БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №135 > «СЕКРЕТ ОДЕССЫ»
В номере №135

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

«СЕКРЕТ ОДЕССЫ»
Михаил РАШКОВЕЦКИЙ

В Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» с 22 по 30 апреля прошла выставка «Секрет Одессы» – к 120-летию со дня рождения Леонида Утесова.

Открытие этой выставки в одесском еврейском музее, конечно, не случайно. И дело не только в происхождении юбиляра, Лазаря (Лейзера) Иосифовича Вайсбейна, но, прежде всего, в весомости еврейской составляющей наследия Леонида Утесова.

В основе большей части композиций, исполнявшихся Утесовым и его оркестром – клезмерская музыка (от «клэй» – инструменты и «зэмэр» – напев). Это народная музыка восточноевропейских евреев в исполнении небольших и, чаще всего, передвижных трупп, которых приглашали обслуживать свадьбы и другие более или менее важные события. Традиционные типы клезмерской музыки (фрейлекс, шер, хора, нигун и др.) музыканты, естественно, не имевшие специального образования, исполняли с высокой долей свободной импровизации. Закономерно, что именно Утесов, начавший свою артистическую карьеру еще в 1910-е (и овладевший нотной грамотой только к середине 1930-х), стал впоследствии основателем советского джаза, пережившего и время расцвета, и период своеоб­разного «андеграунда».

Название выставки – цитата из письма Утесова одному из своих ленинградских друзей и почитателей: «Секрет Одессы для каждого разный. Для одних – море, солнце и лазурное небо. Для других – напоминание о привязанности к людям, которые дороги. Для третьих очаровательная специфика одесситов».

Одесситам, и не только одесситам, не нужно объяснять, как важен был для Утесова образ родного города. Утесов был творением «одесского мифа» и одним из самых влиятельных его творцов. Несмотря на то, что он довольно рано уехал, он навсегда остался одесситом, Одесса занимала центральное место и в его творчестве, и в исполнительском имидже.

Многие профессиональные музыканты и музыковеды резонно оспаривают принадлежность музыкального творчества Утесова к собственно джазу. «Он исполнял популярную и оджазированную музыку», – писала Тамара Айзикович, добавляя, что это, скорее, крунинг, интимная манера пения в микрофон, получившая распространение в связи с развитием микрофонно-усилительной техники. А крунинг мог быть использован и в джазе, и (впоследствии) в роке и, собственно, в популярно-песенной музыке.

Благодаря этой манере пения («не голосом, а сердцем», как часто говорил сам исполнитель), «…Утесов даже советские массовые патриотические песни не исполнял в традициях жанра, стандартно. Он оставался интимен и очень индивидуален, избегая официозности и пафоса, отчего эти песни зазвучали более естественно», – пишет Айзикович. Здесь можно возразить – у Утесова не было массовых советских песен. Отбор репертуара был штучным – «от себя». А вот уже пройдя через Утесова, эти песни становились массовыми и советскими, сохраняя обаяние человечности. Творчество Утесова, безусловно, находится в области именно массового искусства (в отличие от джаза, с его гораздо более узкой аудиторией), к этому он сам стремился и этого успешно добивался.

Несколько слов об экспонатах выставки и их источниках.

ИзменитьУбрать
(0)

Основная часть экспозиции представлена блоком материалов (копии фотографий, документов, афиш), присланных из США Эдуардом Амчиславским.

Всего один экспонат предоставила Лилия Белоусова (фотокопия метрической записи из фондов ГАОО), но именно благодаря этому документу буквально накануне выставки была исправлена дата рождения Утесова в Википедии (и еще не исправлена в Вікіпедії и Wikipedia).

ИзменитьУбрать
(0)

Необычайно редкие оригинальные материалы предоставил для выставки писатель и коллекционер Михаил Пойзнер, в том числе одесское издание 1910-х гг. – «куплеты» из репертуара Утесова (о чем свидетельствует его фото на нотах) «Надо знать, как гулять» из пьесы «"Мазельтов" Шулем-Алейхема».

На выставке представлены также оригинальные материалы из коллекции Анатолия Дроздовского. Отметим, что предметы из собраний Пойзнера и Дроздовского, помимо всего прочего, помогают почувствовать атмосферу времени, обыденной одесской жизни, преимущественно первой половины ХХ века.

ИзменитьУбрать
«Утесов на троих»
(0)

На открытии выставки специальные гости – джаз-бэнд «Мамины дети» (Валерий Чернис, Павел Кузнецов, Алексей Семенищев) – выступили с программой «Утесов на троих».

Отметим, что в последнее время в ходе проведения выставок наш музей организует регулярные встречи, так называемые «круглые столы», собирающие членов «Клуба друзей музея» на уютные посиделки. Первой такой встречей, посвященной Утесову, стала презентация исследовательского проекта Бориса и Эдуарда Амчиславских «Я родился в Одессе...». Для проведения этой презентации Амчиславский специально приехал в Одессу, привезя несколько экземпляров только что опубликованных книг, один из которых был передан в дар нашему музею.

Второй круглый стол был посвящен специфике музыкального творчества Леонида Утесова (с сообщениями выступили сотрудник нашего музея Анна Терк и старший научный сотрудник одесского Музея звука Станислав Соколов). А экспонаты утесовской выставки, связанные с периодом 2-й мировой войны, останутся для показа на нашей следующей экспозиции, посвященной Победе в этой войне.

В статье использованы материалы из коллекции М. Пойзнера


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №135 > «СЕКРЕТ ОДЕССЫ»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 03:08:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еврейский педсовет