете на португальском. Но поскольку труд будет издан еще и на английском, я его пришлю, и, может, он вам пригодится».

Похоже, Жозе Лира еще не завершил свой труд, поскольку статья о Варшавчике пока не прислана. Но, несомненно, рано или поздно, мы ее прочтем. В это заставляет верить упорство бразильского профессора. Поразительно, но в Одессе он сразу же вышел на людей и организации, которые могли бы дать ему необходимые сведения.

Само собой, это был Одесский государственный архив, Одесский художественный музей, художественное училище им. Грекова, научная библиотека им. Горького, музей еврейской истории «Мигдаль-Шорашим» и замечательный знаток Одессы и ее искусств Сергей Зенонович Лущик. Именно здесь, у профессионалов, у тех, кто занимается историей еврейской Одессы, историей живописи и архитектуры, Лира собрал необходимые ему сведения.

В Одесский литературный музей профессор заскочил, так сказать, «на закуску», для полноты картины. Похоже, он получал удовольствие от реакции одесситов на свое известие о Грегори Варшавчике. А тем, в свою очередь, было симпатично замечание, что одесситы похожи на жителей Бразилии: тоже отзывчивые, готовые к диалогу, темпераментные и неравнодушные. «Избыток толерантности утомляет, – говорил профессор, – К чему вежливая улыбка, если за ней стоит абсолютное равнодушие и к тебе, и к твоему делу? Может, потому, что мы так схожи характерами, Грегори Варшавчик обрел признание и стал знаменитым в Бразилии».

Действительно, если заглянуть во всемирную паутину, там нетрудно найти имя Грегори Варшавчика. Не то, чтобы оно рассыпано по большому количеству статей и ссылок, но архитектор, родившийся в 1896-м и умерший в 1972 году, – не политик и не поп звезда, чтобы мозолить глаза в блогах новостей.

ИзменитьУбрать
Тот самый
"современный дом"
(0)

Информация о Грегори Варшавчике стандартно повторяется из текста в текст. Архитектор, выходец из Росси. Учился в Риме, где увлекся идеями футуризма. Кое-где Варшавчик назван кубистом и приверженцем теорий Пикассо. Создал в 1929 году в Сан-Паулу «современный дом». С этого дома, собственно, и начался модернизм во втором крупнейшем городе Бразилии.

Еще одна любопытная деталь: Варшавчик – автор проекта музейного комплекса художника Лазаря Сегала. Сегал – еще один «выходец из России», правда, не из Одессы, а из Вильно, выбравший берега Амазонки. Сегала называют то бразильским Сезанном, то бразильским Шагалом. Поминают его имя и рядом с именем Василия Кандинского. Сегал – художник первого ряда, представитель экспрессионизма, высоко почитаемый… Ну, не в Вильнюсе же, в Бразилии, конечно, и особенно в Сан-Паулу.

Эти двое – Грегори Варшавчик и Лазар (имя художника пишется на португальский манер, как, впрочем, и имя архитектора) Сегал оказались счастливо сведенными судьбою там, в далекой Латинской Америке. Более того, они были женаты на сестрах, в общем, родственники. Между собой говорили по-русски, хотя, кто знает, может, и на идиш. Обменивались книгами, новостями, спорили об искусстве.

Ныне музей Лазаря Сегала – еще и культурный центр. Там проходят выставки, лекции, концерты. Но многие ли приходящие туда знают, что Грегори Варшавчик не просто «выходец из России»? Многие, может, даже не подозревают, что Грегори когда-то звали то ли Гершем, то ли Габриэлем. Что, когда он учился в Одесском художественном училище, то возможно носил имя Григорий, чтобы не слишком выделяться среди прочих соучеников. А, возможно, и нет: в дореволюционной Одессе многие евреи не гнушались своими именами, и далеко не каждый Герш или Гирш стремился стать Гришей.

Жители Сан-Паулу гордятся (судя по приезду в Одессу профессора Жозе Ли­ры, именно так оно и происходит) своей архитектурой. Пусть даже не подозревая, что в ней, в какой-то мере заложен кусочек Одессы. Зато, в Одессе большинство населения даже не подозревает, что город, куда периодически уезжают герои бесконечных сериалов, в какой-то мере – частица Одессы. Да, конечно, в очень небольшой. Там, судя по всему, пока не опубликован научный труд бразильского профессора, занимающегося историей архитектуры. Кто знает, в какие крепкие лианы (переходя на терминологию лесов Амазонки) может преобразиться эта тоненькая ниточка одесской экспансии в Бразилию. Но даже, если этого и не произойдет, а останется только несколько слов в энциклопедии о том, что Гергори Варшавчик – не просто выходец из России, а все-таки одессит, этого уже не мало. Для того, чтобы имя «Витебск» стало известно всему просвещенному миру, достаточно Марка Шагала. Одесса же богата знаменитостями. Тут можно лишь спорить, кто в большей степени прославил город – Бабель или Жаботинский, Ойстрах или Гилельс, Гамов или Крейн. Но огромное количество выдающихся, замечательных, талантливейших во всех областях человеческой деятельности одесситов, уже известных миру, вовсе не повод, чтобы пренебрегать новыми именами. «Как будто не все пересчитаны звезды, как будто и мир не открыт до конца» – писал Николай Гумилев. И в самом деле, не пересчитаны. Кто знает, вдруг завтра приедет человек, скажем, из Антарктиды…

История детей «звезды изгнания» наверняка готовит нам сюрпризы.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №103 > «Не все перечислены звезды»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 12:50:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов