БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №118 > Этикет с пейсами
В номере №118

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Этикет с пейсами
Анна ФАЙН

Признаюсь честно – предложение написать статью о воспитании вежливого еврейского ребенка повергло меня в некоторую оторопь. Ибо воспитание вежливости – дело трудное и хлопотное, особенно если воспитывать приходится посреди буйной и непокорной израильской стихии.

Хасида лет пяти-шести
Учили, как себя вести…

Недавно мне пришлось по делам службы путешествовать по Балтике, где, кроме балтийских народов и местных евреев, обретаются еще и туристы из Германии, Польши, России и других стран. Наблюдая за взрослыми и детьми, я сделала кое-какие выводы: в России взрослые кричат на детей, в Европе никто ни на кого не кричит, а в Израиле… А в Израиле дети кричат на взрослых.

ИзменитьУбрать
Рис. А. Коциевского
(0)

В самом деле, памятуя о том, что родным чадам вот-вот в армию, где неизвестно что с ними приключится, израильские родители немилосерд­но балуют своих отпрысков. И туго приходится религиозным родителям, которые до сих пор не желают сдавать позиции в том, что касается дисциплины и порядка. Причем, именно религиозным, открытым современной жизни, а не ультра-ортодоксальным (харедим), живущим в замкнутом мире, без телевизора, интернета и кино.

Воспитание вежливости, этикета, хороших манер требует большой последовательности и даже упрямства со стороны мам и пап. Известная религиозная писательница и психотерапевт Мирьям Адаган (Miriam Adahan), автор многих книг, часть которых переведены на русский язык, в своей книге «Raising Child­ren to Care» («Растим заботливых детей») дает ряд советов, касающихся этой стороны воспитания. Она пишет, что во всем, что относится к соблюдению заповедей и воспитанию хороших манер, родители должны быть строги, последовательны и по возможности неуступчивы. Другие же сферы, например, успехи в учебе, – могут быть предметом компромисса.

В каком возрасте начинается обучение хорошим манерам? Пожалуй, с того момента, когда ребенок, покидая колени матери, садится за общий стол в своем высоком детском стульчике. Еще до этой поры, когда малышу всего два или три месяца, некоторые родители делают ему «нетилат ядаим» (омовение рук) перед едой, чтобы ребенок рос в атмосфере святости. Когда же чадо садится за общий стол, волей-неволей слышит то, что говорят другим детям: «Стол – это алтарь Б-жий!»

Стол – алтарь (жертвенник) Б-жий. Это значит, на стол нельзя залезать с ногами или садиться на него. Еда – не просто набивание желудка, это повод для произнесения благословений до и после трапезы. Следовательно, прием пищи – служение Б-гу. Оттого-то еврей, соблюдающий традиции, никогда не станет есть на ходу. «Тот, кто ест на улице, похож на собаку», – говорит Талмуд. Нерелигиозному человеку, случайно забредшему в глушь Бней-Брака с мороженым в руке, некуда деться от детских взглядов, устремленных прямо ему в рот. «Голодные, бедняги», – думает такой пришелец. А дети просто не могут взять в толк – как это с виду нормальный дяденька жует не за столом? С детства знакомый всем нам крик еврейской бабушки: «Сядь, поешь, как человек!» – имеет под собой талмудическую основу.

К счастью, многие стороны этикета входят не просто в принятые правила поведения, они часть Галахи – еврейского закона. А если это так, соблюдать обязаны все – и взрослые, и дети. Никаких «вот вырастешь – тогда…» не существует.

Такое единство требований обеспечивает серьезное отношение к ним со стороны детей. В область Галахи, связанной со столом и приемом пищи, входят такие правила поведения, которые у других народов относятся к этикету. Нельзя разговаривать во время еды, смотреть в рот сидящему напротив, совать нос в чужие тарелки.

Отдельный вопрос – как научить ребенка есть ножом и вилкой. С моей точки зрения, естественное время для этого – Шабат, когда вся семья собирается за столом. Вот тогда возникает время для совместных экзерсисов над шницелем или бифштексом, с которыми безоружному человеку никак не справиться.

Я – не слишком строгая мамаша, детей своих практически не дрессировала. Есть ножом и вилкой они научились, просто подражая взрослым. Говорят, в ультра-ортодоксальной среде, когда выбирают парню невесту, смотрят не только на ее благонравие и «послужной список» добрых дел, но и на манеры – умеет ли будущая мать твоих внуков орудовать столовым прибором.

ИзменитьУбрать
Рис. А. Коциевского
(0)

Рассказывают, что, когда в 18 веке противники хасидизма (митнагдим) решили отделиться от хасидов, водораздел между двумя этими течениями пролег, в числе прочего, через… курицу. Хасиды – люди в массе своей простые и бедные, продолжали есть птицу счастья руками, как принято в России. А строгие и выдержанные миснагеды постановили резать ее ножом и вилкой, что, согласитесь, требует определенной сноровки.

Различие сохранилось и по сей день, хотя не во всех семьях. Мой родственник, ученик «литовской» (миснагедской) иешивы рассказал как-то, что один из столпов этого течения несколько лет назад женил своего сына на девушке из простой незнатной семьи. («Незнатной» означает, что она не происходила от кого-либо из великих раввинов прошлого.) На первой совместной трапезе с родителями мужа молодая жена не решалась взять с общего блюда курицу. Заметив это, ее тесть сказал: «Как у вас едят птицу? Обычай отцов наших – в наших руках!» С этими словами он взял курицу в руки и принялся есть, и невестке ничего не оставалось, как последовать его примеру.

Как же добиться от детей соблюдения правил вежливости и гигиены? Психологи говорят, что, прежде всего, следует обеспечить единство требований со стороны родителей. Если в доме две «радиостанции», дети не будут слушать ни мать, ни отца. В патриархальных восточных семьях единство мнений обеспечивалось просто – все законы и правила устанавливал отец. (А установление законов требуется и в религиозной семье, потому что, кроме Галахи, есть еще и обычаи, и разного рода устрожения и облегчения закона.) В традиционной ашкеназской семье за воспитание детей отвечала мать, а отец накладывал свое «вето» в крайне редких случаях.

Сегодня же чаще всего мужчина и женщина принимают равное участие в составлении семейного кодекса законов и в воспитательном процессе. Как добиться бесперебойной работы единого «радиовещания»?

Прежде всего, и родителям, и детям должно быть ясно: семьей управляет ни мама, ни папа, а единый «родительский комитет». Чтобы ввести новое требование, например: «с завтрашнего дня все чистят зубы перед сном, включая пятилетнего малыша», – мама и папа должны договориться между собой о введении такого закона. Для этого им не следует обсуждать нововведение при детях. Раз в неделю они должны встречаться вдвоем, желательно в уютном кафе за чашечкой кофе (а папа может и цветы маме принести, между прочим), и обсуждать принятие новых семейных законов.

После того, как закон принят и доведен до сведения чад, мама и папа начинают работать над его регулярным соблюдением. Можно нарисовать таблицу и вывесить ее на стену. По вертикали – имена детей, по горизонтали – дни недели. Каждый раз, когда чадо не забыло почистить зубы перед сном, в соответствующей графе проставляется… нет, не крестик. Магендавидик.

После этого в Шабат раз­даются призы. Не деньги, конечно, – деньги в Шабат хождения не имеют. И не сладости – сладости сведут на нет усилия по чистке зубов. Родители придумывают разные призы, превращая нудный процесс приучения к зубной щетке в игру. Можно завести семейный банк поощрительных записочек. В особую коробочку или другую емкость в течение всей недели складывают записки – «Дина всю неделю чистила зубы», «Борух не забывал благословлять перед едой», «Рина помогла маме вымыть посуду», «Натан убрал свою комнату перед субботой» и.т.д. Эти записки достают и торжественно зачитывают вслух во время субботней трапезы.

Вероятно, эти «педагогические штучки» кому-то могут показаться нарочитыми, но в Израиле, особенно, в религиозных семьях, такие мероприятия распространены и приносят немалую пользу.

Есть два трудных момента в жизни каждой семьи – утро и вечер. В Бней-Браке я даже видела объявление следующего содержания: «Операция "Утро"», «Операция "Вечер"». «Курсы для матерей». Утром надо проследить, чтобы все дети совершили омовение рук, произнесли утренние благословения, умылись, оделись, убрали постели (вот это уже высший пилотаж, не всем под силу), быстро перекусили, взяли завтраки, положили их в детские рюкзачки и вовремя выбежали к школьному автобусу. Нередко после этой военной операции обессиленная мать снова валится в постель – если ее не поднимает крик самого младшего, появившегося на свет в этом году.

Мирьям Адаган рассказывает, что многие матери, выдворив всех детей в школы и сады, бегут к холодильнику и компенсируют разочарование от плохо проведенного утреннего марш-броска обильным завтраком, что и является распространенной причиной ожирения. Особенно тяжело приходится родителям таких модниц, как моя старшая дочь. Выдворить ее в детский сад было практически невозможно. Любая одежда казалась ей некрасивой, она бесконечно капризничала, роясь в своем девичьем гардеробе. Советы женщин постарше – заранее, с вечера выбрать набор одежды на утро – ни к чему не приводили. Вечером мы выбирали кофточку и сарафанчик, а наутро пятилетняя законодательница мод требовала вон то платьице, а к нему другие носочки, которые неизменно оказывались в стирке. И все начиналось по новой.

Могу дать совет, полученный в свое время от одной пожилой дамы, йеменской еврейки. Нужно довести до сведения всех детей одно простое правило. Есть вещи, которые за тебя решают родители, а есть вещи, которые решаешь ты сам. Ты сам решаешь, с кем дружить и в какие игрушки играть. Родители решают, что ты будешь есть, какую одежду носить и в котором часу ложиться спать. Три эти позиции не подлежат обсуждению.

Другая тяжелая операция – вечер. У мамы уже давно глаза слипаются, а дети продолжают буянить, как ни в чем не бывало. А нужно не только всех перемыть, но и сказать с ними вместе молитву «Шма, Исраэль». Утром, если мама не успела этого сделать, дети скажут благословения и молитвы в детском саду и школе. А вечерняя молитва целиком на родителях. Не следует начинать произносить сразу весь порядок чтения «Шма» перед сном. Выбирается один отрывок, к нему прибавляется другой, третий. То же самое касается приучения к произнесению длинного благословения «Биркат ѓа-мазон» после трапезы с хлебом. Самая большая ошибка родителей – считать, что молитвам ребенка обучит школа. Школа обучит содержанию молитв и правильному их чтению, но отнюдь не привычке читать их каждый день. Обучение детей молитвам, как правило, остается вне поля зрения и тех учебных заведений, где постигают Тору вернувшиеся к религии взрослые люди. Когда я пыталась в первый раз организовать молитву дома, мои старшие дети просто подрались между собой – в каждом детском саду из длинной молитвы выбирались разные отрывки, и это привело к жаркому спору, перешедшему в драку. Найдите семью, где молитвам обучают весело, без занудства, и постарайтесь перенять педагогические приемы этой семьи.

А в общем, как полагает все та же Мирьям Адаган, само по себе соблюдение еврейских традиций обеспечивает воспитание нашим детям. Ведь самая сложная психологическая задача – научить человека представлению об «отложенном удовольствии». А в еврейской жизни таких отложенных удовольствий довольно много. Это и сладости на Пурим вслед за «постом Эстер». Это веселый Суккот после Грозных Дней. И многое, многое другое. Так что не отчаивайтесь, мамы и папы. Победа будет за вами!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №118 > Этикет с пейсами
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 02:35:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еврейский педсовет