БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №11 > Секреты караимов
В номере №11

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Секреты караимов
Самуил Имас

«Караим?.. А что это за нация?! Других, что ли, не нашли?!»

Александр Казаков, завотделом науки райкома КПСС в Москве, в дальнейшем — вице-премьер, председатель Госкомимущества России, ныне член Совета директоров «Газпрома», курирующий проблему НТВ («Московские новости», апрель 2001 г.).

В детстве, в начале пятидесятых, — помню глухие разговоры в доме о караимах, которые «вообще-то те же евреи — но!..» — и палец указательный утыкался в небо, а интонация без сомнений означала; что уж они-то сумели устроиться... В чем это «устроиться» выражалось — мне было трудно тогда понять...

В дальнейшем — не раз и не два — заглядывал я в отечественные источники, но они были скудны и достаточно противоречивы. Так, «Большая Энциклопедия» в 1902 году сообщала, что «караимы — народность, вероисповедание. Язык — тюркский». Далее шел весьма живописный пассаж, который привожу дословно: «Видом караимы сближаются тоже с тюрками, но с более тонкими чертами и более развитыми бородами (?..), как бы являя собой тюрков с примесью семитской или (?..) индоевропейской крови.

По мнению известного ученого караима Фирковича, караимы суть потомки хазар. Впрочем, мнение это принято не всеми».

Советский Энциклопедический Словарь — через шестьдесят лет — кое-что уточнял: что-де термин «караим» — по-древнееврейски «чтецы» — обозначает принадлежность к вероучению (секта в иудаизме) и название народности — потомков тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата (IX-X вв. н.э.). То есть, надо понимать, с иудаизмом связь тут есть, а с этническими евреями — никакой...

Еще через двадцать лет, на последнем дыхании Советской власти, однотомный вариант того же Словаря был уже вовсе лапидарен: «Караимы — народ, небольшими группами живущий в УССР и Литовской ССР. Общая численность 3,3 тыс. человек. Язык — тюркский». И все. И никаких ссылок на «ученых караимов» или иных ученых, или какие-либо прочие исторические источники.

Создавалось впечатление сознательных умолчаний. Но — для чего? И отчего?

Заметим, что тот же последний советский однотомный Энциклопедический Словарь, определивший караимов как «народ» общей численностью в 3,3 тыс. человек, касательно евреев сообщал: «Евреи — общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах. Общая численность около 15 млн. человек».

Не будем сейчас комментировать эту «неадекватность» формулировок, а заглянем еще в некоторые отечественные издания.

Толковый словарь Ушакова в 1935 году уже несколько «проговаривался»: «...чтецы (караим) — подразумевается, чтецы Библии, — народность, происходящая от еврейской секты, отрицавшей Талмуд и признававшей только Библию (Тору)».

Но наиболее правдивый текст обнаруживаем в... «Научно — атеистическом словаре» 1969 г.: «Секта эта возникла в VIII в. среди евреев Вавилонии».

Далее идет уже забавно идеологизированный текст: «Талмудистов они смешливо именовали раббонитами, т.е. приверженцами авторитетов. (Чувствуете: нас подводят к мысли, что караимы — сиречь революционеры — С.И.) Служители ортодоксального иудаизма жестоко преследовали караимов. В какой-то мере (?) караимство было выражением глухого (?..) протеста народных масс еврейских общин Вавилонии против бесчеловечной эксплуатации, оправдываемой Талмудом и раббонизмом».

На чьей стороне авторы Словаря — сомнению не подлежит... Но все-таки неясно — отчего это «неравноправие». Ведь слово произнесено: караимы суть евреи...

Впрочем, к концу заметки авторы спохватываются и спешат добавить: «Со временем караимы превратились (?..) в особую этническую группу...»

Загадки накапливались, но ответа не было. Ясно было одно: вокруг караимов культивировалась некая историческая таинственность, природа которой интриговала и требовала разгадки...

Новое время принесло новые источники — и «тайны» караимов начали раскрываться.

Основателем караимской секты был Анан бен-Давид, живший в VIII в. в Вавилонии. Евреи в ту пору не подвергались этническим репрессиям, глава богатой и процветающей еврейской общины был приравнен к министру шахского двора (собственный слон для выезда...). И когда умер старый экзиларх (руководитель еврейской общины) два его сына сцепились в борьбе за власть.

Старший стал экзилархом, а младший (Анан бен-Давид) затеял религиозную реформу, рассчитывая привлечь к себе большинство евреев Вавилонии. Замысел не удался. К Анану примкнули немногие. Так и возникла еретическая иудейская секта — «признающие только Письменную Тору».

Когда в стране началась антиеврейская резня и насильственное обращение в ислам — еврейские беженцы (и среди них — караимы) устремились в державу кочевых племен хазар, вожди которой приняли иудаизм. А когда хазар разгромили славяне во главе с викингами — остатки еврейской общины бежали в дикий в то время Крым; где образовали две общины: евреи-раббаниты (крымчаки) и караимы.

Спустя столетия, когда стало ясно, что евреи в Российской империи — изгои, лидеры караимской общины обратились к царю с беспрецедентным заявлением: «Караимы не несут ответственность за распятие Иисуса, поскольку их предки, иранские евреи, жили в I в. н.э. — уже и изгнании, в Вавилонии!» На удивление, это заявление было признано резонным, и на караимскую общину не распространились дискриминационные антиеврейские законы Российской империи. Они имели право владеть землей, получать офицерские звания и даже дворянские титулы. На них не распространялись законы о черте оседлости и процентной норме...

Уже упоминавшийся Авраам Фиркович утверждал в своей книге, что евреи-раббаниты повинны также в смерти основателя секты караимов Анапа бен-Давида: «Не удивительно, что они убили даже Иисуса, сына Мирьям, праведника честного, непорочного и б-гобоязненного, спасшего большинство народов от древнего идолопоклонства...»

Фиркович подал прошение русскому правительству о том, чтобы караимов не именовали больше евреями, а упоминали в документах как «русских караимов».

Специалисты отмечают, в частности, что приписывание тюркского происхождения караимам на основании употребления ими татарского языка столь же «логично», как, предположим, утверждение «германского происхождения восточно-европейских евреев» — на основании использования языка идиш...

Любопытно, что «отделение» караимов от евреев происходило лишь в России. Караимы Египта, например, считали себя частью еврейского народа, а свое учение — «наиболее чистой и правильной версией иудаизма».

В 1938 году из Праги в гестапо пришло письмо: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинских армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим — связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять».

Дотошные немцы через подставных лиц обратились к крупным раввинам вне Германии с вопросом, являются ли караимы евреями.

Религиозные авторитеты, как сговорившись1, дали отрицательный ответ.

Вот так караимы Крыма, Польши и Литвы уцелели в огне Холокоста.

А после войны раввины так объяснили свой ответ: «Разумеется, караимы, даже отказавшись от еврейского народа — остались евреями. Но во имя спасения людей мы пошли на сознательную ложь».

Настойчивый отказ караимов от еврейских корней приобретает порой вполне анекдотический оттенок: среди своих знаменитых соплеменников, которыми надлежит гордиться (вполне еврейская, кстати, черта), указывают Мамая, Чингисхана и... Остапа Бендера, «сына турецкоподданного...».

Тотальная фальсификация и мифологизация истории караимов — это, по сути, мрачная тень антисемитизма, побуждающая отторгать их от еврейства (и самим им — отторгаться...).


1 Это были варшавские раввины р. Зейлиг Калманович, р. Меир Балабан и р. Ицхак Шиппер.

Гость-a
11.04.2004 16:15

Уважаемый автор Самуил Имас! В своей статье Вы делается насмешливое замечание о том, что караимы причисляют себя к потомкам Чингиз-хана. Это замечание стало повторяться и в других статьях других авторов. А нельзя ли узнать конкретно о каких караимских родах идет речь? Какой караимский род объявил себя чингизидами? Откуда у Вас такая информация? Караимы объясняют свое происхождение от хазарского каганата. Надеюсь, Вы не путаете чингизидов с хазарами? Так какая караимская фамилия, по Вашим сведениям, претендует на принадлежность к чингизидам?
С уважением, Ирина.

Гость-a
18.11.2004 11:54

Копия моего письма в адрес сайта «Центральный Еврейский Ресурс»!

Уважаемая редакция сайта «Центральный Еврейский Ресурс»!
С большим интересом посещаю Ваш сайт. Он очень нужен и полезен как евреям, так и людям, интересующимся еврейским народом, таким как я, например (я русский, но имею и еврейские корни, многие мои родственники сгинули в Холокосте).
Много статей Вашего сайта посвящено караимам. Мой дед — наполовину караим, наполовину еврей, что и обусловило мой интерес. Статьи очень хорошие, доброжелательные и информативные. Исключением в смысле доброжелательности является статья некоего Самуила Имаса под названием «Секреты караимов». В ней автор ернически развивает тему, краткое изложение которой я некогда услышал в Израиле от одного ортодоксального еврея. «Караимы? Ха! То, что они от хазар, рассказывайте в Ленинграде на коммунальных кухнях».
Хотелось бы возразить г-ну Имасу.
Несмотря на то, что, что караимов с натяжкой и можно назвать иудеями, это не означает, что они стали этническими евреями, так же как нельзя считать поляков и испанцев одним народом, хотя они исповедуют католицизм, а язык богослужения латинский. Караимы Египта, на которых ссылается г-н Имас, и караимы Крыма вполне могут иметь одну веру, но различаться по крови, вот почему «”отделение" караимов от евреев происходило лишь в России». Семья Куракиных в Израиле по происхождению русская, как и многие другие.
В караимском народе Бога называют именем древнетюркского божества — Тенгри, и до сих пор остатки караимов проводят религиозные отправления в роще священных дубов (что вообще-то мало напоминает галахический иудаизм). Интересно спросить у г-на Имаса, по-видимому крупного специалиста по караимам, так ли поступают караимы Египта? Вообще больше узнать о происхождении, обычаях и верованиях караимов можно узнать по ссылке http://legendy.narod.ru/etnos/karaimy.htm. Думаю, что там объяснено все по этому вопросу.
Среди прочего, г-н Имас упоминает о письме бывших офицеров-караимов белых армий нацистскому правительству, где они просят не распространять дискриминационные акты на караимов, т.к. они не имеют отношения к евреям. Как мне показалось, судя по всему, г-н Имас посчитал это проявлением трусости и желанием поступиться правдой ради спасения собственной шкуры. Специально для г-на Имаса сообщаю. Мой прадед-еврей, Аркадий Борисович Брискин женился на моей прабабушке-караимке Анне Абрамовне Пастак еще до того, как штурмовики-члены НСДАП начали собираться в мюнхенских пивных во времена Веймарской республики. После чего ее братья, офицеры врангелевской и деникинской белых армий прервали с ней отношения и не общались с ней никогда, хотя с другой сестрой, вышедшей замуж за русского, отношения продолжались. По меньшей мере некрасивый поступок, но желанием спасти свою жизнь он никак не продиктован.
Хотелось бы осведомиться у г-на Имаса, куда это сумели «устроиться» караимы? Как я понял, он вменяет им в вину помимо прочего, что их не расстреливали нацисты. Оставлю это на его совести, но хотелось бы сказать. Расстреливали! Например, сестра моего деда, полуеврейка-полукараимка была расстреляна вместе с матерью и тетей-караимками, которые добровольно пошли на казнь вместе с дочкой и племянницей. Мой дед в том страшном 1942 г. находился в рядах Советской армии, что его и спасло от физического уничтожения, но не от душевных страданий...
Помимо мрачной тени антисемитизма, упомянутой г-ном Имасом, к сожалению, существует и дремучее невежество, но не буду тыкать пальцем...
P.S. Кстати, помимо маршала Родиона Малиновского, караимом является также Самуил Яковлевич Маршак.

С уважением,
Аркадий Румянцев
Санкт-Петербург
arkrum@mail.ru

Кажется, кое-что нашлось по теме о тюрках (караимах), иудеях, также славянах ….

Викторин В.М. Славяно - иудейские тенденции в переселениях и этноконфессиоконтактах по границам Астраханского края (конец XVIII - XX вв.) // Астраханские краеведческие чтения. Сб. ст. Вып. I – Материалы межрегион. научн. конф. (г. Астрахань, 18-19 мая 2009 г.). Отв. ред. доц. А.А. Курапов. – Астрахань: Изд-во Ром. Вас. Сорокина [и Мин. культ. Астр. обл., ОГУК «Астр. гос. объед. музей-заповедник», НИИ Касп. моря]. 2009 – С. 179-185. Секция: «Социокультурное взаимодействие народов Астраханского края в XVI - XXI вв.».

Подготовил, что стало известно, Виктор Михайлович Викторин, канд. историч. наук. Астраханский гос. университет, отд. восточных языков, доц-т. Руководитель НИЦ этнополитики и пред. Научного Совета краеведов (Астраханская область)

СЛАВЯНО - ИУДЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ И ЭТНОКОНФЕССИОКОНТАКТАХ
ПО ГРАНИЦАМ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ
(КОНЕЦ XVIII - XX ВВ.)

В.М. Викторин

Неоднократно в восточно-славянском православии различных местностей России возникали сектантско-синкретические устремления к исходному единобожию Моисея с признанием приоритета иудаизма над христианством. Достаточно вспомнить активное, хотя краткое и более в «верхушке» общества, рационально-критическое направление «схариатов» («жидовствующих») в Новгороде Великом с 70-х гг. XV в. по самое нач. XVI в. Это любопытное русское «иудействование» («иудеянство») воспроизводилось и позже, причём как тенденция – без видимой связи с предшествовавшими ему в истории однотипными явлениями.
Так, сильное народное, протестное движение и сразу ряд крупных сект «иудеян», именуемых также «духовными христианами», возникло с сер. XVIII в. среди государственных крестьян (а затем и среди крепостных, беглых), центрочерноземья России, тогдашней Воронежской губ. с Тамбовской провинцией – русских, здешней ветви украинцев, частью обрусевшей низовой мордвы-эрзи по притокам Дона (междуречью Хопра и Вороны).
Так, в 1750-65 гг. в Борисоглебском уезде возникла «сектантская ересь» крестьянина Семёна Уклеина, получившая затем название «молоканства». А в 70-80-х гг. XVIII в. чуть южнее, под Воронежем, от этих молокан - «воскресников» отделились молокане - «субботники» во главе с крестьянином Семёном Довлатовым. И те, и другие стремились следовать «Моисееву Закону», давали детям ветхозаветные имена, имели значимые для них предания о «земле Сионской», практиковали протяжное многоголосье псалмов. Но первые продолжали почитать Иисуса Христа - Спасителя, вторые же – принимали его лишь как человека (т.н. «ликоотрицание»), ожидая прихода нового Мессии («своего Царя»).
В результате репрессий, начавшихся с 90-х гг. XVIII в., многие «иудеяне» разлучались с детьми, выселялись в Приазовье, а затем, с 30-40-х гг. XIX в. – переводились в Закавказье (и там их потомки жили до посл. вр.): на терр. нынешней Армении (у оз. Севан), почти по всему простр-ву Азербайджана и отд. островками в Грузии. Другие бежали в соседнюю Саратовской губ., за Волгу, вплоть до Самары и Оренбурга, в калмыцкие и казахские степи .
Кроме первичного переселения в самом конце XVIII в. сильной и затронувшей, похоже, все направления, была вторая миграция субботников из-под Воронежа в 1835 г. (от ссылки на Кавказ?), отдельно отмечаемая С.Л. Львовым (7 : 50 и сн. 12). Пункт исхода их был единым – неск. сёл в Тамбовской губерн. и Воронежском намест-ве, утверждённых в 1796 г., в нынешних местах Калачеевского и Таловского р-нов Воронежской обл. на границе с Волгоградской (междуречье Битюга и Хопра). Как минимум, двумя путями достигали переселенцы и Астраханской губ. («верховая» под Царицыным и Царевом и «низовая» в сев.-зап. Прикаспии группы, едва ли последоват. связанные, в своём образован., друг с другом).
Неоднократно была рассмотрена, освещалась в науке и публицистике проблема русского крестьянского «иудеянства» по стране (С.В. Максимов, А.И. Клибанов, В.И. Козлов, А.А. Панченко, М.А. Членов, В.О. Дымшиц, М.С. Куповецкий, А.Л. Львов и А.Л. Чернина, мн. др.), в Закавказье (В.В. Верещагин, О.Д. Комарова и А.П. Павленко, В.В. Степанов, А.П. Павленко, Е.Н. Разумовский, А.Н. Ямсков, о мордве – Н.Ф. Мокшин, Е.И. Динес и Е.И. Арыскина, мн. др.), на севере Астраханского края (А.Л. Львов и Л.В. Наместникова, А.В. Саввин, В.М. Викторин), в его юго-западной части (Э.П. Бакаева, А.Р. Бимбад, М.М. Каспина и др.), эмигрантов отсюда в Палестину и их потомков (В.В. Варламова и В.В. Сабешкина, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман и др.).
Когда состоялась передача в 1850 г. Царевского уезда (под Царицыным) из Саратовской губ. в Астраханскую, то здесь обнаружилось многочисленное и компактное население славян - «субботников» (а 10 лет спустя – уже с их немалыми внутренними различиями в толке веры), распространивших вскоре своё влияние и на соседний, Черноярский уезд Астраханской губ.
Власти разрешали такую миграцию (сохранились в архивах письм. предписания), но «отказ от православия», тем более, в организованной форме, в тот момент и позже стремились пресечь. Но новые жители неизбежно общались и сближались с иудеями, евреями-ашкеназами г. Царицына, чья община разными путями и понемногу возрастала, к которым переселенцы первое время тяготели ограниченно. Притом признавали, как и в контактах с православными, лишь Ветхий Завет, письменную Тору - Танах (но никак не Евангелие, либо Талмуд).
Возможно, и не случайно, что на землях, в древности (VII - X вв.) входивших в Хазарский каганат, они обращались именно к «караимству» – особому варианту раннего иудаизма с абсолют. превосходством «Пятикнижья» - Торы. Караимство возникло на рубеже VIII - IX вв. в иудейской общине Багдада и распространилось, конфликтуя с ортодоксальным «раввинизмом», по берегам Средиземного моря и в Крыму (отсюда в XIV в. попав с пленными и служ. мигрантами в Литву). В Крыму и Литве возник особый этнос «тюрки - караимы», с которыми русские Нижневолжья, тяготевшие к их форме религии, стремились установить связи.
Самих караимов - тюрок большинство учёных (А.С. Фиркович - Абен Решеф, астраханец В.Д. Смирнов, А.Я. Гаркави, В.В. Григорьев, А.Н. Самойлович, С.М. Шапшал, А.А. и В.А. Зайончковские, С.А. Плетнёва и др.) производят именно от хазар, верхушка которых, с центром на Нижней Волге, именно в VIII в. восприняла для себя, редкостным коллективным «новообращением», весьма нетипичный иудаизм (иногда допускают истоки иных караимских родов также от браков приезжавших в эти сев. края иудеев-евреев с тюркскими женщинами).
Начиная с 1865 г., в теч. след. 10-и лет, от «молокан - караимов» (так в док-тах того времени) под Царицыным отпочковались субботники - талмудисты. Они и в вероучении, и даже внешне (одеждой, причёской, поведением) стремились подражать евреям. Предметом их большой гордости были «книжечки» (А.Л. Львов) – иудейск. богослужебная лит-ра, изданная на русск. яз. Со своей стороны, евреи-ашкенази сами дистанцировались от тяготевших к иудаизму славян, именуя их «прозелитами, обращёнными»: "гэйрим" (семит., евр.-араб. «чужие»), чаще, и в совр. употр., – "геры" .
Здешние светские и духовные власти, правосл. обществ. круги – Астраханский губернатор и полиция, архиерей и консистория, а также Епархиальное и Кирилло-Мефодиевское (миссионерск. и духовно-просветит.) об-ва – осуждали «уклонение и отпадение» от православия, прямо с сер. XIX в. старались всячески повлиять на сектантов. Особенно когда (после отмены крепост. права) всё более проявлялось малоземелье в сельских местностях и резко возросла подвижность населения, и ещё с 80-х гг., когда наметились объединение субботников - караимов и талмудистов - в сплочённые общины, а у последних – ещё и стремление эмигрировать в Палестину.
С ростом престижности среди таковых изучения иудаизма последовал в 90-х гг. XIX в. запрет принимать в еврейские школы г. Царицына «детей православных родителей и сектантов». А караимам, уже в самом нач. XX в., (при наличии учеб. пособия Фирковичей, см. далее), препятствовали в открытии на Цареве своего учебн. заведения.
Численность субботников обеих ветвей значительно возрастала – за счёт воронежских переселенцев и присоединявшихся местных уроженцев («припавших»), многодетных семей тех и других. Причём караимы, насколько ясно из статистики, группировались в Царевском уезде (пос. Царев, Пришиб), а «талмудисты» южнее – в уезде Черноярском (с. Солодники и др.). Согласно Всероссийской переписи 1897 г. (А.Л. Львов), «караимами» себя назвали 400 чел. с небольш. в Царевском уезде, а из 450 чел. обозначившихся «евреями» (но без знания еврейского яз.!), ¾ проживали в Черонярском уезде и ¼ - в Царевском (7 : 70-71).
Нижневолжские караимы - славяне, усиленно подчёркивая своё «нееврейство», стремились распространить на себя льготы, установленные царскими властями в 1881-96 гг. для тюрок - караимов и теснее общаться с ними. Такая либерализация была отражена в Своде законов Росс. имп. от 1896 г. и Циркуляре МВД по Департаменту дух. дел, П.А. Столыпина и А.Н. Харузина, № 3027 от 5 апреля 1910 г., где определялось, что даются «караимам все права, предоставляемые русским подданным, и ограничения, поставленные относительно евреев, не должны быть применяемы к караимам» (13 : 24). Другое дело, что караимы-тюрки интересовались единоверцами из православных, но на тесный контакт с ними, кроме эпизодических, не шли.
Так, И.Н. Фирковичем, видным краеведом в г. Вильно, тюрком из Литвы, для царевских караимов было переведено и издано в 1892 г. … в г. Царицыне (Типогр. Е.Н. Фёдорова) пособие «гахама и гл. учителя караимов А.С. Фирковича» под назв. «Порядок молитв для караимов, составленный вкратце» (171 с.). (13 : 128-129, 448). Полицейское изъятие этих «незаконных книг сектантов» (47 экз.) было произведено, невзирая на их активные протесты, в 1893-94 гг. Другое дело, что этот «Порядок молитв» вскоре был переиздан (видимо, в связи с актом от 1896 г.) там же (Типогр. Е.Н. Фёдоровой) в 1901 г.
Сюжет о «молитвеннике А.С. Фирковича», немало заинтересовавший автора данной статьи при его работе в Гос. архиве Астрахан. обл., теперь рассмотрен детально А.Л. Львовым. Кстати, ему в эксп. 2002 г. (совм. с докт. филос. наук. Л.В. Наместниковой из ВолГУ), в г. Ленинске Волгоград. обл. (вблизи пос. Царев и золотоорд. городища «Сарай-Берке, Новый Сарай») потомки караимов подарили, по редкостно счастливому случаю, почти полный экз., похоже, той самой книги, хотя, очевидно, в переиздании от 1901 г. (7 : 48-73). Притом на Первый общекараимский съезд в г. Евпатории при гахаме Таврии Самуиле Моисеевиче Панпулове (1879-1911) караимы - славяне Нижневолжья приглашены не были. Хотя к тому и весьма стремились.
А вот субботники - талмудисты установили совсем иные контакты – с крупнейшими предпринимателями, братьями, баронами из Франции Альфонсом (1827-1905) и Эдмоном (1845-1934) де Ротштльдами. Первый из них с 70-х гг. XIX в. работал на ж.д. строит-ве в г. Батуми, а с мая 1883 г. возглавлял Каспийско - Черноморское нефтепромышленное и торговое об-во (с центром в г. Баку), второй же с 1889-92 гг. основал Палестинский совет Еврейского колонизационного об-ва барона Морица (Мориса) де Гирша (1831-1896). Братья-бароны Ротшильды через свои Фонды способствовали трудоустройству и эмиграции в Палестину как европейских и восточных (грузинских, горско-татских, крымчацких) евреев, так и славян - «иудеян». Помогали им и в первоначальных трудностях на Святой земле (ср.: 6 : 65, 377, 441-442).
В русле этого начинания, талмудисты - субботники из Солодников – Грачёвы, Лашкины, Протопоповы и местные из православных Куракины – с 1877-90 гг. добивались коллективной эмиграции через г. Одессу (но поначалу, похоже, неудачно). Журналист З.Е. Гельман воспроизвёл предание из прямых потомков в Израиле, что мигранты-инициаторы «стремились к выполнению основных заповедей иудаизма» (5 : 3). На что А.Л. Львов документально (материал их «Воззваний») выделяет чисто крестьянское стремление обзавестись на чужбине хорошей землёй (8 : 119-149 и сн. 15). Нам представляется, что в концепте «земля Палестины обетованная, сионская» у крестьян-иудеян оба начáла могли так или иначе находить сочетание. Кстати, эти эмигранты действительно в итоге получили наделы плодородной земли в палестинских поселениях в приморье, на земле исторической Верхней Галилеи (пос. Га-Шарон, Квар-Саба и др.).
Во главе желающих выехать, за десятилетие их усилий, встал солодниковский крестьянин Агафон Иванович Куракин (1822-1927), иначе «Гапон Куракин», в иудействе – «Авраам». Православный (в преданиях – даже священнослужитель в небольш. сане, дьякон здешней церкви), он («услышав на колокольне глас божий» об иудействе и Палестине) примкнул к талмудистам и к сер. 70-х гг. получил иудейское духовное образование в Литве. Уже после Всероссийской переписи, в 1898 г. 163 чел., возглавляемые Гапоном Куракиным, прибыли на Святую землю. В т.ч. вместе с 70-летним главой семьи в Палестину приехали его жена и 12 детей.
Семейный съезд Куракиных в Израиле, собравший свыше 500 чел. (до половины потомков этой астрахан. фамилии), состоялся в 1990 г. (З.Е. Гельман). После чего в Гос. архив Астрахан. обл. обратился за уточнением своей родословной д-р Юван Дрор – директор Педагогического института кибуцного движения «Ораним» (г. Кирьят - Тивон вблизи Хайфы, в той же в Галилее), один из старейшин семейства - здравствовавших тогда правнуков Г. Куракина (как уже хор. изв., Дроры – ветвь их рода, изменившая фамилию).
Тем самым он вызвал, через областную прессу, к малоизвестной тогда ситуации с «бывшими субботниками» немалый общественный интерес в родном, Астраханском крае его предков (11 : 8). Но главные события, сделавшие мужчин Куракиных популярными и во всём Израиле тоже, были ещё впереди, состоялись через несколько лет.
Характерно, что все авторы, рассматривавшие роль "геров" - субботников в становлении Израиля – и крайне почётное место данной солодниковской семьи среди них (А.Л. Львов, З.Е. Гельман, В.А. Дымшиц, М.Е. Перельман, А.Я. Шульман) – единодушно считают, что эта интересная тема раскрыта пока ещё явно недостаточно.
Потомственные долгожители (Гапон прожил 105 лет, его ст. сын – 102 г.), сильные и рослые люди, мужчины из осн. линии Куракиных с успехом посвятили себя аграрному труду, науке и преподаванию, но особенно – военной службе, занимая с сер. XX в. (как и ряд других выходцев из славян - иудеян) видное положение в числе первых командиров отрядов в Армии обороны Израиля, трое из разных поколений Куракиных погибли в боях.
Прапраправнук А.И. Куракина - Гапона, подполковник морского десанта Йоси Куракин (2 м роста и св. 100 кг) считался самым сильным человеком Израиля и был чемпионом страны по армрестлингу, имел показательное прозвище … «Русский медведь» (наверняка, ввиду, никак не еврейского звучания фамилии). В возрасте 33-х лет он был убит 5 сентября 1997 г., командуя боевой спецоперацией десантников на юге Ливана, между гг. Тиром и Сидоном. В память об отце его подросшему восьмилетнему сыну Нево Куракину в День юбилея 55-летия гос-ва Израиль 4 мая 2003 г. было доверено зажечь факел на горе Теодора (Б.-З.) Герцля в г. Иерусалиме, вместе с тогдашним Президентом страны Моше Кацавом (А.Я. Шульман – см.: 14).
Субботники-талмудисты ("геры") в Воронежской обл., местах их первичного исхода, отмечались в с. Ильинка Каланчеевского р-на к нач. XXI в. (до их масс. эмиграции в Израиль – ок. 350-и чел.) и в пос. Высокий Таловского р-на (группа семей) до сих пор. Оставшиеся в приграничье Астраханской и Саратовской (с 1919 г. – и Царицынской) талмудисты, и караимы – по 300-400 чел., начиная с 1905 г., в связи со смягчением вероисповедного законодательства, одновр. созданием российского Совета баптистов (евангельских христиан), гораздо бóльшим расположением властей к таковым, всё чаще принимали это направление христианства-протестантизма . Так продолжалось вплоть по 1927 г. – и в с. Орлов Гай тогда Новоузенского уезда Самарской губ. (ныне – Ершовского р-на Саратовской обл.), и в др. местах степного Заволжья, вплоть до границ совр. Казахстана.
В Астраханской обл. "геры" - субботники проживают, изредка посещая синагогу в г. Астрахани, в с. Михайловка Лиманского р-на, в подстепных ильменях, вблизи границы с Республикой Калмыкия. Оно и было основано в период Кавказской войны (нач. XIX в.) по Кизлярскому («Линейному») военному тракту и в 1842 г. перенесено на нынешнее место именно «переселенцами из Воронежской губ.» (2 : 22; 12 : 52, 284, 407).
При вхождении данных территорий в состав Калмыцкой автономной области (июль 1927 г.) здесь было отмечено наличие единственного в степных краях иудейского религ. общества, насчитывавшего 101 прихожанина (из приблиз. 700-800 жит. села. – В.В.) и одного священнослужителя – раввина (1 : 25). Продолжает существовать эта специфич. этногруппа населения и до сих пор, хотя община их после возвращения Михайловки в Астраханскую область (декабрь 1943 г.) уже не фиксировалась. Односельчане и соседи иногда называют последователей этого необычного и непонятного им течения «людьми с колдовскими обрядами».
Но и научный интерес к «иудеянам» с. Михайловки со стороны видных исследователей еврейства в г. Москве (да и, похоже, не только их!) проявился совсем недавно. Нижневолжский регион – Астрахань, Лиман и Михайловку – 1-3 февраля 2007 г. посетила экспедиция во главе с М.М. Каспиной, в составе студ-тов и асп-тов по иудаике-библеистике, по филологии и истории религий из Российского государств. гуманит. ун-та (А.Б. Мороз, О.В. Белова, Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева).
Таким образом, более чем двухсотлетняя (св. 10-и поколений) история позднего славянского «иудеянства» (в бассейне Дона и Волги) находит своё продолжение и ныне, в XXI в. Их традиция ещё живёт в воронежско-тамбовских местах формирования данных этноконфессиогрупп, немало их потомков по всей России, в ближнем и самом дальнем зарубежье. Сохраняется, после сложного и длительного развития, многих переездов и освоения всё новых мест, и в Нижневолжье (точнее, в сев.-зап. приморье Каспия и «подстепном» ареале) не очень большая, но сплочённая и компактная группа талмудистов - субботников, "геров" в с. Михайловка, Лиманском р-не Астраханск. обл.
В выступлении на Межрегион. н.-п. конф. «Астраханские краеведческие чтения - 2009 г.» предварительно предложена периодизация субботническо - молоканских миграций по югу России и за его пределы. Детальная же отработка должна стать предметом длительного и коллективного научного поиска.
Можно уже сейчас приветствовать изучение проблемы специалистами из разных регионов, ставшее уже несколько лет гораздо более энергичным, пожелать обнаружения новых интересных данных и их сопоставления, в целях выстраивания многообразных и, как можно убедиться, весьма ярких событий развития славянского «иудеянства», его истоков и эволюции, в единый историко-культурологический ряд.

Занятные специфич. глаголы «иудействовать и молоканить», в офиц. документах конца XIX в. – с явным осуждением тех, кто вёл себя столь «неподобающе», приводит в своих крайне инт. публикациях наш уваж. старш. коллега из г. Санкт-Петербурга, видный специалист по общ. иудаике и данным проблемам Александр Леонидович Львов (напр., 8 : 148-149 и сн. 18).

Автор соприкасался с данной молоканско - субботническо - баптистской и др. русскоязычной этноконфессиосредой в сер. июля 1972 г., в составе этногр. эксп. Сарат. гос. ун-та – на сев. берегу оз. Севана, в с. Шоржа Дилижан. р-на (мордва - молокане, затем их практич. полный исход в Россию в 90-х гг. XX в.). А также в большом с. Орлов Гай (3 тыс. жит.) Ершовского р-на Саратовск. обл. 5-6 августа 2001 г. Оно было основано и населялось после Указа имп. Екатерины II от 21 августа 1788 г. – об освоении мест меж 6-ью крепостями «по рекам Узеням», Большому и Малому, – в 90-х гг. XVIII - 30-х гг. XIX вв., как госуд. крестьянами из центр. областей, так и сектантами, во многом беглыми (сельский м/р «Заря» в южн. части Орлова Гая, со своим отд. клабд.), так и недавними и недолгими ссыльными – «духоборами из Грузии». Лидерами местных молокан в нач. XX в. и здесь тоже были семьи обрусевшей мордвы (Деевы и Моршневы). Кроме экспедиц. данных самого автора, в данном кратк. обзоре привлечены ещё и полезные работы об Орловом Гае уваж. Михаила Ивановича Крайнева, доц-та по механизации с/х в вузе г. Саратова, увлечён. краеведа родного села.

По отношению к совр. последователям этого течения верно отмечалось, что на деле собств. «прозелитами были их далёкие предки (в наших примерах, за 5-12 поколений, в сред. по 25 лет каждое. – В.В.), … термин "гер" приобрёл характер этнонима» (Мат. VI-ой ежегод. М/н. и междисц. конф. по иудаике. Академ. серия. Общ. и науч. ред. проф. Р.М. Капланов. Вып. 4. Ч. II – Ист. еврейск. народа. М.: [ЦНРиПИ "Сэфер - Книга" РАН]. 1991 – С. 75-85 и прим. 1).

Выражается благодарность за полученные сведения об этом «межконфессиональном передвижении нач. XX в.» и за содержательную, компетентную консультацию уваж. колл. Юрию Тихоновичу Садченкову – тогда нач. отдела по связям и содействию религиозным организациям Аппарата Главы Адм. Волгоград. обл., наша беседа от 4 января 2002 г.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бакаева Э.П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвящённые») // Этнографич. обозрение. № 3. 2004 – С. 23-29.
2. Васькин В.М. Заселение Астраханского края. Волгоград: Нижне-Волжск. кн. изд-во [Астрахан. обл. Ин-т усоверш. учт-лей]. 1973 – 47 с.
3. Викторин В.М. Этнические группы царицынско - царевских и черноярских рубежей в конце XVIII - нач. XX вв. и некоторые проблемы их современного изучения // Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре России (Мат. VII М/н. фестиваля «Сарепт. встречи» и науч. конф., 14 сентября 2001 г.). Волгоград: Изд-во «ООО "Фирма Л.П.Ф."» [Адм. Волгоград. обл, Гос. ун-т, ГИЭиАМЗ «Ст. Сарепта»]. 2002 – С. 81-84.
4. Викторин В.М. Субэтноконфессиональные специфические группы населения в Нижнем Поволжье и ближнем Предкавказье (XVII - XXI вв.) // Науч. вестник Астрахан. фил. ФГОУ ВПО «Волгоград. акад. госслужбы». Сб. науч. раб. препод-лей. Вып. 3. Сост. и отв. ред. Э.Ш. Идрисов. Астрахань: Изд-во "Color". 2007 – С. 82-90.
5. Гельман З.Е. Астраханцы Куракины живут в Верхней Галилее («Диаспора») // Российск. газета. № 187 (2296). 1999, 23 сентября – С. 3.
6. Горские евреи: история, этнография, культура. Сост. и гл. ред. В.А. Дымшиц. М. - Иерусалим: Изд-ва «Знание» / «ДААТ» [Программа ООН в РФ]. 1999 – 462 с.
7. Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках [в Астрахан. губ., 1893-94 гг.] («Времена, события, интерпретации») // Параллели. Русско-еврейск. ист.-литерат. и библиогр. альманах. № 4-5. М.: Изд-во «Дом еврейск. книги». 2004 – С. 48-73 / Эл. ресурс: www.lvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 15 с.
8. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину // Еврейский музей: Сб. ст. Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2004 – С. 119-149 / Эл. ресурс: www.lvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (2004) – 20 с.
9. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Науч.-попул. изд. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1998 – 245 с.
10. Перельман М.Е. и др. Русские геры в Израиле // www.rjews.net/ohel/gerim-ru.htm (2002) – 2 с.
11. Сабешкина В.В., Варламова В.В. Правнук желает знать … («Далёкое - близкое») // Астрахан. известия. № 16 (68). 1992, 16 апреля – С. 8.
12. Справочник адм. - терр. деления Астраханской обл.: 1918-2008 гг. («Астрахан. губ. библ-ка»). Гл. ред. Н.М. Ушаков. Астрахань: Изд-во «ООО Типогр. "Нова"». 2008 – 448 с.
13. Тюркские народы Крыма: караимы, крымские татары, крымчаки (Серия «Народы и культуры»). Отв. ред. С.Я. Козлов, Л.В. Чижова. М.: Наука. 2003 – 459 с.
14. Шульман А.Я., Львов А.Л. Русские корни героев Израиля // www.waronline.org/IDF/Articles/russian_roots.htm (2004) – 4 с.

Новости - субботники из с. Михайловка Астраханской области и г. Астрахани.
Вообще крайне интересно и захватывает! Текст и прекрасный видеоряд: http://xpuctuanka.ucoz.ru/forum/74-7985-1

Работа исследовательской группы преподавателей РГГУ – Людмила Жукова, Мария Каспина, Наталья Киреева и Андрей Мороз. Экспедиция их к астраханским субботникам 1-3 февраля 2007 года.

Воистину наука зачастую конвергентна сразу по нескольким направлениям, и её творители не всегда в курсе добрых усилий друг друга ...


Ну, ещё и замечательный очерк представителя знаменитого лит. семейства Маркиша Давида Перецевича "Тринадцатое колено" (ребрика "Человек") // Лехаим. Ежемес. литер.-публицистич. журнал. М. № 5 (181). май 2007 (ияр 5767).
Есть и Интернет-версии ...

Воистину, всё сходится (и почти синхронно !) в творчестве ищущих людей

АстархЭд
24.08.2009 06:07

Это всё жутко интересно ! Побольше бы узнать об арабоязычных караимах и, конечно, о караимаъх - русских, коль бы такие где ещё остались ...

Гершом Киприсчи
23.01.2010 22:06

Хазарская теория - эта выдумка русских антисемитов .позаимствованная обрусевшими караимами!

Сегодняшние караимы Восточной Европы в большинстве своём исповедют атеистический вульгарно-романтический национализм в духе конца 19- начала 20 века, разбавленный изрядной долей не менее вульгарного атеизма сталинистов. Они говорят о некоем мифическом голосе крови, языка и культуры, не зная при этом по настоящему ни караимского языка, ни караимской культуры, и даже не являясь сегодня – в первом десятилетии 21 века - чистыми караимами «по крови», так как, как и все другие народы СССР, караимы смешивались с другими этносами. Более того – некоторые их лидеры являются христианами, тянущих караимов в христианство! При этом – они и христиане-то очень малообразованные, христиане лишь по форме, но не по содержанию! «Творчество» этих «писак» не выдерживает никакой критики. Караимы, по их писаниям, предстают одновременно наследниками монгольской культуры чингисидов и шумеров. В раздаваемых ими СМИ многочисленных интервью и статьях, они, которые не знают ни одного иностранного языка и поэтому не читают ничего из того, что собрано сегодня настоящими учёными о караимах, эти люди пишут и говорят о том, о чём не имеют ни малейшего представления. Эти председатели многочисленных караимских культурных сообществ говорят, например, о том, что караимы поклонялись орхонско-енисейским идолам Алтая в древности, и что караимы признают пророками Будду и Кришну!

Многие лидеры нынешних восточноевропейских караимов боятся религии – особенно караимской! - как огня. Куда лучше и безопаснее атеизм под «караимские пирожки» или даже христианство, которое исповедует большинство соседей караимов в России и Украине. Безопасней для них, так как для того, чтобы говорить о караимской религии, надо и древнебиблейский иврит знать, и историю. А так – никакой проблемы, ничего не знают, и поэтому пишут – что хотят!

Концепция карайлар – псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искуственно созданной полуязычниками-полуатеистами 20 века - будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы, канувшем в Лету, сгинувшим вместе с его лидерами в недрах истории. Тогда как слово караимы на всех славянских языках -так же как сегодня на европейских и семитских – будет снова ассоциироваться прежде всего именно с приверженностью религии караимов, как это было до 1917 года, а уже только потом – с культурой и обычаями.

Гершом Киприсчи, гахам Русских Караимов Заграницей

Хазар
18.02.2010 11:18

Крымские караимы (караи) – малочисленный тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Термин «караимы», обозначавший принадлежность к религии (караимизм), со временем для крымских караимов стал этнонимом. В настоящее время в мире всего 2000 караимов, из них в Крыму – 800. Крымские караимы относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными. Отрицание тюркского происхождения караимов вопреки достоверным данным антропологии похоже на попытку причислить представителя негроидной расы с явно выраженными антропологическими признаками этой расы (цвет кожи, форма губ, строение черепа и т. д.), например, к французам, только на основании того факта, что он проживает в Париже, исповедует католицизм и использует при письме латинский алфавит. Одним из самых убедительных доказательств тюркского происхождения крымских караимов является результат краниологических исследований (изучение строения черепов), предпринятых российским ученым, академиком В. П. Алексеевым (1971), который подтвердил, что крымские караимы являются потомками хазар и не имеют по происхождению ничего общего с евреями. На основании краниологических данных Алексеев утверждает, что караимы возникли в результате генетического контакта пришедших в Крым хазар и местного населения полуострова (подразумеваются древнейшие европеоидные жители Крыма – тавры, киммерийцы, сармато-аланы и готы).
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Религия караимов – караимизм, признаёт только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет + Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет + Талмуд) и ислама (Ветхий Завет + Коран). Караимы признают Иисуса Христа и Магомета великими пророками. Попытки некоторых авторов рассматривать караимизм как вариант иудаизма не выдерживают никакой критики (караимы, как и христиане, отвергают Талмуд), так как с таким же успехом к разновидности иудаизма можно причислить и христианство, и ислам, которые почитают, как и иудаизм, Ветхий Завет. Не следует путать крымских караимов, как этнос, с некоторыми представителями других этнических групп (русские, арабы, греки и др.), также исповедующими караимизм.
Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк-Йер, или Джуфт-Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского – «Двойная крепость»). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более легкие для произношения) названия: «Чуфт-Кале» и «Чуфут-Кале». Рядом с Джуфт-Кале расположено кладбище-святилище Балта-Тиймез (в переводе с тюркского «Топор не коснется»), названное так из-за растущих здесь священных дубов, поклонение которым является отголоском древнего языческого культа. В настоящее время караимы этнические (крымские караимы) проживают компактно на своей родине в Крыму, Западной Украине (Луцк, Галич), а также в Литве и Польше, куда они попали из Крыма.
Несмотря на многократные изменения государственности и политических режимов в Крыму, караимы, в отличие от других народов, никогда не притеснялись властями. Во времена Крымского ханства караимы пользовались уважением и авторитетом, о чем свидетельствует их служба в личной охране ханов. Князь Данила Галицкий пригласил в 1246 году караимов в Галицию, где предоставил им земли и льготы. Литовский князь Витовт вывез в XIV веке часть караимов из Крыма в Литву и, проявив особое доверие, поручил им охранять свою резиденцию в Тракае. После присоединения Крыма к Российской империи караимы пользовались всеми правами наравне с русскими. Им разрешалось обучаться в высших учебных заведениях, получать офицерские чины, занимать высокие военные и гражданские посты и т.д. Один из ярких представителей караимов С. М. Шапшал, был направлен императором Николаем II, по просьбе Персидского шаха, в качестве воспитателя наследника персидского престола. Во время оккупации Европы и Крыма фашистскими войсками в годы Второй мировой войны немцы провели специальные исследования для выяснения происхождении караимов. Полученные дотошными немецкими учёными антропологические данные однозначно подтвердили тюркское происхождение караимов, поэтому на них не распространялись этнические чистки. В Советском Союзе некоторые караимы достигали высокого общественного положения. Наиболее яркий пример – маршал Малиновский, ставший министром обороны СССР.

http://kale.at.ua/

антонина
21.04.2010 21:37

Здравствуйте,Самуил Имас!Наболевший вопрос по поводу Караимов?Мой дедушка-Караим и отец-Караим,соответственно я Караимка т.к.национальность по отцу.Скажите пожалуйста Караимов берут в Еврейский садик?У меня есть дочь но я не замужем есть ли шанс попасть в садик Еврейский?Спасибо за уделенное время!!!!!!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №11 > Секреты караимов
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-08-13 09:12:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia