БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №127 > ПРОГУЛКИ ПО «МОЕЙ» ОДЕССЕ
В номере №127

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПРОГУЛКИ ПО «МОЕЙ» ОДЕССЕ
(фрагменты из главы 5) Таня Ричардсон

Одесса – город, хоть и не древний, но своим культурным образом вызывает постоянный интерес у современных исследователей городской среды. Предлагаем вниманию читателей отрывок из вышедшей в Канаде книги Тани Ричардсон "Одесский калейдоскоп: История и место города в современной Украине" (перевод Л. Марголиной, сокращение и редактура А. Мисюк).

Каждое воскресенье человек двадцать-тридцать местных жителей, в основном, пожилого возраста, собираются на какой-либо улице старой части Одессы, построенной еще до Октябрьской революции 1917 года. Вместе со своим гидом, Валерием Нетребским, они бродят по выбранной ими улице, часто останавливаются и вослед хитросплетениям рассказа Валерия об истории какого-нибудь дома, пустыря или двора переносятся в минувшие века. Они открывают для себя скрытые части улиц, такие как заросший буйной зеленью квартал Шампанского переулка. Они заходят во дворы и разговаривают с жителями. Например, на улице Канатной наши экскурсанты, среди которых были и евреи, принялись обсуждать с одним из жильцов двора, пожилым евреем, доводы «за» и «против» эмиграции.

Они размышляют о том, как некоторые заурядные места связаны с местными достопримечательностями. Так, например, Валерий рассказал, что фонтаны в виде дельфинов на памятнике Пушкину были изготовлены в цеху ремесленного училища еврейского общества «Труд», находившегося на углу улиц Базарной и Канатной. Они используют мотивы и образы из книг одесских авторов для характеристики того, что они наблюдают, как это сделала Елена, заметив, что новый металлический балкон напомнил ей гроб мастера Безенчука из повести Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

ИзменитьУбрать
(0)

Они искренне удивляются, открывая новые места, возмущаются бедственным состоянием архитектурных памятников, сердятся, если ранее доступные для обозрения архитектурные сооружения оказываются окружены забором, и радуются шуткам и замечаниям других участников.

Прогулки клуба «Моя Одесса», в которых мне удалось принять участие с августа по ноябрь 2002 г., позволяют ощутить Одессу как культурное пространство. Особое место. Ощущение Одессы как особенного места, как чувствуют ее эти одесситы, замысловато переплетается и с интересом к истории, и с опытом общения. Хотя это небольшая группа и явно не политически настроенная, в том смысле, что она не оказывает давления на местную администрацию, через эти прогулки с ними познаешь тот смысл городского ландшафта, где Одесса предстает городом русским, космополитичным и культурным, больше связанным с Россией и внешним миром, чем с Украиной. На практику, интересы и мнения этой группы повлияли не только советские концепции городского пространства и формирование постсоветской общественной сферы, породившей различные неформальные группы, но и сама дореволюционная архитектура и география города.

Место (локус – культурное пространство) «ощущается сильнее всего», когда оно становится объектом размышлений – рефлексии и осознания. И тогда формируется поле могучего слияния личностного «Я» с пространством и временем.

…Определение «Старая Одесса» относится, в основном, к части города, построенной до Октябрьской революции. Во временном смысле то, что обозначает «Старая Одесса», постоянно изменяется. Поэтому может показаться удивительным, что одесситы ощущают свой город в целом как «локус», особое место – учитывая его размер, сложность, очень разные городские микросреды, а также связь «целостности» с видением градостроителей. Когда члены «Моей Одессы» гуляют по улицам, они ощущают и одновременно создают свой город как место.

Но в отличие от лондонцев, которые гуляют по городу в одиночку, одесситам нравится ходить группой, слушая рассказы Валерия, рассказывая друг другу истории и общаясь с местными жителями. Этот клуб гуляет по улицам, как по истории. Пространство оборачивается временем и наоборот. Прогулки – это способ ощутить историю. Гуляя, человек сталкивается с историей в домах, предметах, руинах, памятниках и других следах прошлого в городском ландшафте. Слушая рассказы о прошлом города, участники прогулок видят материальные памятки, прикасаются к ним, ощущают их запах. В эти мгновения история становится расплывчатым ощущением, которое может пробудить воспоминания или смешаться с ними, теряя четкую форму объективного рассказа, давние события становятся личным переживанием.

Клуб «Моя Одесса» был создан в 1995 г. одесситами, принявшими участие в местной телепрограмме под названием «Где эта улица, где этот дом?». Программа, спонсором которой выступило успешное местное агентство недвижимости, появилась в эфире во время празднования 200-летия Одессы в 1994 году. Посмотрев телепередачи, глава «Объединения молодежных клубов» пригласил Валерия Нетребского, победителя финальной игры, создать клуб под эгидой этой организации. Сначала клуб заседал в подвале на улице Пушкинской. Затем, после конфликта между главой объединения и Валерием, а также потому, что люди проявили интерес к пешим прогулкам по улицам, группа стала собираться по воскресеньям на открытом воздухе. Во время прогулок, в основном, говорит Валерий, который представляет группе иногда публикации или фотографии, а иногда рукописные копии старых документов.

Участники группы очень разные. Большинство, хоть и не все, родились в Одессе и имеют одесские корни. Среди них – инженеры, юристы, художники, архитекторы, глава общества «Мемориал», гиды, время от времени студенты – профессии, которые, как считается, составляют интеллигенцию. Кто-то из них интересовался историей Одессы всю жизнь, у других этот интерес возник позже. Хотя к группе время от времени присоединялись и двадцати-тридцатилетние, большинству ее участников от пятидесяти до восьмидесяти. Они уже несколько раз обошли всю дореволюционную часть города. Некоторые из них состоят в группе с самого ее основания, другие приходят нерегулярно, а на их место приходят новые участники. Их называют «городскими сумасшедшими», и они гордятся этим прозвищем. Валерий объясняет:

«Мои друзья говорят: «То, что ты ненормальный, мы давно знаем. Но что это за группа идиотов, которые бродят с тобой по улицам? Еще можно было бы понять, если бы вы сидели в подвале, и ты рассказывал им о какой-то улице, но тащиться по городу зимой, в дождь?» Это лишний раз доказывает: всегда есть разные люди».

Валерий – профессиональный гид. Он родился в Одессе в 1946 г. в семье матери-еврейки и отца-русского, изучал историю, окончил Одесский государственный университет, и с 1968 г. работал в Одесском бюро путешествий и экскурсий. Он интересуется «Одессикой» (историей, литературой, искусством и городским фольклором об Одессе) с самого детства. Этот интерес, как он утверждает, начался с историй о Великой Отечественной, хотя в его семье мало говорили об истории города. Валерий объясняет:

ИзменитьУбрать
(0)

«В те годы [начало 1950-х] не было краеведческой литературы. У меня до сих пор есть старая карта, которую мне подарила моя тетя. Карты в Советском Союзе, до самого его развала, были просто ужасные. Не карты, а одно название.

Они боялись выдать информацию иностранным шпионам. Так что это были просто рудиментарные планы, которые не соответствовали действительности... Но сначала у нас не было даже таких карт… Так что мы с моим другом Славой притворялись, что идем в школу, чтобы наши родители ничего не заподозрили, а вместо этого мы шли куда-нибудь вроде Жеваховой горы… Мы не успокоились, пока не прошли везде [по всем улицам на старой карте]».

Кроме старой карты, еще одним источником вдохновения служил хранившийся в семье дореволюционный путеводитель. Позже Валерий раздобыл экземпляр известной книги Александра де Рибаса «Старая Одесса» (1913 г.) и прочитал работы о Хаджибее и тех советских одесских писателей, которых вновь опубликовали в конце 1950-х годов.

Название клуба, «Моя Одесса», превращает город в сущность, которую необходимо обойти пешком. Притяжательное местоимение «моя» подразумевает собственность и в то же время предполагает существование «многих Одесс», как будто у каждого участника есть свой собственный город. Но присутствие основного рассказчика также предполагает попытку создать общее ощущение Одессы, как особенного города.

Каждое воскресенье, на протяжении вот уже шести лет, в любую погоду, к девяти часам утра на заранее условленное место приходит высокий грузный человек. Его уже ждут от двадцати до тридцати человек. Он здоровается и приглашает следовать за ним.

Нетребский не ведет формальные экскурсии. Его прогулки относятся к другому жанру. Экскурсия сплетает вместе истории несопоставимых, обычно видимых, «выдающихся» мест в формализованный, повторяемый, связный рассказ. Экскурсия сжимает время и пространство, чтобы передать ощущение места, направленное в основном на неофитов и чужаков, с которыми гид часто сталкивается первый и единственный раз в жизни. Прогулки одесситов же, наоборот, направлены на «своих», тех, кто знает Одессу и регулярно встречается, и включают в себя систематическое движение по определенной заранее улице, чтобы встретиться с разными эпохами определенных мест.

Другими словами, осматривать достопримечательности, se flaner или гулять, и гулять так, как делает эта группа, – это совсем разные занятия, погружающие в различные хронотопы, то есть соотношения времени и пространства.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №127 > ПРОГУЛКИ ПО «МОЕЙ» ОДЕССЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-12-14 10:20:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA