Месяц элул, его особенности и праздники.
Что ни говорите, а евреи — странный народ. Хороший народ. Просто отличный народ. Отличный от других.
Канун Нового года... Все «нормальные» люди носятся с предпраздничными хлопотами, надеясь на лучшее; предвкушают подарки; стараются не думать о прошедшем и твердо-твердо верят: все, что было в году прошедшем, «с глаз долой — из сердца вон».
И только евреи весь предновогодний месяц элул тщательно собирают дела давно минувших дней. Минувших с прошлого Судного дня — Рош hа-Шоно. И добро ведь, собирали бы дела славные, которыми можно гордиться и с которыми не стыдно предстать перед Высшим Судом... Нет, каждый нормальный еврей весь месяц элул выискивает все плохое, что он успел натворить за истекшие 12 или 13 месяцев, и с чем не то что перед Верховным судьей, а и перед самим собой предстать неудобно...
Делается это, конечно же, не потому, что евреям так приятно копить обиды, особенно нанесенные другим, нет, — тут все гораздо серьезнее...
Помните, как в детстве, после очередного заслуженного наказания вы твердо решали убежать из дому на Камчатку или Аляску, в Сибирь или Эрец-Исраэль, ну, в крайнем случае, стать хорошим. Таким хорошим, чтобы все просто ахнули и залились горючими слезами: «Ах, как были мы несправедливы, обижая и наказывая такого замечательного ребенка!!!! Что теперь делать? Неужели жалкие 100 порций мороженого, 30 билетов в кино и цирк и, ах-да-конечно-же-как-мы-могли-про-это-забыть, куча игрушек искупят нашу вину?» Наверняка помните... Также вы наверняка помните и то, как тяжело было оставаться таким замечательным ребенком. Нет, первые тридцать секунд — полет нормальный, но потом... потом природа и воспитание (или отсутствие оного) давали о себе знать.
Нечто похожее происходит и со взрослыми людьми, особенно с евреями. Раз в год наши личные дела рассматриваются в Высшем Суде, где в зависимости от содеянного нам полагается либо награда, либо наказание. Будем откровенны, дела наши таковы, что максимальная честно заработанная нами награда (если перевести действия Небесного Суда в земные аналоги) — это ласковое поглаживание по макушке. Наказания же, заслуженные нами, просто не имеют аналогов. Коленями на горох, батоги, шомпола, шпицрутены — все мало! — и наше счастье, что Вс-вышний, ко всему, еще и милосерден.
И вот, не дожидаясь заслуженного наказания, евреи решают стать хорошими. Канун Суда — замечательный повод для «хешбон нефеш» — учета состояния души. Да вот проблема — одного только решения стать хорошим ребенком мало. Испорченные игрушки надо чинить, с обиженными друзьями мириться, в общем, перефразируя старый еврейский анекдот, «делать надо!».
В это время прибавлялось работы всем: от шульклепера до балагулы. Шульклепер (дословный перевод будет не очень красивым: «синагогальный стукач») — это весьма почтенная должность: человек, с колотушкой, обходивший еврейские дома и стуком созывавший людей на молитву. Ему в элуле, помимо трех обязательных молитв, приходилось созывать евреев на ночные чтения слихот («плачей», покаянных текстов с просьбой о прощении). А балагуле нужно было возить евреев на кеврей цадиким — могилы праведников. Не думайте, это отнюдь не чудотворные места, где слепые начинают ходить, а глухие видеть, нет, кеврей цадиким — это места, откуда легче докричаться до Вс-вышнего.
Впрочем, иногда гораздо важнее достучаться не до Небесного Отца, а до сердец вполне реальных людей. И поэтому весь месяц элул в синагогах и домах евреев тревожно ревут шофары. Пронзительный и, будем откровенны, неприятный звук бараньего рога, подобно милицейской сирене, заставляет сердце тревожно сжиматься в предчувствии беды. Но, может быть, иногда это и хорошо — раз сердце сжимается, значит, оно есть. А оно, сердце, в месяце элул ой как необходимо!
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.