Берл Бродер организовал первую труппу профессиональных певцов на идиш, выступавшую в Украине, Румынии и Венгрии.
Берл Бродер (прибл. 1815, Подкамень, Бродовский район – 1888, Румыния1) носил фамилию Маргулис, но все знали его под псевдонимом Бродер, т.е. из Брод. Был он певцом, актером, бадхеном2, писал песни на идиш и исполнял их на постоялых дворах. Организовал первую труппу профессиональных певцов на идиш, выступавшую в Украине, Румынии и Венгрии. Название «бродеровские певцы» («бродерзингерс») стало нарицательным для таких трупп.
Самый ранний из известных сборников Бродера на идиш вышел в 1860 году. Он начинается словами: «В этом песеннике находятся лучшие песни, которые певцы из города Броды пели во Львове, а также автор Берл Бродер, который [их] сочинил».
По-видимому, к 1860 г. уже сформировался особый жанр песенного искусства под названием «бродерзингер». Новизна жанра заключалась в том, что выступления певцов из Бродов происходили не только на свадьбах или на общинных мероприятиях, но и перед широкой публикой, независимо от праздников или семейных торжеств.
В предисловии к книге «Бродерзингеры» (автор – Шломо Призамент, внук Берла Бродера) рассказано, как режиссер З. Турков и драматург И. Ашендорф в 1930-е гг. писали пьесу о бродерзингерах и соответственно отправились в Броды. Они были крайне удивлены, когда местные евреи заявили, что никогда не слышали названия «бродерзингер». Возможно, певцам, жившим и выступавшим в Бродах, незачем было так себя называть. Это слово могло возникнуть, например, в Одессе, где с середины 1850-х гг. проживала многочисленная община галицийских евреев, которых называли «бродерами».
Как утверждают историки, Берл Бродер в 40-летнем возрасте выехал на юг по каким-то торговым делам и провел там немало времени. В Одессе он стал известен как исполнитель «бродских» песен и вместе с единомышленниками создал первую капеллу народных певцов. Впоследствии бродерзингеры были очень популярны в Румынии, где, по утверждению сына Бродера – писателя Исаака Маргaлита, его отец провел большую часть своей творческой жизни.
Если бродерзингеры представляли свое искусство на пространстве от Бродов до Братиславы и от Одессы до Бухареста, то почему в песенном сборнике Бродер отмечает именно Львов? Вероятно, больше всего их выступлений до 1860 г. происходило во Львове.
Вернувшись в Броды, Берл вместе с несколькими певцами начал выступать на заезжем дворе Пинхаса, где по вечерам за кружкой пива собирались еврейские купцы. Песенные и танцевальные номера труппы «Бродерзингер» были первыми представлениями еврейских артистов в стиле кабаре и пользовались большой популярностью в Галиции. Гости, приезжавшие в Броды на ярмарку, стали приглашать певцов к себе, но посетить одновременно всех было невозможно. Бродерзингеры начали «делиться и множиться». Через пару лет количество ансамблей под названием «Бродерзингер» многократно увеличилось, при этом некоторые бродерзингеры никогда не бывали в Бродах. (И. Гельстон, «Начало еврейского театра во Львове»)
Постепенно представления «бродерзингеров» становились костюмированными, в них вводились танцы, комические сценки, пародии, сатира. Эти труппы сыграли немалую роль в становлении театра на идиш. Тесную связь с «бродеровскими певцами» поддерживал Авраам Гольдфаден, основатель идишского театра. Группа Бродера была задействована в театральной постановке Гольдфадена в Яссах. (eleven.co.il).
Сохранились 30 песен Берла Бродера. Большая часть построена как диалоги между еврейскими ремесленниками – портными, сапожниками и т.п.
Лидия Бродская (1910, Санкт-Петербург – 1991, Ленинград) – известная художница, член-корреспондент Академии художеств, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина. Дочь выдающегося живописца И.И. Бродского, жена художника Ф.П. Решетникова. Их дочь – тоже художница, Любовь Решетникова (р. 1943).
Лидия начала рисовать с трехлетнего возраста. При этом ее тянуло и к музыке, как было когда-то у ее отца. В 1928 г. она окончила балетное училище, несколько лет выступала на эстраде и в то же время увлеченно занималась живописью. Оказалось, очень трудно выбрать что-то одно. Все же Лидия окончательно покинула сцену в 29 лет.
В 1936-1938 гг. она была вольнослушателем Академии художеств в Ленинграде, в мастерской отца. К сожалению, Исаак Израилевич, который не слишком верил, что Лидия найдет себя в живописи, умер, так и не узнав, что его дочь стала художником. После переезда в Москву она училась у Н.П. Крымова и В.В. Мешкова.
В 1947 г. Лидия Бродская впервые участвовала в выставке пейзажа московских художников. Через два года она уже стала участницей Всесоюзной художественной выставки. В дальнейшем ее персональные выставки проходили в Москве и Кишиневе. В 1981 г. награждена серебряной медалью Академии художеств СССР.
Главной любовью Лидии Бродской стала неповторимая, проникновенная красота природы средней полосы России, Урала, Сибири, Украины. Художница побывала в Индии, Испании, Италии, но признавалась, что экзотические краски жаркого юга ее не вдохновляли.
Крайне редки в работах Бродской индустриальные мотивы, не встретишь в них и изображений людей: природа на ее картинах чиста и нетронута, хоть и обжита человеком. Больше всего она любила «зимние просторы, тончайшие состояния ранней весны, пробуждения земли от долгого сна». Это «поэзия голубых просторов, точных натурных и цветовых характеристик». (tretiakovka.ucoz.ru)
Лучшие работы Бродской – «Повеяло весной», «Скошенная рожь», «Весенний разлив», «Зима в Подмосковье», «Зимний день», «Апрель», «После грозы», «Урал», «Байкал», «Радуга над Днепром».
Интересно, что в картине «Лебединое озеро» в реалистический замысел вдруг врывается новая нота, и среди лебединой стаи, на настоящем, а не сказочном, озере, вдруг появляется царевна-лебедь – словно мимолетное напоминание о модернизме начала века.
Лидия Бродская писала: «Мне хочется, чтобы зритель вслед за мной вошел в этот лес, прошел по тропинке, извивающейся между деревьями, залюбовался вместе со мной легкими холодными лучами луны или теплым розовым светом, золотящим летнюю зелень».
Нина Бродская (р. 1947, Москва) всегда мечтала петь. И редко чья мечта исполнялась с такой полнотой. Уже в 16 лет, только-только получив музыкальное образование, она была приглашена петь в джаз-оркестр под управлением знаменитого Эдди Рознера.
Первой популярной песней стала «Любовь-кольцо» из кинофильма «Женщины», затем – «Август», «Как тебя зовут», «Если ты словечко скажешь мне» и др. Нина стала дипломантом международного музыкального фестиваля. Певица часто гастролировала по стране, участвовала в больших концертных программах во дворцах спорта и на стадионах, пела сольные отделения.
Нина Бродская исполнила множество песен для кино и телевидения. Это ее звучное лирическое сопрано мы слышим в любимых и давно ставших классикой фильмах «Вас вызывает Таймыр», «Это мы не проходили», «Три дня в Москве» («Одна снежинка – еще не снег…»), «Иван Васильевич меняет профессию» («Звенит январская вьюга»), даже в «Приключениях Буратино» («Бу-ра-ти-но!»). С 1966 по 1978 гг. в СССР было выпущено более тридцати пластинок с песнями Бродской.
Она принимала участие и в международных программах, и во многих странах пользовалась успехом. К этим концертам она готовила песни на языках тех стран, куда приезжала. Не раз выступала бесплатно для воинов, учителей, врачей.
В 1979 г. Нина Александровна уехала в США. Там начала писать свои песни – музыку, стихи, делала аранжировки и записывалась в нью-йоркских студиях. У нее вышла пластинка на английском языке.
Одной из первых ее работ в качестве автора музыки и стихов была пластинка 1982 г., куда вошли и несколько известных песен, записанных еще в СССР, и ее первые сочинения. Затем вышли в свет кассета «Москва-Нью-Йорк» и новый диск «Приезжай в USA».
В 1994 г., впервые после 14 лет жизни в США, Нина Бродская приехала в Москву, где ее встречали десятки друзей и поклонников, она получила множество творческих предложений, на которые охотно откликнулась. У певицы появилось немало новых дисков – «С любовью встретиться» ? популярные песни 1960-1970-х гг., «Тум-балалайка» (аранжировка Н. Бродской, 1997), «Золотая коллекция» (1997), авторский диск «С новой надеждой» (2000), «Еврейская мама» – старинные песни на иврите, идиш, английском и русском (аранжировка Н. Бродской, 2006), «Пойдем со мной!» (музыка А. Анфиногенова, 2009).
Нина Бродская – автор двух книг: «Хулиганка» и «Голая правда о звездах эстрады».
В 2017 г. в Екатеринбурге, в Театре музыкальной комедии, был поставлен спектакль «Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трех звезд советской эстрады – Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.
Савва Бродский (1923, Гомель – 1982, Москва) – заслуженный деятель искусств, художник, книжный иллюстратор, архитектор, скульптор. Окончил ленинградскую художественную школу и Московский архитектурный институт. Работал в проектном институте «Гипротеатр», построил два театра в Петрозаводске, создал дом-музей Александра Грина в Феодосии, участвовал в реконструкции Центрального дома работников искусств в Москве.
Первая книга с его иллюстрациями вышла в свет еще в 1947 году. Он иллюстрировал трехтомник фантаста А. Беляева, рисовал для брошюр, журналов, газет. Потом была работа с книгой чешского писателя Яна Отченашека «Ромео, Джульетта и тьма». Эта небольшая трагическая повесть – об оккупированной нацистами Праге и обреченной любви чешского юноши и девушки с желтой звездой – задевала за живое.
В начале 60-х Савва Бродский увлекся книжной графикой, и она стала главной в его жизни. Он брался только за интересные работы, где можно было выразить личное восприятие книги.
В 1962 г. Савва Григорьевич оформил собрание сочинений Цвейга – не только иллюстрации, но и переплеты, шмуцтитулы и заставки.
Особое место в творчестве художника занимал любимый с детства Александр Грин. В 1963-1964 гг. Бродский создал иллюстрации к шеститомнику Грина.
Книги Шекспира, Ибсена, Стивенсона, Мериме, Драйзера, Мопассана, Флобера многие помнят с иллюстрациями, исполненными С. Бродским.
«В его трактовках – поразительные объем и глубина. Вот картины шекспировского "Гамлета". Тут все дышит готической атмосферой. Цветовая гамма черно-бело-красная. Фигуры Гамлета, Клавдия и прочих застыли как натянутые струны. Во всех мизансценах, перенесенных на бумагу, максимум внутреннего движения. Такая же, но скрытая экспрессия в "Ромео и Джульетте". Сплошной контрапункт: на каждом шагу две семьи, два мира и пропасть родовых предрассудков. Именно так это представлялось наивной влюбленной паре… "В графическом отображении я попытался передать эту симметрию раннего Ренессанса, этот ритм, это подобие двум рельсам, по которым действие неуклонно движется к развязке”». (itogi.ru)
Особо нужно сказать о рисунках Саввы Бродского на военные темы. Сын художника, тоже архитектор и художник, Александр Бродский помог этим работам обрести новую жизнь. «Это пронзительная экспрессивная графика. … Вот замотанные в тряпье узники концлагерей, вот горожане, бегущие от языков пламени, вот немецкие каски, нахлобученные на могильные кресты, врытые в нашу землю». (itogi.ru)
Серия была создана в 1966 г. в качестве иллюстраций к нашумевшему роману Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», напечатанному в журнале «Юность». После отъезда Кузнецова в Англию роман был запрещен и много лет не переиздавался.
«Иллюстрации стали просто серией "Война" и под таким названием изредка публиковались в советских изданиях. Я помню и люблю эти работы с детства, – рассказывал А. Бродский, – и решил дать для публикации некоторые из них. Сам отец считал эту серию важным этапом своего творчества и, конечно, переживал из-за ее сложной судьбы. Военная тема занимала значительное место в его жизни. ...Кроме публикуемых здесь работ, отец создал целый ряд иллюстраций к произведениям о войне, но для меня самой пронзительной из всех всегда была эта серия – "Бабий Яр"». (itogi.ru)
С начала 60-х до конца 70-х художник работал над иллюстрациями к великому роману Сервантеса. «"Дон Кихот" запал мне в душу с детства. Мне было просто жаль этого нелепого долговязого человека с чистой и благородной душой, и никогда не было смешно читать о его злоключениях. В мировой литературе есть немало трагедий: трагедий личности, трагедий семьи, трагедий государства. “Дон Кихот”, на мой взгляд, – трагедия человечества”». Иллюстрации Бродского к «Дон Кихоту» – ярко индивидуальные, экспрессивные, смелые, изысканные и жутковатые, – стали не только признанным шедевром мастера, но и неким новым уровнем его творчества.
Эта серия была удостоена золотой медали на Московской международной книжной выставке в 1975 году. Бродский стал первым советским художником, которого избрали академиком-корреспондентом Испанской королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Его персональные выставки прошли в Мадриде в 1977 г., еще до открытия Посольства СССР в Испании. После выставки в Институте Сервантеса в 2003 г. серия иллюстраций была возвращена в хранилище Серпуховского историко-художественного музея.
Последней работой Саввы Бродского стали великолепные сюрреалистические иллюстрации к гоголевской «Шинели». Книга была издана после смерти художника в 1983 году.
«Уже с суперобложки видим неожиданную для восприятия картину – великанская шинель на громадном манекене, водруженном на высоченный шест, распласталась над площадью, над целым городом, и даже над миром, словно какой-то вселенский памятник, вздымающийся через время и пространство. Внизу – желтые фонари … а вверху в небе – белые холодные звезды. Мы – посередине, между землей и небом.
Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С. Бродского к повести "Шинель"». (www.b17.ru)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.