БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №159 > МОЗАИКА
В номере №159

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

МОЗАИКА

* * *

ИзменитьУбрать
(0)

Около 20 лет «бродские» евреи арендовали для молитв помещения в одесских домах. В середине 19 в. еврейская община арендовала небольшой дом грека Ксениса – на месте нынешней Бродской синагоги, на углу улиц Итальянской и Почтовой (ныне Пушкинской и Жуковского). Там собирались «все люди образованные из общества евреев в Одессе. …Зала довольно обширная, имеет также галерею для женщин …в первый раз заведен хор певчих под направлением кантора» (из документа 1852 г.).

Община росла, и в 1863 г. городская власть дала разрешение на возведение Бродской синагоги.

11 сентября 1863 г. был заложен фундамент. Проект синагоги принадлежит авторству Иосифа Коловича. Резной орнамент ограждения создан Францем Моранди. Здание в стиле итальянской готики выстроено из привычного для Одессы ракушечника, что впоследствии оказалось не очень удачным решением. Но акустика здесь была прекрасная.

В 1870 г. Бродская синагога открылась для молящихся.

В 1909 г. в синагоге был установлен орган. Это была первая на юге России хоральная синагога, где служба сопровождалась музыкой.

Почти полвека хором синагоги руководил дирижер и композитор Давид Новаковский. Пост главного кантора 20 лет занимал выдающийся певец Пинхас Минковский. Пел здесь легендарный кантор, основатель хоровой школы Нисан Блюменталь. Известный эстрадный артист Владимир Коралли в начале карьеры пел в хоре Бродской синагоги. Здесь бывали в свое время Шолом-Алейхем и Менделе Мойхер-Сфорим, Зеев Жаботинский, Хаим-Нахман Бялик, чья поэма «Субботняя песня» была написана о Бродской синагоге. Исаак Бабель неоднократно упоминал синагогу в своих рассказах. Первые сионистские лидеры проводили здесь собрания.

Иван Бунин вспоминал, что во времена хаоса гражданской войны единственным местом, где он слышал голос надежды, была эта синагога.

В 1925 г. Бродскую синагогу у еврейской общины отобрали и передали еврейскому рабочему клубу им. Розы Люксембург, а позже – клубу обувной фабрики. Осталась легенда, что рабочие отказывались наносить удары молотками по скрижалям, на которых были изображены 10 заповедей. (Ф. Кандель)

В 1944-м румынские оккупационные власти перенесли сюда государственный архив Одесской области. После войны архив здесь оставили, но саму постройку перепланировали, разбили на два этажа и устроили внутренние перегородки.

В 1985 г. Одесский облсовет признал здание синагоги памятником архитектуры середины 19 века. В 1988-м его состояние было признано аварийным и остается таковым до сих пор.

В 2006 г. Бродская синагога была внесена в Государственный реестр памятников Украины, но процесс разрушения это не остановило.

В 2016 г. на сессии Одесского областного совета приняли решение о возвращении Бродской синагоги еврейской общине. На ремонт отвели минимум два года. Однако неизвестно, когда и как пройдет передача здания: для архива так и не найдено подходящее помещение. А у властей «нет средств» даже на косметический ремонт выдающегося памятника архитектуры и истории Одессы. (vaadua.org, histodessa.ru)

........................................................................

ИзменитьУбрать
(0)

П. Вержанский: «Все у него порыв, все устремление. Посмотрите на беспорядочную штриховку в облаках (корабль). Они прекрасны, эти гротескные акварели-полуграфики!» (Фигаро. О., 1918. № 20. С. 7. – Из ст. «На выставке южнорусских художников»).

Лев Аркадиевич Бродский (1890, Одесса, – после 1931) – график, живописец, театральный художник, педагог. Родился в семье Аркадия Ефимовича Бродского – известного в Одессе общественного деятеля и адвоката (в 1920 г. эмигрировал во Францию). Лев Бродский закончил юридический факультет Московского университета, работал адвокатом, помощником присяжного поверенного. Участвовал в одесских выставках с 1915 по 1929 гг., в том числе в выставках ТЮРХ и ОНХ.

В 1917-1918 работал в ад­ми­ни­стра­тивно-госпитальной части Крас­ного Креста, в 1919 г. занимался адвокатской деятельностью; в 1920-1921 гг. был на культпросветработе в Красной армии. С 1921 по 1927 гг. – юрисконсульт админотдела Губ­испол­кома, В 1925-1928 гг. экспонировал работы на выставках Общества им. К. Костанди. Участник 2-й Всеукраинской художественной выставки (1929).

В 1929-1930 гг. – преподаватель Муз-теа-института и ОПИИ, руководитель художественно-оформительской части «Стамеровского театра» (театр Сибирякова, с 1925 г. – Одесский театр Революции). В 1930 г. окончил живописный факультет ОХИ и был утвержден доцентом театральной мастерской ОХИ, вел предмет «освещение в театре». Подготовил для печати брошюру «Основы освещения современной сцены» (не издана). В 1931 г. уволен с должности доцента ОХИ. В заявлении пишет, что вынужден уйти в результате «незаслуженных и голословных обвинений», предъявленных ему на объединенном заседании совета театральной и полиграфической мастерских. В начале 1930-х переехал в Москву. Другие сведения отсутствуют.

Из кн. «Общество независимых художников в Одессе», Одесса, 2012. Сост. О.М. Барковская


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №159 > МОЗАИКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-11-14 03:33:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"