Темой 103-го номера журнала «Мигдаль-Times» мы еще раз выбрали «Одесситы всех стран…», потому что нас не удовлетворил 99-й номер — очень многое осталось «за бортом».
В этом номере мы поговорим о том, что, оказывается, не всегда приятно и почетно быть одесситом, о том, чем занимаются в жизни выпускники математического факультета Одесского университета и о том, так ли уж плохо, когда некоторые одесситы покидают Город.
И все-таки список людей, составивших славу Одессы, кажется, неиссякаем. В этом номере мы задались вопросом — в чем же феномен недавнего юбиляра М. Жванецкого Открыли для наших читателей два новых поэтических имени — забытого Р. Морана и Р. Ольшевского, которого еще помнят в нашем городе. Ольшевский не только автор замечательных стихов, но и согретых одесским солнцем ностальгических рассказов.
И уж совсем забытый в Городе, но не в мире — особенно, в солнечной Бразилии — архитектор.
Не оставшийся в Париже, а вернувшийся в свой город Т. Фраерман, так и не стал «своим».
Мы еще раз вернулись к архитектуре Города – на этот раз — историей одесских мостов.
Еще один одессит, имя которого, может быть, не так широко известно, но его знают все, кто интересуется историей Холокоста в Одессе — Леонид Моисеевич Дусман. К сожалению, это прощальная статья о нем.
И – не в тему журнала, но о нашем, мигдалевском — воспоминания о прошедшем в августе семейном лагере «Халом».
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Празднование 215-й годовщины города возбудило интерес к теме об «особенной одесской судьбе» – дескать, гений этого места воплощается в гениальность его жителей. Гений места оказывался то аборигеном степей, то просоленным обитателем черноморской стихии.
Одесский математический факультет университета (того самого, что раньше был единственным университетом в Одессе) дает хорошую профессиональную подготовку. Не помню, чтобы кто-то жаловался. Напротив: его выпускники в любой стране невозмутимо устраиваются перед компьютерами – и вперед! Вроде, просто на другой стул пересели, не замечая госграниц и океанов. Работают себе и во всем соответствуют.
Я уже писал о тех людях, которых потерял мой город. Нет, не так! Которых потерял наш город! Они живут в разных странах. И, вроде, неплохо. Но на сей раз речь не о них.
В этом году Михаилу Жванецкому исполнилось 75 лет.
Почти два десятилетия свободы в историко-краеведческих изысканиях принесли массу открытий. Более подходящие, достойные цвета приобрели бывшие белые пятна на полотне истории еврейской Одессы, вспомнились позабытые имена, дела, биографии.
У него было возвышенно-романтическое имя. И неистребимо одесская фамилия. А псевдоним, которым Теофил Фраерман подписывал свои работы в добрые парижские годы, сводит греко-еврейскую «номинацию» к сухому французскому остатку: «Тео Фра». (Я мог бы добавить, что по словарю «Блатная музыка» 1927 года «фрайер» – значит «чужой человек», «человек, не принадлежащий преступному миру», но этот словарь отмечен строгим грифом: «Не подлежит оглашению».)
В 1964 году в Одессе проходила конференция «Литературная Одесса 20-х годов», организованная Л.В. Берловской.
Для выступления писатель Сергей Бондарин составил шутливую классификацию одесских писателей, разделив их на
классиков, полуклассиков, натретьклассиков. Себя и Рувима Морана он отнес к последним – и по году рождения, и
по литературной известности.
Когда Леонид Моисеевич улыбался, он весь лучился. Так собирались морщинки вокруг его добрых и чуть лукавых глаз.
Получалось совсем по-одесски – тепло и с легкой хитринкой.
Светло-желтые блики одесского солнца. Я иду на пляж через Отраду. На пляже мой знакомец Алик, оригинал и хохмач. Он по профессии ювелир, и большой любитель музыки. Притащил аккордеон и наигрывает мелодии нашей молодости. Рядом загорает Валя Басов, знаток Лещенко, Вертинского, Козина.
Это последние из одесских могикан, пережившие оккупацию, войну, послевоенное лихо, но не утратившие юмор, оптимизм и любовь к морю.
История любого, пусть даже наугад выбранного места, являет собой не столько героические подвиги, сколько летопись постепенного его обустройства. Одесса, оказавшаяся «принцессой на горошине», – на непослушном и пыльном ложе – долго крутилась, устраиваясь на неожиданных пригорках и осыпающихся приморских склонах, прежде, чем ей удалось удобно примоститься, в окружении мостов и укрывшись мостовыми. Можно только восхищаться одесскими градостроителями, которые, словно непризнанные, но уверенные в своей гениальности кутюрье, из доставшейся им сильно изрезанной местности смогли выкроить столь уютный город.
Халом!!! – сон, мечта, грезы!!!
В Одессе говорили «ин хулем» (идиш – «во сне») – то, что не сбывается или только мерещится.
А в «Мигдале» каждое лето, вот уже 13 раз подряд «Халом» повторяется, не повторяя себя никогда. Вы спросите – это как? А я отвечу: «Халом» – это семейный лагерь, мечта каждого, кто в нем хоть раз побывал. В этом, кризисном, году Всевышний помог нам с прекрасными спонсорами на этот проект, и мечта опять стала реальностью. Так у нас в «Мигдале» часто бывает…
Утро пахло морем, хотя оно находилось за длинной улицей Розы Люксембург, большим парком Шевченко и бесконечным спуском от памятника неизвестному матросу Рабиновичу, анекдот о котором с такой длинной бородой, что она тянется до самого пляжа Ланжерон.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.