БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №162 > ПАССАЖИРЫ, или ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
В номере №162

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПАССАЖИРЫ, или ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Подбор материала Ольги Ксендзюк

До сих пор ведутся споры, сколько людей находилось в том прославленном рейсе на борту «Руслана».

«Руслана». В источниках называют разные цифры, от 600 до 675 человек. В частности, «Еврейская мысль» №34 (26 декабря/8 января 1920 г.) сообщает: «Всего было 615 человек, из них 341 мужчина и 274 женщины». Там же сказано, что больше половины из них – дети, подростки и молодые люди до 30 лет. Одесситы составляли примерно треть пассажиров. Помимо реальных палестинских беженцев, были евреи из Польши, поднятые с насиженных мест Первой мировой, жители местечек, бежавшие в Одессу от погромов или приехавшие сюда с намерением отправиться в Эрец Исраэль. Та же газета пишет, что больше всего на «Руслане» было ремесленников, рабочих и коммерсантов. Немалую долю составляли врачи, инженеры, преподаватели, деятели искусства. Были члены молодежной организации «Ѓе-Халуц» и участники Еврейской самообороны.

В одной из публикаций упомянуто, что у шести молодых людей не было средств на проезд, и им разрешили ехать бесплатно. Эти шестеро оказались среди тех, кто вскоре основал кибуц Кирьят-Анавим неподалеку от Иерусалима.

Разумеется, все эти сведения приблизительны. Нередко участники рейса по разным соображениям брали псевдонимы, меняли имена и даже детали биографии.Отсюда – разночтения и неточности. Так или иначе, состав пассажиров был столь разнообразным и уникальным, что со временем «Руслан» получил прозвище «Ноев ковчег».

История сохранила для нас только несколько десятков имен людей, определивших облик третьей алии и сыгравших значительную роль в становлении будущего Государства Израиль. Наиболее известные из них: первая национальная поэтесса Израиля Рахель (1890-1931); один из инициаторов возрождения национальной культуры на иврите, литературовед, профессор истории, Йосеф Клаузнер; коллекционер, общественный деятель, ученый Яков Перемен; художники Ицхак Френель, Пинхас Литвиновский, Иосиф Константиновский, архитекторы Иеѓуда Магидович, Зеев Рехтер; создатель израильского танца, пуримского карнавального шествия («Адлояда»), пионер израильского кинематографа Барух Агадати1 (Каушанский; 1895-1976); политик, одна из двух женщин, подписавших Декларацию независимости Израиля, Рахель Коэн-Каган2 (Любарская; 1888-1982); создатель и президент израильского общества «Маккаби» Наум Хесс…

Об этих людях написаны статьи, заметки в израильских энциклопедиях, информацию о них можно найти в интернете, в их честь названы улицы, но есть еще немало славных имен.

ИзменитьУбрать
Йосеф и Ципора Клаузнеры, 1908 г.
(0)

Существует легенда, что д-р Клаузнер (1874-1958) соглашался плыть на «Руслане» при условии, что ему позволят взять с собой его огромную библиотеку, которая занимала бы места 4-х пассажиров. Комитет согласился на это условие, так как репатриация Клаузнера означала одно из важных достижений сионистского движения.

Но ценнее всех библиотек для д-ра Клаузнера была его спутница. Когда они познакомились, ему было 24, ей – 21 год, и она звалась Фаня Верник. Родственник Клаузнера, известный израильский прозаик Амос Оз, пишет3 : «Фаня со дня их свадьбы в присутствии гостей называлась не иначе, как “госпожа Клаузнер”, а в остальных случаях “дорогая Ципора”. Эту цепочку имен, где “Фаня” возвращается к своему истоку – идишистскому имени “Фейгл” (птичка), а от него к ивритскому слову с тем же значением – “Ципора”, эту словесную цепочку сплел, конечно же, дядя Йосеф)». Амос Оз рассказывает про «дядю Йосефа и тетю Ципору» с большой теплотой.

Их одесский дом на улице Ремесленной превратился в нечто вроде культурного клуба, где собирались сионисты и литераторы.

Ципора деятельно разделяла интересы мужа. В Одессе организовала женский сионистский кружок. А в Эрец Исраэль четыре года подряд она приходила на лекции Йосефа по новой ивритской литературе, не пропустив ни одной. «Студентов и студенток, прилежных и преданных, у меня в университете множество, – говорил Клаузнер, – но одна из учениц превосходит всех. Это – госпожа Клаузнер».

Йосеф впервые побывал в Эрец Исраэль в 1912 г. и с тех пор мечтал обрести свой дом на Земле Израиля. Три года после репатриации Клаузнеры жили в Бухарском квартале Иерусалима, а потом переселились в собственный небольшой дом в квартале Талпийот.

Он звал ее «солнышко», «звездочка», «моя светлая». Они пробыли вместе почти 50 лет. На ее могиле Клаузнер попросил написать: «В нашем доме сияло солнце, пока в нем находилась ты…»

Яков Перемен (1881-1960), подобно Клаузнеру, не уехал бы на «Руслане» без библиотеки. Но также на корабле разместилась его уникальная коллекция живописи – 220 картин, среди которых большую часть составляли работы Товарищества независимых одесских художников4 .

В Палестине Яков Абрамович развил бурную деятельность. Основал тель-авивский квартал Неве-Шаанан, на базе своего книжного собрания открыл библиотеку, подарил Тель-Авивскому университету 20 тысяч научных книг. Создал кооператив «Ѓа-Томер», где вместе с другими «руслановцами» читал лекции по современному еврейскому искусству.

ИзменитьУбрать
Гостиница «Бен Нахум». Архитектор И. Магидович
(0)

В 1921 г. Перемен открыл первую в Тель-Авиве постоянную художественную галерею, где рядом с картинами одесситов были выставлены работы художников из академии «Бецалель». Современные искусствоведы считают, что коллекция Перемена дала толчок первым росткам нового израильского искусства. Но в те годы он натолкнулся на «стену отказов и равнодушия». Галерея закрылась в конце 1922 года. В 1930-е Перемен занялся ассириологией, о чем давно мечтал, и издал несколько монографий.

Иеѓуда Магидович (1886-1961) приехал в Эрец Исраэль, уже сделав себе имя в Одессе. В Палестину он отправился с готовыми архитектурными планами и стал первым городским архитектором Тель-Авива, где построил около 400 зданий и перестроил 90 процентов старых домов. Магидовича называют «королем эклектической архитектуры» Тель-Авива.

Зеев Рехтер (1899-1960) – творец израильского баухауса5 . Он совершенствовал свое образование в Риме и Париже. Рехтер спроектировал и построил сотни частных и общественных зданий. Особое место Рехтера в израильской архитектуре связано прежде всего с тем, что он положил начало строительству жилых домов на сваях. Первое такое здание – Бейт-Энгел – он построил в 1934-36 гг. на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве. В 1957 г. был удостоен премии им. Исраэля Рокаха за разработку плана застройки района Маоз-Авив в Тель-Авиве.

ИзменитьУбрать
Зеэв Рехтер (справа) и Марк Шагал на строительстве Дворца конгрессов Биньяней Га-Ума в Иерусалиме
(0)

Еще до репатриации Рехтер познакомился с будущей женой. Поля Зингер действительно была беженкой. Она жила в Палестине с 1913 г., вынуждена была покинуть ее вместе с семьей во время первой мировой войны и уже вместе с Рехтером вернулась домой.

Ицхак Френель (Френкель, 1899-1981) в 1920 г. организовал художественный кооператив в Яффо и студию художников в Герцлии. Затем уехал учиться во Францию. Учился в парижской Школе изящных искусств и Академии Шамьер, ученик Бурделя и Матисса. В 1924 г. выставлялся в Салоне Независимых в Париже.

Вернувшись, в 1925 г. Френель открыл студию изобразительного искусства в Школе Гистадрута в Тель-Авиве. Он также преподавал в Академии искусства и дизайна «Бецалель». Многие его ученики получили известность.

Проведя 5 лет в Париже, Френель в 1934 г. поселился в Цфате, задолго до появления здесь знаменитого квартала художников. Он лауреат многих премий и наград (в том числе премии Дизенгофа), участник первой и второй Венецианской биеннале. В 1973 г. в доме, где жил Френель, открылся его музей.

Брат художника Моше Френкель женился на Эстер, сестре Якова Перемена. Был первым главой налоговой службы тель-авивской мэрии. Кроме того, он один из основателей тель-авивской скорой помощи Маген Давид Адом (МАДА).

Молодожены Пинхас (1894-1985) и Лиза Литвиновские вместе проделали трудный путь на «Руслане». Поселились неподалеку от Кинерета и жили на заработок Лизы, нашедшей место медсестры. Через два года перебрались в Иерусалим. Пинхас работал в Академии искусств «Бецалель», хотя формально не состоял в штате. Дом Литвиновских стал популярным местом для иерусалимских художников.

Впервые работы Литвиновского были показаны в Иерусалиме в 1924 г. В 1929 г. он вошел в группу «Эгед», основанную одиннадцатью ведущими художниками.

В Париже Литвиновский обратился к экспрессионизму. Выпускник Одесского художественного училища и Петербургской академии художеств, он испытал множество разнообразных влияний: русского авангарда, творчества М. Шагала, Х. Сутина, Ж. Руо, восточных мотивов, прошел через период кубизма и наконец выработал собственный стиль – своеобразный экспрессионизм, принесший ему огромную популярность.

В 30-е годы это уже новый художник, занявший свое место среди ведущих мастеров Эрец Исраэль. С годами он перешел от экспрессивно-эмоциональной манеры к упрощенным формам и чистому цвету. В конце жизни в его творчестве усилились еврейские мотивы.

Иосиф Константиновский (1892-1969) тоже отправился в путешествие на «Руслане» с женой, Идой. В Тель-Авиве вместе с другими художниками-эмигрантами работал в художественном кооперативе. В отличие от своих коллег-«руслановцев», он уехал в 1923 г. в Париж «навсегда». Здесь он получил известность под псевдонимом Жозеф Констан.

В конце 1920-х в поисках заработка начал писать прозу на французском языке под псевдонимом Мишель Матвеев. Следует особо отметить роман «Загнанные» (изд-во «Галлимар», 1933), посвященный «пути уцелевших жертв елисаветградского погрома 1919 г. по полицейским комиссариатам, тюрьмам, беженским комитетам, гостиницам разных стран…» (причем в сюжете фигурирует корабль с беженцами). Новаторский по стилистике роман стал предшественником экзистенциалистской прозы.

Константиновский экспонировал свои работы в салонах «Независимых» (1928-1931), Тюильри (1932-1933), Осеннем (1930-е). Провел несколько персональных выставок в парижских галереях. После 1930 г. Константиновский сосредоточился на скульптуре, работая в камне и дереве.

С началом Второй мировой войны присоединился к французской армии. В 1942 г. был вынужден бежать от нацистских преследований, укрылся на ферме и работал на местной фабрике керамики. В 1944 г. присоединился к боевому подполью, в конце войны вернулся в Париж.

С 1950-х Константиновский не раз бывал в Израиле, в 1964 г. он получил дом-мастерскую от муниципалитета Рамат-Ган, где ныне создан дом-музей «Бейт Констант».

Моше Цифер (1902-1989) – это имя нам мало известно, однако его считают «ключевой фигурой в израильской скульптуре» 1950-х.

В юности Моше был членом движений «Ѓа-Шомер ѓа-Цаир» и «Ѓе-Х алуц». Чтобы подготовиться к труду в Израиле, изучал плотницкое дело.

17-летним подростком он покинул родительский дом, переехал в Одессу и присоединился к группе пассажиров «Руслана». Имя Цифера не фигурирует в списке пассажиров корабля в Сионистском архиве, потому что его паспорт был подделан, и ему удалось проехать по чужому удостоверению.

Первое время Цифер работал в кибуцах, на строительстве дорог и др. Свое призвание он нашел благодаря ДТП: споткнувшийся осел сбросил всадника. Моше получил травму и несколько недель пролежал в больнице. Чтобы чем-то заняться, он стал читать книги по искусству...

ИзменитьУбрать
(0)

В 1924-33 гг. Моше изучал скульптуру в венской Школе прикладного искусства и в берлинском Университете искусств. Его работы выставлялись в Вене (1928) и Париже. На учебу в Берлине молодой скульптор получил стипендию от Альберта Эйнштейна. «Как странно, – шутил великий физик, – ты Цифер – и работаешь с камнем, а я Эйнштейн1, но работаю с цифрами». В 1933 г. Моше, вынужденный бежать из Германии, вернулся в Израиль, где занялся преподаванием скульптуры.

ИзменитьУбрать
Работы Моше Цифера.
(0)

Впрочем, уже в 1937 г. он снова в Париже. Познакомился с еврейскими художниками парижской школы, был высоко оценен художниками и искусствоведами. После возвращения в Израиль в 1939 г. продолжил преподавание, сначала в Иерусалиме, а затем в Тель-Авиве.

Участвовал в многочисленных групповых и международных выставках в Европе и Израиле. Известны его многочисленные памятники и мемориалы (в основном, связанные с темой Войны за независимость), бюсты Эйнштейна, Хаима Вейцмана, Бен-Гуриона и др,. работы «Жена Лота», «Племена Израиля», «Неизвестный первопроходец». Интересна композиция «Сад скульптур» (1977) в Цфате, где садовые террасы, растения и каменные скульптуры создают удивительно гармоничный ансамбль, воплощая единство с природой. Его работы в камне, дереве и бронзе характеризовались «мягким консервативным модернизмом».

Арье Навон (Клигман) (1909-1996) – первый карикатурист в Эрец Исраэль, художник и иллюстратор. Его первые рисунки и карикатуры появились в газетах, когда ему было 19 лет. С 1933 г. работал в детском приложении к газете «Давар», сотрудничал с художницей Леей Гольдберг. Иллюстрировал детские книги. В 1934-1964 гг. публиковал в «Давар» острые политические карикатуры.

Его брат, писатель, драматург и композитор Шмуэль Навон (1904-1996) – автор популярной песни «Арца алину» («Мы приехали в Эрец») и мн. др.

Меир Теоми (Тимэн; 1898-1947) – актер и театральный деятель, основатель актерской династии. В 1920-28 гг. он сыграл около 150 ролей на сцене первого в стране профессионального театра «Ѓа-театрон ѓа-иври бе-Эрец Исраэль» («Ивритский театр в Эрец Исраэль»). Был на гастролях в Германии, Польше, Литве и Латвии. В 1929 г., совместно с Х. Волином, основал театр «Комедия Эрец Исреэлит».

Теоми играл в первых кинофильмах, снятых в Эрец Исраэль («Зот ѓа-арец» – «Такова наша страна» Баруха Агадати и др.). В 1935 г. создал первый союз творческих деятелей «Армон».

В 1936 г. организовал в Тель-Авиве театр-варьете «Ган ѓаваи». 10 августа 1947 г. перед одним из представлений Теоми трагически погиб во время большого теракта на берегу реки Яркон.

Его сын Одед Теоми (1937-2019) – известный израильский актер театра и кино, постановщик спектаклей. Дядя Одеда, Яаков (Ян) Тимэн (1903-1975) также был актером.

Йохиэль (1880-1942) и Пнина (Полина Гохберг, 1886-1980) Гальперины – первопроходцы и энтузиасты еврейского дошкольного образования. Йохиэль был поэтом, детским писателем, знатоком еврейской культуры. Пнину он встретил в Варшаве. Там в 1909 г. они открыли детский сад – первый за пределами Эрец Исраэль, где велось обучение на иврите. Заведение было оформлено на Пнину, поскольку мужчинам нельзя было возглавлять учреждения такого рода. Йохиэль также основал в Варшаве семинарию для воспитателей детских садов (1910), а позднее такую же семинарию – в Одессе, куда Гальперины перебрались в 1914 г. и продолжили свой подвижнический труд.

Однако потомки семьи Гальпериных говорят, что Йохиэль на «Руслане» не был, а присоединился к жене и детям позже, в 1920 году.

ИзменитьУбрать
Семья Гальпериных
(0)

В Тель-Авиве они уже управляли сетью подобных детских садов. Гальперин был инспектором детских садов ишува, с 1926 г. возглавил дошкольное отделение учительской семинарии, в 1936 г. основал училище для воспитателей детских садов в Тель-Авиве. С 1917 по 1925 г. издавал педагогический журнал «Ха-Гина» («Садик»), опубликовал ряд педагогических произведений, сказки и песни для детей.

У Йохиэля и Пнины было четверо детей. Старший – поэт Йонатан Ратош (1908-1981), сионист крайних взглядов, основатель движения так называемых ханаанейцев, пытавшийся выстроить новую концепцию еврейского национального самосознания и одно время имевший влияние на умы молодежи.

Моше Йосеф Гликсон (1878-1939) – журналист, публицист и переводчик. Был главным идеологом молодежного движения «Ѓа-ноар Ѓа-циони». В 1923-1938 гг. он был главным редактором ежедневной газеты «Ѓа-Арец». Входил в состав правления Еврейского университета. Был дружен с Клаузнером (по Обществу любителей древнееврейского языка), но в Эрец Исраэль они разошлись во взглядах.

Шнеур Авигдори (1891-1960) – один из первых борцов с малярией и туберкулезом в Эрец Исраэль. Один из создателей общественной медицины в Израиле. Был врачом в Галилее, больницах Цфата, Тверии, Хайфы, Тель-Авива. Один из основателей Лиги по борьбе с туберкулезом, а также профсоюза врачей. Председатель профсоюза врачей Израиля в Иерусалиме.

Хаим Ясский (1896-1948) – врач-офтальмолог, медицинский администратор в Иерусалиме.

В Одессе, будучи студентом, стал активистом сионистского движения, участвовал в еврейской самообороне. В Эрец Исраэль был назначен участковым врачом в Х айфе. Как офтальмолог он инициировал программу по искоренению трахомы. В 1931 г. Ясский стал директором организации «Хадасса». Он был одним из главных энтузиастов создания университетской больницы «Ротшильд-Хадасса» на горе Скопус.

Ясский был убит 13 апреля 1948 г. при арабском нападении на медицинский конвой в больницу «Хадасса» на горе Скопус, примерно за месяц до провозглашения независимости Израиля.

Арье Достровский (1887-1975) – один из ведущих врачей-дерматологов и эпидемиологов в Эрец Исраэль, в 1949-53 гг. – первый декан медицинского факультета Еврейского университета в Иерусалиме. В юности присоединился к организации «Хагана», был членом киббуца Ма‘оз-Хаим, однако сделал выбор в пользу занятий наукой.

Сын Арье, Исраэль Достровский (1918-2010) окончил Лондонский университет. Работал в Научно-исследовательском институте им. Вейцмана, до 1965 г. возглавлял отделение по изучению радиоактивных изотопов. Занимался научной работой в США. В 1965-71 гг. – генеральный директор Израильской комиссии по атомной энергии. Был членом консультативного научного совета этой комиссии до 1981 г., внес огромный вклад в реализацию научных программ стратегического значения. В 1973-76 гг. – президент института им. Вейцмана. Был главным советником по научным вопросам при Министерстве обороны Израиля.

Исследования Достровского посвящены механизму химических реакций, изотопным эффектам и механизмам ядерных реакций, а также использованию солнечной энергии.

Старшая сестра Исраэля, преподавательница фортепианного мастерства Йохевед Достровски-Куперник (1910-2008) в 1947 г. была лидером группы педагогов, основавших Новую иерусалимскую консерваторию. Именно из этой структуры выросла Академии музыки (позднее Академия музыки и танца им. С. Рубина), которую Достровски-Куперник возглавляла до 1979 г., внеся значительный вклад в формирование в Израиле музыкальной педагогики, ориентированной на высшие мировые стандарты.

Роза Коэн (1890-1937) – общественный, военный и политический деятель, первый руководитель хайфского отделения еврейской самообороны «Хагана». Входила в состав руководства сионистско-социалистической партии «Ахдут ѓа-Авода», а затем рабочей партии Мапай. В 1927-1937 гг. – член совета городского муниципалитета Тель-Авива. Мать будущего премьер-министра Ицхака Рабина.

Исраэль Гури (Гурфинкель; 1893-1965) – политический деятель, депутат Кнессета от партии Мапай (1949-1965). Избран депутатом Кнессета первого созыва в 1949 г., переизбирался четыре раза. Сын Исраэля Гури – известный израильский поэт и журналист Хаим Гури (1923-2018).

Иеѓуда-Лейб Левятов (1895-?) вместе с Малкой Хаклай возглавлял группу сионистов из Прилук. На «Руслане» находилась и 17-летняя Соня (Зета), его будущая супруга, с группой сионистов из Польши.

Племянник Левятовых пишет: «…группа поселенцев получила участок каменистой пустыни, которую предстояло обрабатывать. Вначале жили по восемь человек в отгороженном одеялами закутке арабской хижины. У них была только одна железная кровать, которую отдали Соне. Остальные спали на полу на пустых контейнерах из-под нефти. Чтобы иметь немного молока, купили козу (которая оказалась козлом). Таким был "медовый месяц" Иегуды и Сони, прибывших сюда через два дня после своей свадьбы.

Вскоре здесь, вблизи от дороги, ведущей из Иерусалима в Яффу, был основан кибуц Кирьят Анавим ("виноградное село"). Это была первая современная сельскохозяйственная ферма в этом регионе».

Утратив двоих малышей, Левятовы решили покинуть кибуц. В Тель-Авиве родилась их дочь Зоара, первая в Израиле женщина – пилот самолета.

ИзменитьУбрать
Открытка к Рош ѓа-Шана от Иосифа Гольдфарба (1926 г. Тель-Авив).
Музей Бейт ѓа-Ир. Проект «Израиль, открывающийся взору»,
альбом Леи Гольдарт, урожд. Гольдфарб
(0)

Иосиф Гольдфарб родился в небольшом местечке под Киевом, в семье Натана и Ривы Гольдфарб. Эмигрировал вопреки воле родителей. Уже в Эрец Исраэль присоединился к движению Ѓе-Халуц. Следуя призыву бороться с голодом, открыл в Тель-Авиве небольшую молочную ферму, сам занимался обслуживанием коровников и доставкой молока. Позже в Тель-Авиве построил собственный дом, на паях с двумя другими семьями. Родители долго не могли поверить в успех сына, и Иосиф неоднократно посылал им в Украину свои фотографии.

Пассажиры «Руслана» оставили много разнообразных свидетельств: воспоминания, письма, дневники и газеты. Они отмечали годовщину своего прибытия в Эрец Исраэль даже спустя много лет после этого события, в тель-авивском кинотеатре «Максим». А в 30-ю годовщину прибытия «Руслана» муниципалитет Тель-Авива назвал улицу в Яффо именем корабля. В Израиле по сей день ходит шутка о том, что треть жителей государства считает себя потомками пассажиров того самого рейса.

ИзменитьУбрать
Рахель Коэн-Каган подписывает Декларацию о Независимости Израиля.
(0)

Моше Гольдин-З ахави6 пишет: «Оказанная нам встреча, когда мы, вымокшие до нитки под проливным дождем, сошли с судна, была неописуемо сердечной. М. Усышкин, возглавлявший тогда Комитет делегатов в Иерусалиме, выделил для нашей встречи 1000 египетских фунтов – сумму по тем временам немалую. Общественная комиссия сделала для нас все, что только возможно. Нас временно поместили в армянский монастырь на территории порта, где мы нашли укрытие от сильного ливня и где нам тотчас же подали “угощение”. Все мы были взволнованы вступлением на землю нашей исторической родины… Олим с “Руслана” внесли свежую струю в жизнь ишува, свой вклад во все области деятельности». («Книга о Третьей алие»)

ИзменитьУбрать
(0)

Благодарим Геру Грудева за консультации при подготовке этого материала.


1См. MT №59
2См. MT №54
3Автобиографический роман «Повесть о любви и тьме» (2002).
4О его коллекции см. МТ №125, 131
5Баухаус - направление в искусстве и архитектуре, характеризующееся минимализмом и функциональностью. Было широко распространено в 1930-60-х годах.
6М. Гольдин-Захави — один из активистов молодежного движения «Цеирей Цион» в Одессе. Был заместителем главы Комитета по делам беженцев Д. Хахамовича. Оставил интересные мемуары.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №162 > ПАССАЖИРЫ, или ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-07-04 06:12:38
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Dr. NONA