БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №127 > «Новость» из Одессы – каждый одессит может получить пять собственных клонов!
В номере №127

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

«Новость» из Одессы – каждый одессит может получить пять собственных клонов!
Ева Краснова, Анатолий Дроздовский

Эта придуманная нами реклама могла около 100 лет назад отразить работу очень оригинального одесского фотосалона – одного из примерно семидесяти фотозаведений, работавших в те времена в Одессе. Конкуренция между ними была нешуточная, и каждый фотограф пытался чем-то выделиться. Понятно, что в нашем случае речь идет отнюдь не о клонировании людей, которым тогда вовсе не занимались, а об оригинальных снимках одного и того же человека в пяти различных ракурсах, сидящих за столом друг против друга. Вот вам и пять клонов!

Подобные фотосалоны возникли в это же время в Москве, Харькове, Выборге и других городах Российской империи, причем московское заведение имело интригующее название «Монстр».

Слово «новость» сто и более лет назад употребляли зачастую в значении «новинка». «Магазином новостей» назывался очень престижный салон роскоши Ю. Ведде в его же доме на Дерибасовской, 27 (в советское время – Дом книги). В своих рекламах владельцы многих магазинов, завлекая клиентов, сообщали о наличии у них заграничных «новостей».

ИзменитьУбрать
(0)

Поэтому появление фотосалона «Новость» в очень престижном центре Одессы – в конце легендарной улицы Дерибасовской на ее пересечении с Преображенской, говорило о незаурядности заведения и дороговизне выполняемых работ. Фотография «Новость» открылась в специальном «фотографическом», принадлежащем городу, доме. Его построил в 1871 году на городской земле неклассный художник, выпускник Петербургской академии художеств, фотограф высокого уровня, трудившийся на фотографическом поприще в Одессе с начала 1850-х годов, Александр Яковлевич Хлопонин. Употребив на строительство собственные средства, господин Хлопонин в конце 1880-х годов по договоренности с городскими властями передал дом городу. С тех пор бывшее помещение фотосалона А.Я. Хлопонина арендовали, сменяя друг друга, высококлассные одесские фотосалоны. В годы первой мировой войны, примерно около 1914 года, судя по имеющимся документам работавших в доме Хлопонина фотографов, там разместился фотосалон «Новость», владельцем которого был опытный одесский предприн
иматель Д. Ляшенко. А вот фамилия фотографа-новатора, исполнявшего столь оригинальные снимки, – осталась неизвестной.

Из примерно семи десятков владельцев фотозаведений, работавших в Одессе в 1910-х годах, две трети составляли евреи, как видно из архивных документов. Это: Я. и М. Белоцер­ков­ские, Я. Тираспольский, Ш. Чайковский, Я. Ко­валь­ский, Х. Бей­гель­зи­мер, П. и Ш. Роз­вал, М. Ли­бо­вич, Б. Гринш­пун, М. Вайнш­тейн, М. Аль­тер, Г. Бес­кин, И. Дон­дыш и другие. О некоторых из них мы писали в 2008 году в журнале «Мигдаль» в статье «Еврейские фотографии старой Одессы».

Упоминали мы вскользь и о клонированных снимках, на которые хочется остановиться подробнее. Техника получения эффектных пятикратных снимков была описана в некоторых фотографических журналах того времени, а позднее – в книге «Занимательная физика» Я. Перельмана. Эффект достигался двумя отвесными зеркалами, расположенными под определенным углом друг к другу перед лицом клиента, сидящего спиной к фотоаппарату. От умения скрыть стыки зеркал во многом зависело качество и оригинальность получаемого снимка.

Все коллекционные пятикратные фотографии отпечатаны на фотобумаге в формате открытого письма (9х14 см) и снабжены абсолютно одинаковыми штампами в затейливой рамке с текстом: «Новость», фотография против Пассажа, Дерибасовская, 26, Одесса».

ИзменитьУбрать
(0)

На одесских пятикратных фотографиях, так же, как на выборгских и харьковских, но в отличие от московских, ни один «клон» не смотрит в объектив: все как бы разглядывают друг друга, т.е. – самих себя. Стыки зеркал на одесских фотографиях слегка заметны. Похоже, что фотограф не стремился или не умел их убрать. Карандашных пометок на обороте нет, но одна из фотографий подписана чернилами «от руки». Надпись гласит, что дама на снимке в светлой шляпе с цветами Клавдия Матвеевна Недоборовская.

ИзменитьУбрать
(0)

Готовя к публикации альбом по истории одесской фотографии «Старая Одесса. Фотографы и фотографии», вышедший в ноябре 2913 года, мы одну из глав посвятили пятикратным снимкам. Маловероятно, что фотография «Новость» продолжала работать после установления советской власти: изыски в это сложное время не были востребованы. После национализации всех частных предприятий, в том числе и фотографий, фотографы - бывшие владельцы фотоателье - становились директорами или просто работниками своих заведений. По нашему мнению, «Новость» продержалась в Одессе не позже 1918 – 1919 года.

Но вернемся к пятикратным фотографиям. Пять цифр, расположенных в правом нижнем углу всех коллекционных фотографий, ни в одном случае не совпадают. По нашему мнению, три первые цифры соответствуют номеру негатива, а две последние, как бы отдельно стоящие и разделенные точками, указывают номер полки или ящика, где номерной стеклянный негатив обязан был храниться. Сто лет назад и ранее все стеклянные негативы обязаны были пылиться на складах фотозаведений, чтобы по первому требованию клиентов напечатать повторно снимок или снимки.

Если следовать номерам на фотографиях, то самым ранним из пятикратных снимком можем считать снимок колоритной дамы в пенсне и темной меховой шляпе (первые три цифры – 102). Не исключено, что для пущей важности за точку отсчета взята цифра 100, и, таким образом, дама является одним из первых посетителей фотографии «Новость».

ИзменитьУбрать
(0)

Следующий номер негатива – 162, на нем пятикратный портрет мужчины средних лет с немалой залысиной, которая оказалась в центре снимка. Если дама на первом снимке «спрятала» руки под стол, видимо, по указанию мастера-фотографа, решившего, что ее «и так много», то у лысеющего господина одна рука лежит на столе. Руки молодой девушки в сарафане на фотографии с номером 211 сложены, как у примерной ученицы, каковой она, по всей видимости, и являлась. Руки же уже упоминаемой мадам Недоборовской (негатив 281) вольно расположились на столе, причем ее белая блузка неудачно сливается с белым покрытием стола.

ИзменитьУбрать
(0)

Интересно, что покрытый белой бумагой стол, на которое опираются все клоны, тоже является виртуальным столом и пятикратным клоном. Человеческие клоны опираются на сегмент стола, который также пятикратно клонируется. На первых двух пятикратных снимках стол гладко обтянут, на последних ткань или бумага специальным образом разрезана или просто обтрепалась в определенных местах, а владелец фотоателье не удосужился ее сменить. Во всяком случае, мы точно знаем, что все коллекционные снимка принадлежат одесской фотографии «Новость», а драпировка сегмента стола на разных снимках различна.

Последней, уже после выхода в ноябре 2013 года альбома «Старая Одесса. Фотографы и фотографии», в коллекцию фотографических клонов попала очень интересная «пятикратная» фотооткрытка, на которой изображен младший офицер царской армии по фамилии Новиков. Эти данные известны благодаря надписи «от руки» красным карандашом на обороте: «1-ая война 1914-1918гг. Юго-Западный фронт. Мой отец» и простым карандашом: «Новиков».

ИзменитьУбрать
(0)

Порядковый номер на снимке военного расположен точно так же, как на остальных одесских фотографиях, в правом нижнем углу снимка. Номер на снимке военного намного больше всех фотографий со штампом «Фотография «Новость» – 464. Снимок в форме царской армии мог быть выполнен не позднее 1917 – 1918 года. На протяжении первой мировой войны Одесса исправно служила лечебницей армий Юго-Западного фронта, здесь было развернуто множество госпиталей для раненых воинов. Кроме того в Одессе работали школы прапорщиков, готовя младшие офицерские кадры для действующей армии. Так что поручик Новиков мог по разным уважительным причинам оказаться в Одессе в годы войны.

Таким образом, фотография Новикова с номером 464 вполне могла быть выполнена в одесской фотографии «Новость» в 1917 – 1918 году.

По всей вероятности, фотография «Новость» плодотворно работала в Одессе во время первой мировой войны, создавая колоритные снимки одесситов, и прекратила работу в связи с национализацией.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №127 > «Новость» из Одессы – каждый одессит может получить пять собственных клонов!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-12-14 10:50:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет