БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №135 > УЛИЦА УТЕСОВА В ОДЕССЕ ЧЕРЕЗ НАШИ ПРОЛЕГЛА СЕРДЦА...
В номере №135

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

УЛИЦА УТЕСОВА В ОДЕССЕ ЧЕРЕЗ НАШИ ПРОЛЕГЛА СЕРДЦА...

В музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» в рамках празднования 120-летнего юбилея Л. Утесова состоялась презентация тетралогии Бориса и Эдуарда Амчиславских (США) «Я родился в Одессе...». После презентации мы договорились с Эдуардом о письменном интервью, которое и предлагаем вашему вниманию.

Как получилось, что вы с папой занялись сбором материалов об Утесове и организацией музея?

Я с детства приобретал книги о кино, театре, эстраде и драматургии. Особое место в моем книжном собрании занимали книги, которые были так или иначе связаны с жизнью и творчеством Леонида Осиповича Утесова.

ИзменитьУбрать
Э. Амчиславский в квартире Утесова в Одессе
(0)

Судьба иногда подкидывает нам сюрпризы. В 1982 г. я женился и стал жить по адресу – улица Утесова, 11, квартира 7, где до этого жила бабушка моей супруги. Из книг Леонида Осиповича было известно, что он родился именно в этом доме.

В 1983 г. на заседании секции книги Одесского дома ученых я выступил с сообщением, приуроченным к первой годовщине со дня смерти Утесова. Известный одесский журналист Евгений Голубовский заметил, что представленные материалы дают повод начать работу по созданию в Одессе музея выдающегося артиста. Творчество Утесова, его широчайшая популярность, общеизвестная любовь к родному городу – то, что превратило артиста в свое­образного «полпреда Одессы», – все это давало основания для того, чтобы подобный музей был организован. Тем более, что с самого начала он замышлялся не только как мемориальное место Л.О. Утесова, а как Музей музыкальной истории и истории эстрады Одессы, истории, имеющей более чем славные традиции и замечательные имена.

Идея упала на подготовленную почву.

Вместе с моим отцом Борисом Амчиславским и небольшой группой энтузиастов мы начали усиленно заниматься этим вопросом и летом 1984 г. организовали инициативную группу по созданию музея-квартиры.

Члены инициативной группы делали все возможное для популяризации идеи создания музея. В средства массовой информации буквально посыпались письма с вопросом: когда же в Одессе появится музей Утесова? Приходили подобные письма и в органы местной власти, но там никто даже и не подумал посетить дом на улице Утесова. Зато рождались образцы эпистолярно-бюрократического жанра. Например:

«06.12.1985 г. №198 п.
Ленинград, Александрову В.А.

Уважаемый товарищ Александров В.А.

Сообщаем, что Музея-квартиры Л.О. Утесова в Одессе нет. В городе имеется инициативная группа по созданию указанного Музея-квартиры. Но в настоящее время в распоряжении инициативной группы нет достаточных экспонатов для оборудования Музея-квартиры и организации массового посещения.

Кроме того, дом №11 по ул. Утесова – дореволюционной постройки. Л.О. Утесов проживал здесь до 14-летнего возраста – более 74 лет тому назад, и установить, в каких именно комнатах проживала его семья, не представляется возможным...

Зав. отделом культуры А.Т. Кощенко».

Завотделом культуры понятия не имел, что к тому времени было собрано уже несколько сотен экспонатов, включая оригиналы писем, рукописей, прочих документов, личные вещи Утесова, которые были переданы вдовой артиста Антониной Сергеевной Ревельс, и будь принято решение о создании музея, экспонатов стало бы намного больше – договоренности уже существовали.

Самое интересное, что, в отличие от завотделом культуры, В.А. Александров был в квартире, где родился Утесов, ознакомился с большинством имеющихся экспонатов, сам внес посильную лепту в увеличение их количества. Он был одним из иногородних членов нашей инициативной группы.

Откуда известно, что именно по этому адресу проживал Утесов?

Составляя библиографию, посвященную Утесову, мы наткнулись в журнале «Советская эстрада и цирк» (№3, 1975) на статью Ф. Липскерова «Случай в Треугольном переулке», где прочли следующее:

«Мамина мама, а соответственно моя бабушка, была акушерка, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть с образованием. Многим одесситам помогла появиться на свет моя бабушка.

Жили они в Треугольном переулке.

В одну прекрасную ночь к моей бабушке прибежала домработница (тогда они назывались «прислугами») из квартиры номер семь и прокричала:

– Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру номер семь! Моя хозяйка готова рассыпаться!

Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей – близнецы. Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утесовым, прославленным артистом нашей эстрады».

То обстоятельство, что мы жили в квартире №7, усилило нашу решимость создать в этой квартире музей. В Управлении коммунального хозяйства мы получили схему комнат квартиры номер семь и обнаружили, что после войны квартиру поделили на три. По сохранившимся документам Горжилуправления и воспоминаниям старожилов, нумерация квартир в этой части дома с дореволюционных лет не менялась.

Тем не менее, ряд одесских краеведов сомневался, действительно ли Утесов родился в Одессе. Мы направили официальный запрос в областной архив и получили следующий ответ:

Архивная справка.
Дана в том, что имеется актовая запись о рождении за 1895 год по Раввинату гор. Одессы на Вайсбейна Лазаря Иосифовича.
Родители:
отец – Вайсбейн Иосиф Кельманович
мать – Вайсбейн Малка

Совсем недавно удалось документально доказать дату рождения Лазаря Вайсбейна: в Одесском областном архиве была найдена страница книги Одесского раввината от марта 1895 года. Из этой записи следует, что у Иосифа­ Вайсбейна и его жены Малки родилась двойня – сын Лазарь и дочь Перл. И произошло это 10 марта 1895 года по старому стилю, т.е. 22 марта по новому.

Что же касается одесских адресов Утесова, то он сам в одном из писем Владимиру Александрову, с которым его связывали дружеские отношения, писал:

«Милый Володя! Получил Ваше письмо. Завидую, что будете в Одессе. Правда, ее надо уметь увидеть, как следует. Мои места особого интереса не представляют. Треугольный пер., Дегтярная 10, Княжеская 2, училище Файга, угол Торговой и Елизаветинской. Может быть, теперь это все по-другому. А вообще, весь город, Ланжерон, Большой Фонтан, Аркадия и т.д.».

Первые три – адреса, где Леонид Осипович жил: Треугольный пер., 11, и Дегтярная, 10 – с родителями, Княжеская, 2 – уже с женой и дочерью.

Что касается рабочих адресов, то все теат­ры и театрики старой Одессы (ну, за исключением Городского, ныне – Оперного) были «задействованы» по полной.

Имеются ли в Одессе или где-нибудь еще родственники Утесова?

Прямых родственников не осталось, так как его дочь Эдит, к сожалению, детей не имела. Есть родственники со стороны брата и сестер, но уже третье поколение – внучатые племянники. С некоторыми мы встречались в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Знаем, что дочь одной из сестер с детьми в 1990-х уехала в Израиль.

Есть много родственников со стороны первой жены – Елены Осиповны. С некоторыми из них мы поддерживаем контакты до сих пор.

Практически не исследована линия родственников со стороны матери Утесова – Малки­ Вайсбейн. Но нам удалось установить ее девичью фамилию.

Моя мама работала участковой медсестрой в поликлинике №14 (Торговая угол Коблевской). На ее участке в доме по ул. Островидова, 47 жила Валентина Моисеевна Близнюк. Однажды она сказала, что является какой-то родственницей Утесова. В другой раз показала письмо от Утесова. Когда мы начали заниматься созданием музея, то вспомнили об этом и попросили у Валентины Моисеевны посмотреть утесовское письмо. Она передала его нам. А в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что мама Валентины Моисеевны и мама Леонида Осиповича – родные сестры, в девичестве – Граник.

Личное знакомство с Леонидом Утесовым для нашей семьи началось со знакомства с его двоюродной племянницей Майей Владимировной Молодецкой. Ее мама Юся Наумовна Молодецкая (в девичестве – Вайсбейн), кузина Леонида Осиповича, попросила артиста принять моего отца. Благодаря этому мой отец в 1978 г. посетил Леонида Осиповича в его московской квартире в Каретном ряду. Позже мы много сотрудничали с Майей Владимировной и Юсей Наумовной при проведении наших утесовских мероприятий – организации экскурсии по утесовским местам Одессы, при проведении научного симпозиума, посвященного Утесову, и Джазового фестиваля памяти артиста.

Какие «утесовские» раритеты имеются в вашей с отцом коллекции?

На память о встрече моего отца с Утесовым остались автографы на книгах, а для меня – на альбомном листе и даже с ошибкой в имени.

ИзменитьУбрать
(0)

Военный билет Утесова нам передала Антонина Ревельс. Примечательно, что уже в этом документе была правильно указана дата рождения певца – 22 марта, но никто тогда значения этому не придал.

Из особых находок интересно отметить фотографию Генриха Файга с сыном. Ее нам подарил известный краевед и коллекционер Виктор Корченов.

Сергей Ставицкий из Запорожья прислал нам уникальную фотографию – Леонид Утесов с Дитой на прогулке в Одессе, 1921 год.

Любопытный раритет я увидел во время моего приезда в Одессу. На презентации нашей книги в городской библиотеке им. Франко председатель Ассоциации «Утесовский дом» Наталья Олейник продемонстрировала афишу кинотеатра «Сорренто» (ул. Градоначальницкая, 22) за январь-февраль 1919 года. (Впоследствии в этом здании, только уже на улице Перекопской победы, 22 располагался кинотеатр «Мир».) Нас же афиша привлекла следующим текстом: «31 января, 1 и 2 февраля н. ст. [нового стиля] ГАСТРОЛИ Л. Утесова (люб.[имец] публики, разсказчикъ).

Будет ли в Одессе музей Утесова? Почему его до сих пор нет?

20 апреля исполняется 25 лет со дня принятия Одесским горисполкомом решения о создании Фонда «Музей-квартира Л.О. Утесова в Одессе» и планируемого открытия музея-квартиры.

Когда в марте 1990 г. было торжественное открытие мемориальной доски на доме Утесова, по окончании торжеств председатель горисполкома (мэров тогда еще не было) В.К. Симоненко зашел в квартиру №7, познакомился с имеющимися на то время экспонатами и сказал, а вернее, продемонстрировал жест, который коренные одесситы понимают однозначно – «зуб даю». И действительно, вскоре появилось упомянутое выше решение – и все... Очень хочется посмотреть сегодня на зубы бывшего главы Одессы, все ли на месте?

А какие были экспонаты? Что это вообще за история с архивом, который «увезли Амчиславские»?

Говорить о том, что мы с отцом вывезли архив утесовского фонда, могут только люди, которые не видели объема материалов, там хранившихся. Замечу, что архив располагался в комнате площадью 17 кв. м. Вдоль трех стен были сделаны стеллажи в три яруса. У четвертой стены между двумя подоконниками стоял большой книжный шкаф.

Все полки стеллажей, книжного шкафа, подоконники были заняты книгами, журналами, газетами, газетно-журнальными вырезками, пластинками (начиная от первых патефонных «С одесского кичмана», «Гоп со смыком» до тройных альбомов выпуска 1970-1980 гг.).

На полу было 6 яуфов (ящиков для упаковки фильмокопий – ред.) с фильмом «Веселые ребята» и нарезками из мультфильма «Старая пластинка», художественно-документальных фильмов «Веселые звезды», «Петр Мартынович и годы большой жизни» и других фильмов, где снимался Леонид Утесов. На отдельной полке лежали афиши утесовских программ.

В специальных коробках лежали фотографии, программки выступлений, ноты песен утесовского репертуара (многие с автографами композиторов и авторов слов) и т.п.

Было три рабочих патефона с запасными иглами (кстати, иглы были присланы из США почитателем таланта Утесова – Львом Муравиным).

Так что такой архив ни в чемодан, ни даже в десяток чемоданов не спрячешь.

За 3-4 дня до нашего отъезда Валерий Бассэль в помещении архива снимал со мной интервью для одной из телепередач (за давностью лет название не помню). В ходе этой передачи камера несколько раз показывала панораму помещения, которое полностью было занято материалами. За оставшееся время просто невозможно было успеть все упаковать и отправить. Кроме того, надо совершенно не знать нас – отправка старых патефонных пластинок представляла бы для них риск быть разбитыми. Неужели для этого мы их собирали?

За день до отъезда мы с отцом привезли во двор утесовского дома Леонида Липтугу, завели его в помещение архива, передали ему документы, печать Фонда, ключи от помещения и просили, чтобы совместно с сотрудниками Литературного музея они оприходовали материалы архива.

В 2004 году мой отец Борис Амчиславский приезжал в Одессу и заходил в Литературный музей, встречался с Майей Владимировной Молодецкой – никто никаких претензий по поводу архива ему не предъявлял.

Более того, в начале 2000-х в Нью-Йорк с официальной делегацией одесской мэрии приезжала Нелли Лещинская, в то время завотделом культуры горисполкома. Во время нашей встречи она не только никаких претензий к нам не имела, но даже сообщила, что город решает вопрос о создания музея-квартиры Утесова, и результат этой работы она нам сообщит.

Более подробно судьба архива и несостоявшегося музея описана в «Вынужденном приложении» к книге первой «Я родился в Одессе...», которую мы с отцом издали в 2009 году. Что на самом деле произошло с архивом, мы не знаем.

Когда я встречался с руководством города 28 марта с.г., мне сказали, что они занимаются поиском архива...

Вы с отцом издали три тома (четыре книги) об Утесове «Я родился в Одессе...» – что в них за материал, и каковы ваши планы на будущее?

Самая главная особенность этих книг – это то, что в них только тщательно проверенные материалы. В этой тетралогии – вся жизнь Леонида Утесова и его окружения, рассказ о том, как сохраняется память об Утесове, в третьей книге – большой справочный материал о жизни и творчестве Утесова. В приложениях:

1.Хроника жизни и творчества Л. Утесова.

2.Список музыкантов, артистов и других сотрудников, работавших в оркестре Утесова, начиная с 1929 года.

3.Перечень песен, исполненных Леонидом и Эдит Утесовыми, а также солистами его оркестра.

4.Фильмография Утесова (художественные, музыкальные, телевизионные, мультипликационные и документальные фильмы).

5.Перечень программ оркестра под управлением Л. Утесова.

6.Хронология увековечивания памяти Л. Уте­сова.

7.Фонд Л. Утесова в РГАЛИ (ЦГАЛИ) – №3005 (составитель Н. Коробова).

8.Список использованной литературы и других материалов.

Сейчас продолжается работа над главной частью проекта – Утесовской энциклопедией.

Не исключено, что еще до Энциклопедии мы опубликуем книгу-фотоальбом, где планируем представить более тысячи редких фотографий Утесова.

Закончить свой рассказ об Утесове и увековечивании памяти о нем мне бы хотелось следующим: вскоре после смерти Леонида Осиповича композитор Борис Фиготин и поэт Феликс Лаубе написали песню, посвященную этому удивительному, талантливому человеку, с очень символическим названием – «Песня, спетая сердцем». И завершается она словами:

Не забудем мы любимых песен
И черты знакомого лица.
Улица Утесова в Одессе
Через наши пролегла сердца.

Вопросы задавала Инна Найдис

Благодарим Э. Амчиславского за консультации по достоверности фактов в ряде материалов этого номера.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №135 > УЛИЦА УТЕСОВА В ОДЕССЕ ЧЕРЕЗ НАШИ ПРОЛЕГЛА СЕРДЦА...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 03:45:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет