«О СПОРТ, ТЫ – МИР!»
Современный жанр олимпийских церемоний начал складываться на московской Олимпиаде 1980 г., когда открытие и закрытие Игр стало театрализованным представлением.
Первые элементы театрализованного шоу возникли на Олимпиаде-1936 в нацистской Германии. Впервые огонь доставили из Греции бегуны, передавая факел как эстафетную палочку, а открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире.
Фильм Лени Рифеншталь «Олимпия» «до сих пор является пособием по тому, как превратить спорт в художественный феномен».
Современную Олимпиаду – зрелище, поражающее спецэффектами, красотой костюмов и фантазией, – ставит опытный режиссер. Например, для постановки открытия летней Олимпиады-2008 в Китае был приглашен знаменитый Чжан Имоу. Его консультантом в Пекине стал Стивен Спилберг.
В церемонии открытия участвовали 2008 барабанщиков. Би-Би-Си сравнило это зрелище с военным парадом в СССР.
Между восторженными зрителями и их оппонентами, считающими, что спорт отодвигается на второй план, постоянно идут споры. С другой стороны, Олимпиада стала праздником, в котором участвуют все, даже зрители.
В Турине, к примеру, перед открытием зрителям раздали «художественный набор»: фонарик, колокольчик и белый плащ. Когда освещение гасло – зрители зажигали фонарики, когда музыка затихала – звенели колокольчики, когда по стадиону разливался свет – надевали белые плащи.
Работает целая команда: «Сначала это 5 человек. Режиссер-постановщик, который придумывает концепцию, продюсер, хореограф массовых сцен, художник-постановщик, сценарист... К ним прибавляются помощники режиссера… звукорежиссеры, дизайнеры, хореографы, художники по костюмам, музыканты,
координаторы по работе с VIP, режиссеры по спецэффектам, технический директор… операторы, отвечающие за картинку на экранах стадиона; контролеры, ответственные за соблюдение протокола МОК. Так из пяти человек получается несколько сотен.
А потом к ним прибавляются тысяч десять актеров. Надо сшить 10 тысяч пар обуви! Повара не меньше полугода кормят 10 тысяч человек... А сотни охранников как в день открытия Игр, так и во время репетиций? А армия добровольцев?» (М. Балич, режиссер Олимпиады-2006)
Церемония закрытия Игр в Турине была построена на теме карнавала. 25 гримеров накладывали грим 3,5 тысячам артистов. После олимпийской постановки какая-нибудь подготовка «Оскара» кажется сущим пустяком. (kommersant.ru)
«ДО СВИДАНЬЯ, НАШ ЛАСКОВЫЙ МИША…»
Зрелища Олимпиады-80 в Москве начались задолго до соревнований. Москвичи и тщательно отобранные гости столицы созерцали изменившийся город. Многие до сих пор помнят чистоту улиц, экзотические продукты в магазинах без очередей, вежливых милиционеров в белой форме и временное отсутствие асоциальных граждан.
Еще в 1977 г. в КГБ СССР был образован 11-й отдел, задачей которого было «осуществление оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения летних Олимпийских игр». За 101-й километр от столицы попали и многие диссиденты. Детей, по-видимому, приравненных к враждебным элементам, массово отправляли в пионерлагеря.
Открытие и закрытие Игр специалисты позже назвали эталоном проведения современных олимпийских церемоний. Над ними работала команда режиссеров массовых театрализованных представлений под руководством народного артиста СССР Иосифа Михайловича Туманова (Туманишвили, 1909-1981),
за плечами которого были десятки спектаклей, концертов и представлений.
Режиссура таких представлений, в отличие от театра и кино, имеет дело с разовыми, но очень ответственными мероприятиями. Команда Туманова трудилась без сбоев. Заместителем главного режиссера был Михаил Перльман.
Михаил Перльман (1923-2002) – гимнаст, олимпийский чемпион 1952 г. в командном первенстве. Заслуженный мастер спорта. Окончил Военный институт физкультуры и спорта. Тренер по подготовке олимпийской сборной СССР по волейболу, футбольных команд ЦСКА, «Спартак» (Москва).
Режиссер-постановщик и сценарист крупнейших спортивно-массовых и театрализованных представлений. Заместитель главного режиссера церемоний открытия и закрытия Игр XXII Олимпиады 1980 г., празднования 1500-летия Киева, 2000-летия Ташкента и др.
Церемония открытия Олимпиады-80 длилась около 3 часов. В танцевальных и спортивных сюжетах участвовало более 16 тысяч человек. Пять тысяч военнослужащих в спортивных костюмах держали цветные щиты, которые складывались в «живые картины».
Если открытие было радостно-помпезным, то заключительная церемония стала трогательной. (Ни на одном из последующих финалов не было столько слез.) Атмосферу создали не только угасающий олимпийский огонь в чаше, но и знаменитая слезинка талисмана Игр – Миши, «прокатившаяся» по его физиономии на «живой картине».
И под щемящую песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова громадный аэростат-Миша медленно поплыл над стадионом. Вопреки изречению главы Спорткомитета при обсуждении сценария: «Медведи не летают!»
«Быстрое время чудес» ушло, а с ним – «финские разносолы, вежливые милиционеры, разноязыкие, пестро одетые иностранцы и прочие удивительные персонажи. Через 11 лет “закончился” и СССР. А московская Олимпиада стала достоянием истории». (ria.ru)
Впрочем, Олимпиада-2014, прошедшая в Сочи в лучших традициях олимпийского жанра образца 1936 года, сопровождалась все теми же потемкинскими деревнями и мощным выбросом имперской пропаганды.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ
Современную форму фигурное катание приобрело с появлением телевидения. Это было одно из немногих шоу, доступных советскому зрителю, помимо «Голубого огонька» и похорон вождей. Еще оно было «окном в мир: …выступали иностранцы, звучала музыка, которой мы никогда не слышали...
Компенсируя недостатки черно-белого ТВ, наши комментаторы описывали покрой и оттенки платьев... Женщины от красавцев-спортсменов не могли оторвать глаз... да и от спортсменок тоже – они изучали их прически, макияж...» (И. Роднина, bulvar.com.ua)
Фигурное катание смотрели практически все, оно граничило с искусством и было понятным и лаконичным. Красивые люди, пластика, изящество, эмоциональность. С другой стороны – это спорт: победы и поражения, закулисные игры и проблемы судейства, и прочее.
Юрий Самойлович Зельдович (1897-1992) – первый и трехкратный чемпион Советского союза в одиночном катании и чемпион 1924 г. в парном (выступал с Александрой Быковской). Зельдович был третьим советским спортсменом, удостоенным звания «заслуженный мастер спорта». В международных соревнованиях советские фигуристы в то время участия не принимали.
Ю. Зельдович основал и возглавил первую в СССР секцию фигурного катания (впоследствии была преобразована в Федерацию фигурного катания). После окончания спортивной карьеры получил медицинское образование и работал врачом в обществе «Динамо».
Советская школа фигуристов придавала театральному элементу, созданию образа особое значение. А зрители к талантливым, артистичным фигуристам относились, как к звездам театра или эстрады:
ревниво следили за их успехами, сплетничали о личной жизни, бурно встречали их миниатюрные «пьесы» – «Калинку» Родниной и Зайцева; «Чаплина» и «Ковбоя» Бобрина; «Болеро» Торвилл и Дина; «Кармен», «Кабаре», «Паганини» Бестемьяновой и Букина.
Наташу Бестемьянову часто любя называли «рыжей кошкой» или «рыжей бестией» – не только за цвет волос, но и за темперамент, дерзость и обаяние.
Фигурным катанием занималась с 5 лет. В 15 лет попала в группу к Э. Плинеру, выиграла юниорский чемпионат и Кубок СССР 1976 г. в одиночном катании. С 1977 г. начала заниматься танцами на льду у Т. Тарасовой. Выпускница Московского института физкультуры и отделения балетмейстеров фигурного катания ГИТИСа.
В паре с Андреем Букиным – олимпийская чемпионка 1988 г., 4-кратная чемпионка мира, 5-кратная чемпионка Европы, 3-кратная чемпионка СССР. Заслуженный мастер спорта. Одна из немногих российских спортсменов, кто обладает призом Ж. Фавара «За выдающийся вклад в мировое фигурное катание» (1993).
C 1983 г. замужем за чемпионом Европы по фигурному катанию Игорем Бобриным. C 1988 г. работает у него в Театре ледовых миниатюр. В 2006-2008 гг. была тренером-соведущей телепроекта «Танцы на льду».
Н. Бестемьянова – член общественного совета Российского еврейского конгресса.
В 2001 г. в соавторстве с А. Букиным и И. Бобриным выпустила книгу «Пара, в которой трое».
Однако златые дни фигурного катания именно как массового зрелища по целому ряду причин миновали. Не только у нас, но и за рубежом. Спросите-ка тогдашнего любителя, когда он в последний раз смотрел репортаж о танцах на льду.
Интерес к этому завораживающе красивому виду спорта сохранился, в основном, у специалистов. И у поклонников ледовых шоу – формы, в которой нашли себя многие звезды (и которую некоторые считают профанацией фигурного катания).
ЛЕДОВОЕ ШОУ
Ледовое шоу – «театральная или музыкальная постановка, где фигурное катание используется для передачи сюжета или как сопровождение к музыкальному произведению». Соревнований здесь не бывает, зато бывает много музыки, световых эффектов, номера клоунов и дрессировщиков и т.п.
Первой в СССР ледовые шоу начала в 1984 г. устраивать Татьяна Тарасова («Все звезды», с участием чемпионов Олимпийских игр).
После ухода из любительского спорта чемпион Европы в одиночном катании Игорь Бобрин в 1986 г. основал Театр ледовых миниатюр и стал его бессменным руководителем и режиссером-постановщиком.
Через несколько лет в Театр пришли Н. Бестемьянова и ее партнер А. Букин. Они – неизменные солисты всех спектаклей. Соединив балет и фигурное катание, И. Бобрин и хореографы Театра создали новый жанр.
В разное время в Театре работали чемпионы СССР, Европы, мира, Олимпийских игр: Е. Валова и О. Васильев, И. Воробьева и И. Лисовский, В. Котин, А. Урманов, И. Слуцкая и другие выдающиеся мастера. Театр провел более 5000 спектаклей в 20 странах мира. В его репертуаре – «Кармен», «Лебединое озеро», «Спартак», «Золушка», «Ромео и Джульетта».
В Санкт-Петербурге в 1990 г. был основан Ледовый театр, которым руководит Елена Бережная.
Одно из самых известных в мире ледовых шоу – Holiday on Ice.
Шоу Stars on Ice создал в 1986 г. олимпийский чемпион Скотт Хамильтон. Он приглашал лучших спортсменов, что принесло шоу огромную популярность.
С 2006 г. Илья Авербух в России начал проводить шоу «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень» и другие. В них наряду с известными фигуристами участвовали популярные актеры и музыканты.
Илья Авербух (р. 1973) – советский и российский фигурист, заслуженный мастер спорта. В паре с И. Лобачевой – серебряный призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, чемпион мира и чемпион Европы (2002-2003). Кавалер ордена Дружбы – за большой вклад в развитие физической культуры и спорта.
Завершив любительскую карьеру, И. Лобачева и И. Авербух решили не выступать в профессиональных шоу на Западе и вернулись в Россию.
В настоящее время Илья Авербух – продюсер собственного ледового шоу и хореограф. В 2004 г. он запустил проект «Ледовая симфония» – театрализованные представления с участием звезд мирового фигурного катания. Авербух стал тренером и продюсером проекта. После каждого сезона телешоу следуют гастрольные туры, где Авербух выступает как ведущий.
В 2010 г. он поставил русскую версию «Winx на льду», созданного по мотивам мультсериала Winx Club. В главной роли – Ирина Слуцкая, автор русского текста – Алексей Кортнев. В том же году состоялась премьера мюзикла на льду «Огни большого города»
.
НАРИСУЕМ - БУДЕМ ЖИТЬ
Сценография – вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа в сценическом времени и пространстве.
Зрительный образ создается посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Театральные художники, режиссеры используют приемы живописи, графики, архитектуры и т.д.
Сценография может быть подробной, лаконичной или минимальной. Особая зрелищность, необычные эффекты требуют сложных сценических технологий.
Основная работа профессионального сценографа – конечно, театр. Художник-постановщик не только воплощает режиссерский замысел, но вместе с ним придумывает, какими средствами передать идею, атмосферу спектакля.
Олег Аронович Шейнцис (1949-2006) – российский сценограф, народный художник РФ.
Родился в Одессе, детство провел в коммуналке на Екатерининской улице. Окончил художественную школу и театрально-художественное училище. Работал в Одесском театре оперы и балета.
В 1977 г. окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Стал главным художником Первого Московского областного драматического театра. Побывав в Ленкоме, познакомился с главным режиссером Марком Захаровым, который предложил ему сотрудничество и оформление спектакля «Жестокие игры».
Следующей работой стала «Юнона и Авось». Еще один знаменитый спектакль, оформленный им, – «Поминальная молитва». С 1980 г. Шейнцис стал главным художником Театра им. Ленинского комсомола.
Рабочий день включал разработку чертежей, макетов, работу с мастерскими, поездки на заводы, приобретение реквизита, тканей, работу с костюмерным цехом. Все это художник старался выполнить лично.
Борис Мессерер вспоминал: «Я просто видел, как этот человек горел, как он переживал…» Согласно концепции Шейнциса, театральный художник – это не просто дизайнер или оформитель, а полноправный участник театрального процесса, во многих случаях задающий его направление.
В 1993 г. Шейнцис разработал дизайн и собственноручно изготовил первые экземпляры изящной венецианской маски – для ежегодной национальной премии «Золотая маска». Сам художник
дважды получал «Маску» – за постановку в Ленкоме «Чайки» и в Большом театре «Любви к трем апельсинам».
Оформлял спектакли в Лондоне, Тель-Авиве, Флоренции, Софии, работал в кино («Убить дракона», 1988). Участвовал в выставках. В рейтинге «Pain Art» отмечен как «художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным почерком, востребованный художественным рынком и публикой».
С 1998 г. Олег Шейнцис – профессор Школы-студии им. Немировича-Данченко.
Сегодня сценография необходима в кино, на телевидении, в рекламе – для разработки художественной концепции телепрограмм, сериалов, клипов, а также для оформления концертов, фестивалей, выставок и презентаций. В особых случаях сценограф может заниматься даже дизайном интерьеров.
Художники-постановщики востребованы и в политике: предвыборная кампания, митинги, выступления ораторов – это тоже шоу.
Борис Аркадьевич Краснов (Ройтер; р. 1961, Киев) – художник-сценограф, дизайнер, продюсер, член СТД России. Почетный член Российской Академии художеств. Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке MIPIM-2011, серебряного приза за павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2010».
Восьмикратный лауреат Национальной премии «Овация». Обладатель Гран-при фестиваля телевизионных фильмов. Оформлял спектакли в МХАТ им. Чехова, «Новой опере», Театре сатиры, «Школе современной пьесы» и др.
В 1980 г. работал над спектаклем «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. В то время по совету балетмейстера Бориса Каменьковича сменил фамилию. «Сначала я указывал ее в качестве псевдонима, но потом сменил окончательно – уж слишком много путаницы было в документах».
В Театре им. Леси Украинки был и.о. главного художника и художника по костюмам. В 1987-89 гг. стажировался в Ленкоме у О. Шейнциса. Стал главным художником в Московском театрально-концертном объединении «Ленком» под руководством А. Абдулова.
В начале 90-х оформлял Московский Международный кинофестиваль, первую церемонию вручения призов Российской киноакадемии «Ника», показ мод В. Юдашкина. Начал сотрудничать с А. Пугачевой и другими артистами эстрады.
Оформлял открытие Еврейского общинного центра в Марьиной роще, 50-летие Независимости Израиля.
Создал сценографическую компанию «Краснов дизайн». С 2004 г. – художественный руководитель зала торжеств «Форум Холл».
Б. Краснов осуществил более 3500 проектов и по результатам Международного форума выставочных дизайнеров вошел в список шести лучших выставочных дизайнеров мира.
ЛАЗЕРНОЕ ШОУ
Многие современные шоу используют лазерные проекционные системы «для создания статических или динамических музыкально-синхронизированных лучевых композиций в пространстве или графических изображений на экране». Для этого годится любая светорассеивающая среда, например, стена здания, рельеф местности, отражающий или полупрозрачный экран.
Лазерное шоу рассматривается как самостоятельный вид современного искусства – перформанс, но чаще является номером в спектакле, презентации, концертной программе.
В Иерусалиме, в Старом городе, по вечерам проходит лазерное представление. Действо происходит под открытым небом. В качестве экрана используется вся площадь стен и башен.
Шоу сопровождается музыкой и непродолжительными историческими справками. Для создания объемных эффектов, особенных эффектов движения и перетекания изображения во временном и визуальном пространстве используется 20 проекторов и лазерных установок, 10 звуковых рядов, 14 компьютеров и 14 динамиков.
Шоу создает впечатление причастности и реального погружения в историю и судьбу Вечного Города. (citypam.com)
«Феерия цвета просто завораживает. Все плавно меняется, перетекает из одной картины в другую. Откуда-то из-за угла скачет всадник, из фундамента вырастают стены древнего города... История проносится перед глазами...» (anton-petrus.livejournal.com)
В концертных и театральных программах лазерные эффекты применяют как элемент светового оформления – лучевые композиции в пространстве сцены и зала создают волны, туннели и другие объемные иллюзии.
К ранним примерам применения лазерных эффектов в искусстве относятся эксперименты Лео Бейзера и Джоэля Стейна, которые в конце 60-х создали систему для проекции лазерных образов в балете Opera Comique в Париже.
В конце 60-х – начале 70-х многие физики экспериментировали с применением лазерного излучения в искусстве. Одним из первых подобных опытов стало создание и демонстрация голограмм.
В конце 70-х – начале 80-х гг. появилось множество компаний, применяющих лазеры в индустрии развлечений. Как правило, они получали известность после реализации крупных проектов. Например, Laser Media (США) осуществила проект с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром на тему музыки из «Звездных войн».
Это было уже не просто лазерное, а мультимедийное шоу, с применением световых систем, мощных слайд-проекторов, элементов сценической пиротехники.
Особенно известна лазерная сценография концертов «Пинк Флойд» в 80-х гг., группы «Спейс» с 70-х годов и по настоящее время.
Один из пионеров советской лазерной сценографии – художник по свету рок-группы «Автограф» Александр Зейгерман. Лазерные эффекты использовали также группа «Диалог» и Алла Пугачева. Технический уровень отставал от уровня передовых шоу-систем на 10-15 лет, но лазерные эффекты становились все популярнее.
В 2015 г. в Москве на месте бывшего кинотеатра «Буревестник» появился «Градский холл» – ультрасовременный концертный зал на 500 мест. Его звуковое и световое оборудование, по мнению экспертов, не имеет равных в мире и позволяет проводить любые концерты.
В частности, Александр Градский решил воплотить на сцене идею А. Скрябина о синтезе трех искусств – музыки, света и цвета.
Век назад Скрябин вписал в свои симфонические партитуры партию света. Но на практике породнить три стихии композитор так и не смог – не было подходящих технологий.
Здесь это стало возможным как раз благодаря уникальной технической оснащенности зала. Сотни разноцветных лазерных лучей создают в зале и на сцене особую атмосферу, помогают раскрыть всю многогранность музыкальных произведений.
Попытки соединить звук и свет предпринимались и раньше, на рок-концертах. Но световые эффекты, лазеры и изысканная камерная музыка казались несовместимыми. Новые технологии позволили сделать свет и лазер более «интеллигентными». На «Скрябинских вечерах» световые эффекты «раскрашивают» музыку Баха и Моцарта, Чайковского и Грига.
К каждой пьесе придумывается специальная цветовая партитура. (veroyatno.com.ua)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.