БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №11 > Laterna magica «Мигдаль-ора»
В номере №11

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Laterna magica «Мигдаль-ора»
Инна Найдис

Laterna magika (лат.) — волшебный фонарь (а может — «башня света» — «Мигдаль-ор»?).

«Начинаем концерт, посвященный 10-летнему юбилею Одесского еврейского музыкального театра «Мигдаль-ор»!» — нет, не пойдет, слишком помпезно. Но фанфары? Ладно. И свечи зажечь... на каштанах.

Идет подготовка к юбилею и просмотр концертных записей, сделанных за десять лет существования «Мигдаль-ора», — отбирается материал для трансляции на экранах во время юбилейного вечера.

Видеохроника — интересная штука. Это — как семейный альбом, когда, листая его, наблюдаешь за ростом любимого чада.

На первых записях — статичные фигуры вокалисток, не очень интересные танцевальные постановки. Да и что тогда, десять лет назад, мы все знали об еврейском искусстве? Песни, которые пели наши бабушки и дедушки, немногие записи на пластинках, традиционные «Семь сорок» и «Хава нагила» на еврейских свадьбах. Но никогда — со сцены, во всяком случае, на моей памяти. Да, говорили, что в Одессе был еврейский театр. Очень постаравшись, можно было даже найти упоминания о театре Михоэлса...

Я помню: что-то обрывалось внутри, обнажая то, чего сама в себе не подозревала — память своего народа. Так болью отозвался первый для меня концерт ансамбля «Файерлех» (Вильнюс), может, все в том же 91-м году или немного раньше. Думаю, что-то похожее происходило со зрителями и на первых концертах театра «Мигдаль-ор». Во всяком случае, есть уникальная возможность посмотреть на лица многих из них — записи сохранили и это. Убеждена, многие, даже те, кто не был причастен в те времена к возрождению еврейства в Одессе, наверняка отыщут в этих залах своих знакомых, родственников, друзей. А уж для мигдальоровцев — все первые ряды — повод для воспоминаний...

Вот раввин Шая Гиссер — весь испереживался за дебютантов, вот Юлий Барский — завуч той самой музыкальной школы №4, откуда большая часть коллектива (да и дочь его — на сцене), а вот и Феликс Мильштейн (как бурно мы выбирали его в только созданное Общество еврейской культуры) и многие, многие... «иные уж далече».

Запись 92-го года... Видно, какой скачок в репертуаре, мастерстве и постановках сделал театр.

И записи последних лет. Можно смело сказать, что перед нами профессиональный и, не убоимся высоких слов, мирового уровня коллектив.

С сегодняшнего временного угла зрения интересно проследить, как изменялись лица артистов, тех, кто еще сегодня в «Мигдаль-оре». Казалось бы, молодость, свежесть — это трогает, но, удивительно, их лица сегодня гораздо интереснее. Более глубокое понимание того, что делают, стиль, искушенность — в лучшем смысле этого слова.

Но все это — эмоции постороннего человека.

— Кира, почему ты такая серьезная? — вопрос к Кире Верховской, той, кому «Мигдаль-ор» обязан своим рождением, существованием, уровнем. Казалось бы, смотри, вспоминай, радуйся...

— Трудно за несколько дней вновь пережить эти десять лет.

Память прокручивает за кадром трудности и потери: мелкие и большие неурядицы, отъезд или просто уход из театра тех, кого, казалось, немыслимо заменить.

Но все-таки — фанфары!— и в Концертно-выставочном зале Морвокзала начинается юбилейный вечер «Мигдаль-ора». Начинается со старого (почти десятилетней давности) видеоклипа.

Клип построен на танце, жанровых бытовых сценках и фрагментах студийной звукозаписи. Танец — в черно-белой записи, сквозь доски стилизованного потолка щедрыми потоками льется свет. Не знаю, было ли такое намерение у авторов клипа, но у меня возникают ассоциации и с суккой, и с тем значением, которое в иудаизме придается Свету как символу Б-жественного присутствия, да простятся мне столь высокие сравнения.

После клипа — на сцене три танцевальных коллектива Центра «Мигдаль» — малыши, подростки и студенты (руководители — танцоры «Мигдаль-ора»). Танец «Йерушалаим». А на экранах — виды Иерусалима, его история, ментальность, символичность.

Есть такой прием в практике массовых зрелищ — «laterna magica», когда действие с экрана переходит на сцену. Это будет, и не раз, в течение вечера, и об этом еще расскажу. Но интересно, что в «иерусалимском» ролике видовой ряд вобрал в себя символику почти всех программ, созданных на протяжении десяти лет театром «Мигдаль-ор». Здесь — и свадьба с разбитым бокалом в память о Храме, и горящий Иерусалим, и дети (на экране и на сцене — и это тоже символично, потому что Центр «Мигдаль» — детище «Мигдаль-ора»), и, конечно, разноликий народ Израиля. А в «послужном списке» театра — программы: «Еврейская свадьба», «Ресторан «У Сонечки» (пуримшпиль по-одесски), «Горящий Иерусалим», «Израиль» (песни и танцы выходцев из различных общин диаспоры), «А пинтеле ид» («еврейская точечка» — идишская программа).

И снова экран — на первом сольном концерте театра рав Шая Гиссер со сцены «дает броху (благословение)» «Мигдаль-ору». И, принимая эстафету, спустя десять лет, два одесских раввина Авроом Вольф и Шломо Бакшт, говорят о роли песни в жизни еврея, о приоритетах в этом мире и о значении творчества «Мигдаль-ора».

И, наконец, на сцене «Мигдаль-ора» «Хава нагила» — визитная карточка театра, как говорит Кира Верховская. Танцоры и вокалисты — в бело-сиреневых, очень красивых костюмах — тех, первых. А потом — «Йомим» (из первой программы). И экраны: объявление о концерте с датой «18 августа 1991 года», и — тоже «Йомим», 19 августа — замершая на площадях с танками страна, 22 августа — концерт «Мигдаль-ора» в Юрмале (они одни из всего разваливающегося Союза отважились приехать в занятую танками Ригу на Фестиваль еврейского искусства).

Laterna magika продолжается. Вот на сцене морвокзала Кира Верховская говорит (а камера транслирует ее на экраны), что первоначально задачей театра было разрушить стереотип о том, что еврейское искусство и мировосприятие трагично.

Возникла программа, приуроченная к Пуриму, «Ресторан «У Сонечки», построенная на одесских песнях. И на экране идут кадры с этой программой, но что-то не ладится со звуком, и Кира «перехватывает» действие с экрана (опять laterna magika, но не предусмотренная сценарием).

После «одесской песни вживую» мы опять видим на экранах Верховскую, в том же костюме, но только без малого десять лет назад, она дает интервью, в котором говорит, что оптимизм — это то, что помогает театру выжить, ну, и конечно, — помощь спонсоров. И ответом на это давнее интервью звучат поздравления находящихся в зале представителей «Джойнта», организации, с момента рождения поддерживающей коллектив, — Марины Фромер, Сары Боген, Алекса Герштейна. Делегация балтиморской общины (США) вручила «Мигдаль-ору» официальную правительственную грамоту от руководства штата Мэрилэнд «За большой вклад в возрождение еврейской культуры».

Увы, не всем друзьям, спонсорам и почитателям «Мигдаль-ора» удается высказать на сцене свои чувства, поздравления, вручить подарки. Ведь сегодня главное — «высказаться» театру, показать, что сделано за эти десять лет...

Один из приемов, который использовали создатели видеоряда, — кубик, поворачивающийся на экране разными гранями, на которых фотографии из разных программ театра. И эта многогранность (не кубика, а театра) поражает и восхищает: за один вечер мы успеваем увидеть и услышать свадебные песни и танец невесты, восточный и испанский танцы, еврейскую кадриль, гопак, еврейский рэп...

Одна программа театра стоит особняком. Помните, Кира Верховская говорила о разрушении стереотипов? И все-таки не смог театр пройти мимо боли своего народа. «Горящий Иерусалим» — это память о разрушении Храма, многовековой трагедии еврейского народа. Звучит «Шма Исроэль». А перед следующим номером Кира рассказывает о Василии Дьяконове, хореографе, которому театр обязан своими лучшими постановками, и о трагическом, необъяснимом его исчезновении в открытом море во время гастрольного круиза.

На экране — запись в Америке: Вася танцует на сцене, затем спускается и уходит в зал, а потом фотография: улыбающийся, счастливый Вася, и поверх этого изображения — танец «Шествие» в его постановке. И с экрана — на сцену — «Шествие»: строгие лица танцоров и сжигающие душу голоса вокалистов.

<Шествие» — это «внутреннее», неофициальное название номера, но очень точное. По нарастающей энергетике это похоже на «Болеро» Равеля, а по трагизму — у каждого свои мерки — кто вспомнит Чайковского, кто Бриттена, кто Шопена ...

Но не в стиле театра зависать на трагической ноте. Жизнь продолжается, и программа тоже. Фейерверк еврейской музыки и танца захлестывает и раскачивает зал. И, когда после заключительной песни «Шалом Офия», загорается настоящий, живой фейерверк, это даже не удивляет: «Мигдаль-ор» выплеснул свою энергию, и она материализовалась — просто laterna magika.

* * *

Дорогие друзья!

От всей души поздравляем театр «Мигдаль-ор» с десятилетием!

Желаем, чтоб и дальше он вздымался высоко, светил мощно и ярко и указывал всем присутствующим в бурном океане общинной жизни правильное направление и гостеприимную гавань.

Удачи, успехов, здоровья!!!!!

Ирена и Володя Глозманы

* * *

Дорогая Кира!!! От имени Совета Ассоциации поздравляем тебя и твоих коллег с юбилеем!!!

На вашем примере мы учимся!!!

Ад мэа веэсрим!!!

До 120!!!

С уважением, президент Ассоциации еврейских общинных центров СНГ Ирина Щербань

* * *

Дорогие друзья!

От всей души поздравляю вас с замечательным юбилеем. Еще семь лет назад я был на вашем концерте в Одессе, и уже тогда было понятно, что у вашего театра большое будущее.

Это большая честь для меня — быть приглашенным на ваш юбилей. К сожалению, я никак не смогу присутствовать на этом празднике, но я уверен, что он пройдет с большим успехом. Я хочу пожелать вам продолжения интересной творческой жизни и, конечно, удачи.

С уважением, Амос Авгар, региональный директор «Джойнта» в Центральной, Западной и Южной Украине.

* * *

Дорогая Кира!

Спасибо вам за ваше приглашение на юбилей. К сожалению, мой рабочий план не позволяет мне принять приглашение.

Я наблюдаю рост «Мигдаль-ора» с первых дней вашего существования. Вы и ваши коллеги имеется все основания для гордости. Ваши усилия по возрождению еврейской культуры в Украине отразились на судьбах многих евреев.

Желаю вам всего наилучшего, дальнейших успехов, продолжайте расти и будем расширять наше сотрудничество.

Ашер Острин, директор отдела стран бывшего Советского Союза «Джойнт»

* * *

Шалом, Кира!

Позвольте мне выразить самые искренние поздравления по поводу этого замечательного события. Я уверен, что вы окружены множеством друзей, которые помогали вам создавать замечательный коллектив «Мигдаль-ор». Я глубоко сожалею, что не могу быть сейчас рядом с вами.

Я твердо верю, что «Мигдаль-ор» будет по-прежнему расти и в один прекрасный день ваш коллектив станет полностью профессиональным коллективом, как вы и планировали когда-то.

Ваши выдающиеся успехи служат ориентиром для других коллективов.

Я желаю удачи всем вашим будущим программам.

Надеюсь вскорости побывать в Одессе и еще раз услышать вашу чудесную музыку.

Будьте сильны и бесстрашны.

Ваш давний друг и поклонник Стюарт Саффер, региональный директор «Джойнт» в Белоруссии и Молдове.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №11 > Laterna magica «Мигдаль-ора»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-01-21 12:09:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl