БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №159 > «ПОНАЕХАЛИ БРОДСКИЕ...»
В номере №159

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

«ПОНАЕХАЛИ БРОДСКИЕ...»
Наталия БАКЧЕВНИКОВА

Бродские…Знаменитая, распространенная фамилия. Откуда она взялась? Корень «брод» указывает на место проживания основателя фамилии – у брода. Таким образом, Бродач, Бродецкий, Броднич, Бродер, Бродин, Бродель и Бродерзон – все они из местности, где есть болото, река, ручей и, соответственно, брод, вокруг которого возникло поселение. Носители фамилии «Бродский» – из Белоруссии, Украины, Польши, России. Есть и линия еврейских Бродских.

Законодательные акты, предписывающие всем, не имеющим «наследственных семейных именований», немедленно обзавестись фамилиями, были приняты в 1797 г. в Авст­рии, в 1807 г. – в Германии, в 1845 г. – в России. Га­ли­ций­ские Броды длительное время принадлежали Польше, посему фамилию образовали по польской модели языка с окончанием «-ский», но, повторюсь, были и другие варианты.

В еврейскую историю славный город Броды вошел под названием «Галицкий Иерусалим» (центр духовный), но его еще называли «Триестом на континенте» (центр торговый). Это был центр изучения Торы, но при этом центр движения Хаскала (Просвещение). Приверженцы просвещения вливались в жизнь мировой цивилизации, обучались в европейских университетах и осваивали языки. Броды славились иешивами, клойзами1, экспертами в еврейских законах, Ѓалахе, раввинскими судами, но и не менее – видными деятелями еврейского просвещения и успешными купцами, банкирами, врачами с лучшим европейским образованием. Здесь жили сторонники ассимиляции, но одновременно крепло и сионистское движение. «Новый» тип еврея сформировался здесь потому, что Броды были местом, где многое было не «как везде».

Получивший в 1584 г. Магдебургское право2, город развивался быстрее и успешнее. В 1696 г. тогдашний хозяин города, сын польского короля Якуб Людвик Собеский, убрал ограничения места поселения и рода занятий евреев. После первого раздела Речи Посполитой Броды ото­шли к Австро-Венгрии, и австрийский император Иосиф II даровал в 1772 г. городу статус «свободного», что еще более способствовало его экономическому и культурному развитию. Сюда потянулись европейские евреи.

После разгрома Наполеона и очередного «кроя» карты мира в 1814-1815 гг. по австрийско-российскому соглашению были определены транзитные привилегии между Бродами и Одес­сой и открыта «свободная торговля». Брод­ские евреи устремились осваивать Северное При­чер­но­морье.

ИзменитьУбрать
(0)

По утверждению Патрисии Херлихи, первые галицийские евреи появились в Одессе еще в конце 18 века. Но их массовая миграция в эти края произошла в 20-е годы века 19-го. Политика российских властей и городского руководства относительно переселенцев способствовала их притоку: российское гражданство и вид на жительство в Одессе предоставлялись беспрепятственно.

Согласно исследованиям О. Губаря3, состав «бродских» был неоднороден, но даже «низшая» категория австрийских евреев – молодых и малоимущих – была образованнее и профессиональнее местных. Они занимали места в сферах, требующих квалификации: обучали еврейских детей ивриту и немецкому, были ювелирами, музыкантами, маклерами, башмачниками, шапочниками, столярами, обойщиками. Черной работой – уборкой, стиркой и пр. – занимались единицы.

Приехал в Одессу и солидный контингент, преуспевавший в торговле зерном и мануфактурой, бриллиантами и часами, в биржевом маклерстве и банковских операциях.

Идеи Просвещения и религиозного реформизма «бродские» привезли с собой. Если вначале «Одесса была малоприметным местом еврейской интеллектуальной жизни» (С. Ципперштейн), то в значительной степени благодаря бродским евреям она очень быстро превратилась в «центр наиболее успешно функционировавших прогрессивных еврейских организаций».

«…они стремились обособиться от остальных, "нецивилизованных" единоверцев. В частности, это привело к организации своего молитвенного собрания, впоследствии архитектурно великолепно оформленной Бродской синагоги», – отмечал С. Боровой.

Приверженец Хаскалы Осип Рабинович восхищенно писал: «…какая разница между этим опрятным храмом и мрачными зданиями, известными под общим названием синагог! Какая бездна расстояния от этого непритворного благочестия к соблазнительному безначалию, существующему в тех синагогах, к стыду наших собратьев. …Даже самое отправление молитв, с неистовыми криками, с рукоплесканиями, с судорожными движениями, без всякой системы, а так, кто в лес – кто по дрова, порождало в нас не благоговение, а ужас. Тайный голос шептал нам, что не так нужно молиться благому Творцу… Больно припоминать эти подробности, но мы припоминаем их, именно теперь, потому что сладость настоящего умеряет горечь прошедшего!»

По мнению С. Борового, Бродская синагога напоминала собой аристократический клуб. Однако к последней четверти 19 века «бродские», с одной стороны, частично утратили свою австрийскость, с другой – уже формировалась еврейская верхушка из «аборигенов». И это уменьшило обособленность и элитарность «бродских».

Среди носителей фамилии «Бродский» и сходных с ней есть немало людей, прославившихся в той или иной области. О династии миллионеров и меценатов Бродских писано неоднократно (см. МТ №138), но не вспомнить их нельзя. Они ведут свой род от известных раввинов Моравии и Галиции – Шоров. Меир Шор, потомки которого стали крупнейшими российскими «миллионщиками», стал Бродским (по месту, откуда прибыл) после переезда в Российскую империю в начале 19 века. «Сахарные короли», Бродские производили четверть всего сахара Российской империи, но преуспевала эта семья и в мукомольной, винокуренной, пивоваренной и в химической отраслях, владела бумажной фабрикой, соляными промыслами, угольными шахтами, инвестировала в пароходное общество, в электрический трамвай, канализацию, газовую сеть…

В 1860 г. Израиль Меерович Бродский – основатель династии сахарозаводчиков – поселился в Одессе с женой и детьми. Он построил в городе сахарный завод и жил здесь до 1865 г., когда переехал в Киев. В 1858 г. в Одессу из Пе­тер­бур­га переехал его брат – Абрам Маркович (Мееро­вич) Брод­ский, купец 1-й гильдии. Он основал в Одес­се «Торговый дом Бродский и К°» и активно включился в коммерческую и общественную жизнь города.

ИзменитьУбрать
Объявление в газете «Одесские новости», 1907 г.
(0)

Ему принадлежали паровая мельница и склады на Старопортофранковской, на Бу­гаев­ке – химический завод, в центре города – доходные дома. Об одном его «оригинальном решении» упоминает О. Губарь: Абрам Бродский поместил механическую прачечную на первом этаже своей паровой мельницы. «Таким образом, отменная паровая машина одновременно выполняла две функции: работала на перемалывание зерна и подавала горячий воздух в "стирочную"».

Гласный городской думы, член городской управы А.М. Бродский не зря получил звание потомственного почетного гражданина города. Он активно участвовал в разработке «Положения об общественном управлении города Одессы». Абрам Бродский поражал объемами благотворительности: большие пожертвования на Еврейскую больницу, на нужды народного образования (по этому поводу состоял в переписке с Н.И. Пироговым, который был попечителем одесского учебного округа, а позже – киевского), финансировал создание двух еврейских сельскохозяйственных поселений.

В 1867 г. Абрам Маркович подарил свой каменный двухэтажный дом в Авчинниковском переулке одесскому еврейскому обществу, куда через два месяца перебралась Талмуд-Тора. В 1879-м он пожертвовал 50 000 рублей на строительство еврейского сиротского дома, при котором имелась еще и кухня для бедных.

Будучи членом Общества изящных искусств, А. Бродский ежегодно вносил в его фонд пожертвования на рисовальную и музыкальную школы. Замечу, что в 1870-71 гг. одним из лучших учеников Рисовальной школы был отмечен Илья Броуд. А когда впоследствии школа стала одесским Художественным училищем, в нем учился Исаак Брод­ский, российский и советский живописец. Известен еще один художник Бродский – Савва, график, сценограф, скульптор, архитектор. Но это уже не одесская история.

Выдающийся скрипач Адольф Бродский дебютировал в девятилетнем возрасте в Одессе. Одесские Бродские были представлены врачами, юристами, купцами, учеными, революционерами и даже спортсменами. Когда в Александровском парке (сейчас парк Шевченко) на «Циклодроме» одесское Общество велосипедистов-любителей проводило в 1880-90 гг. соревнования, рядом с Уточкиным выступал велосипедист Бродский.

По городам и весям Российской империи (позже Советского Союза) и всего мира судьба разбрасывала выходцев из Брод, отмеченных «родовой» фамилией. Берл Брод – странствующий поэт, песенник и отец первой еврейской бродячей труппы. Макс Брод – австрийский писатель, друг Ф. Кафки. Николас Бродский – американский композитор, родившийся в Одессе. Лев Бродский – одес­ский художник, член Общества независимых художников. Борис Бродерзон – один из первых советских физиотерапевтов и курортологов. Давид Бродский – одесский поэт.

Фамилия «Бродский» у каждого рождает свой ряд ассоциаций. Кто вспомнит гениального Иосифа Бродского (см. МТ №92), кто певицу Нину Бродскую, а кто Евгения Бродского, великолепно сыгранного В. Высоцким в фильме Г. Полоки «Интервенция».

Подобно броуновскому движению, рассеялось по миру «бродовское», во славу связующего берега и народы места для перехода – брода.


1Помещение при синагоге, где изучают Талмуд.
2Магдебургское право – система городского права, сложившаяся в 13 в. в Магдебурге и обусловленная ролью городов как центров производства и торговли.
3О. Губарь, «Очерки ранней истории евреев Одессы».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №159 > «ПОНАЕХАЛИ БРОДСКИЕ...»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-10-15 04:03:51
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA