БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №164 > СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
В номере №164

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
Инна НАЙДИС

Если вы хотите определить «состояние здоровья» какой-нибудь организации, пройдитесь по ее коридорам (залам, классам, кабинетам) и прислушайтесь: если услышите взрывы смеха – температура нормальная, жизнедеятельность вне опасности.

Почему?

Потому что организм здоров, когда он развивается. Застоявшийся режим, педантичный, формальный подход, раз и навсегда определенные правила и формы – порождают скуку, стагнацию и увядание.

Но при чем здесь смех?

Говорят, основатель хасидизма Баал Шем-Тов считал, что «юмор помогает разуму человека раздвинуть пределы ограниченного самосознания и выйти на простор широкого мироощущения».

Смех – это всегда реакция на что-то, выбивающееся из обыденности, на нарушение стереотипа. Юмор, игра ума, остроумие – это свежий взгляд, обнаруживающий, казалось бы, парадоксальную связь вещей, то, что на самом деле очевидно, но до сих пор почему-то ускользало.

Один мой знакомый рассказывал, что, когда ему перед операцией дали наркоз, то, «уносясь в туннель», он вдруг почувствовал, что сейчас ему откроется, как устроен мир, и испытал величайшую эйфорию от этого предощущения. Само откровение, он, конечно же, не помнит, но был поражен тем, что получение знания может доставить такое высшее удовольствие. Вероятно, смех — это и есть эйфорическая реакция на прозревание приоткрывшейся истины.

Наверное, таким «незамыленным» взглядом обладают дети, которые все время анализируют окружающий мир, но еще не знают его правил и ограничений. Поэтому их высказывания так часто вызывают смех взрослых. И, наверное, это одна из причин, почему в молодости люди чаще смеются, чем с годами: еще не накопилось «знание жизни» и не утрачено умение удивляться.

А потом мы ходим в странные места, где собирается много людей, специально, чтобы посмеяться. На сцену выходит человек, чей ум заточен на распознавание смешного, на умение так его сформулировать, что все вдруг тоже увидят, удивятся и засмеются.

ИзменитьУбрать
(0)

Например, все мы знаем с детства сказку про курочку Рябу. Что в ней смешного?

Вам приходило в голову, хотя бы в детстве, что странные эти дед с бабой: у них курочка несет золотые яйца, а они пытаются из них яичницу сделать?

Но вот выходит на сцену израильский стендапер Илья Аксельрод и рассказывает, как воспринимает эту сказку израильский ребенок. После того, как мечта деда с бабой осуществилась – мышка разбила яичко, «дед плачет, баба плачет»... «Почему они плачут? – спрашивает ребенок. – Ведь у них получилось!» «Получилось, да не у них!» – объясняет рожденный в СССР отец. И зал отвечает артисту хохотом. Самое забавное в этой шутке – разница менталитетов, и самое грустное – то же. Но ведь смеясь, человечество преодолевает постыдное прошлое, практически совершает тшуву1 .

Кстати, о разнице менталитетов. Чаще всего юмор построен на «внутренних» особенностях, известных только целевой аудитории. Бывает юмор, завязанный на особенностях речи, языка, идиомах, – пресловутая игра слов. Но существуют и глобальные «материи». К примеру, задолго до Греты «Тумблер» – Джордж Карлин в своем шоу на ту же тему:

«…Сохранение вымирающих видов – это еще одна надменная попытка человечества контролировать природу. Это высокомерное вмешательство. …Более 90% всех особей, когда-либо живших на этой планете, исчезли. Они вымерли. (Отскакивает в испуге и вытягивается во фрунт.) Мы не убивали их всех! …Это делает природа. В наши дни они исчезают со скоростью 25 особей в день. Независимо от того, как мы ведем себя на планете. … Пусть уйдут с достоинством.

Оставьте природу в покое. Разве мы не достаточно натворили? Мы такие из себя важные! …самое большое высокомерие – спасем планету! Что?! Эти двинутые люди смеются?! Спасем планету? Мы до сих пор не знаем, как о себе позаботиться. Мы не научились помогать друг другу. … Я устал от этого … “Дня Земли”. От этих праведников-экологов. Устал от этих белых либеральных буржуев. Белые либералисты, которые думают, что единственное неправильное на Земле – это недостаточное количество велосипедных дорожек, они пытаются сделать мир чище и безопаснее для своих Вольво. Меня уже тошнит от этих рок-звезд и кинозвезд, которые собираются отработать свою кокаиновую вину, спасая где-то лес. К тому же, экологам… дела нет до планеты… Знаете, в чем они заинтересованы? Чистое место для жизни. Их собственное жилище.

…Планета в порядке. Это людям кранты… Планета пережила вещи намного худшие, чем мы. Землетрясения, вулканы, тектонические плиты, континентальный дрейф, солнечные вспышки… сотни тысяч лет бомбардировки кометами, астероидами и метеоритами… повторяющиеся ледниковые периоды… И мы думаем, что какие-то алюминиевые банки и пластиковые мешки сделают разницу? Планета никуда не денется. Это мы, мы исчезнем. …Земля обновится. И, если это правда, что пластик не разлагается, ну планета просто включит пластик в новую парадигму… Возможно, только одна причина, по которой мы вышли из Земли, – она хотела получить пластик для себя. …Это может быть ответом на наш многовековой философский вопрос “Зачем мы здесь?”…»

Весь этот монолог, сдобренный соответствующими «ужимками и прыжками», сопровождается хохотом публики. А ведь это развеселое шоу заставляет задуматься, что проблемы-то не у Земли – так ли мы, венценосцы природы, ей нужны?

Карлин, рожденный в католической семье, слыл яростным атеистом. В основании его системы координат – ПЛАНЕТА, ПРИРОДА, люди. Это мир без Хозяина. Один из его аргументов против веры – представители разных религий перебили именем своего бога значительное количество народу (примечательно, что евреев он не исключает из списка воителей).

В связи с этим вспоминается анекдот:

«В Освенциме на Йом Кипур набожные евреи втихаря молятся. Внезапно один из них в приступе волнения и боли повышает голос. Остальные тут же призывают его к порядку: “Потише! Б-г может заметить, что несколько человек еще осталось...”»

Какая удивительная смесь веры и богоборчества! Какой резонанс с безответным «Где был Б-г во время Холокоста?»! Но особенно интересен этот анекдот тем, что, оказывается, на тему Холокоста тоже можно шутить, как на любую сакральную тему.

Это, безусловно, еврейский анекдот. И тут правомерно было бы поговорить о том, что существует национальный юмор, и еврейский в частности. Но не будем отягощать столь веселую тему цитированием и пересказом трактатов, которых о смехе написано не меньше, чем, скажем, о геометрии Лобачевского. Кстати, тоже образец остроумия (вы же не удивитесь, что математики и физики – первые остроумцы) – Лобачевский всего лишь посмотрел трезвым взглядом на «незыблемые» аксиомы.

ИзменитьУбрать
"Если в кране нет воды, значит, выпили битлы. Худ А.Ройтбурд"
(0)

Юмор – это очень серьезно. Попробуйте сочинить удачную шутку или анекдот. Которые до вас никто не придумал. И чтобы смеялись над ними не только вы.

Юмор – это несерьезно. Рассказывают, что один раввин оказался по делам в «Севен севенти» («770» – штаб-квартира Хабада в Бруклине) и услышал, как Ребе рассказывал нескольким сотням хасидов какие-то серьезные вещи. И вдруг Ребе пошутил, и все рассмеялись. Наш раввин был уязвлен – обсуждаются серьезные, можно сказать, сакральные вопросы, и вдруг – разрушительный смех, «низменное ржание». Прошло много лет, но эта заноза не уходила из сердца благонравного раввина. Вот однажды он попал в религиозную семью, и хозяйка рассказала, как когда-то обдумывала совершить тшуву (возвращение к Торе) и пришла в «770». Выяснилось, что она и ее гость-раввин побывали там в одно и то же время. То, что говорил Ребе, ей было очень интересно, но пугало, что религиозные люди мрачные и строгие. В этот момент Ребе пошутил, и все рассмеялись. Пазл сошелся.

ИзменитьУбрать
(0)

При подготовке этого журнала я загорелась желанием задать вопросы о сокровенном в «ремесле» классику жанра – М.М. Жванецкому. Но потом обнаружила, что на многие из них Михал Михалыч уже дал ответ.

Итак, интервью, которого не было.

Что такое остроумие? Есть ли «срок годности» у юмористических текстов?

«Юмор, как жизнь, быстротечен и уникален. Только один раз так можно сказать. Один раз можно ужать истину до размеров формулы, а формулу – до размеров остроты».

Почему в молодости люди чаще смеются?

«Юмор – это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди».

«Ползя наверх, наш соученик выползает из юмора, как из штанов. …И, теряя юмор, друзей, любимых женщин, человек растет в должности. Развалюченная секретарша, завалюченная жена и большие подозрения, что смеются над ним, и хотя его никто не называет, но в нем появляется интуиция волка и такой же мрачный, полуприкрытый взгляд».

Я бы спросила: «Как рождается шутка? Какие манки вы используете? Садитесь работать с уже готовой темой? Просматриваете “заметки на манжетах”? Мучительно думаете: “О чем бы пошутить?..”»
Но догадываюсь, приблизительно, куда Вы отправите меня со всеми этими вопросами… Или нет? (с одесской интонацией)

Ответа не последовало. Послал?.. (Одна моя знакомая, когда ее в одесском трамвае послали, поправила прическу, радостно улыбнулась и сказала: «Я как раз направляюсь по этому эротическому маршруту». Публика посмотрела на нее с уважением, некоторые даже с завистью, а водитель трамвая не взял плату за проезд.)

– « Хохма» в переводе с иврита – «мудрость». А в переводе с царя Шломо – во многой мудрости много печали. Почему же человечеству так необходимо смеяться? Юмор дает надежду?

«…расхаживая в поношенном пиджаке задрипанного философа, скажу – ничего нет лучше жизни. А юмор – это жизнь. Это состояние. Это не шутки. Это искры в глазах. Это влюбленность в собеседника и готовность рассмеяться до слез».

Считается, что юмор – это легкий жанр. Многие кинофестивали даже не включают кинокомедии в конкурсную программу. На какой ступени художественной иерархии ставите вы искусство смеха?

«Почему величайшие трагедии величайших писателей не вызывают такого ищущего интереса? Почему “Двенадцать стульев” не выходило, не выходило, пока не вышло? И “Мастер и Маргарита” и Зощенко? И хватит ханжить. “Двенадцать стульев” никак не меньше для нормального человека, чем “Анна Каренина”, а “Мастер и Маргарита” – чем “Война и мир”.

…За одну фразу Ильфа и Петрова “собаки карабкались с ловкостью боцманов” отдам целую страницу греческой трагедии со всеми содроганиями в начале и завываниями в конце, и море слез, в котором утонули четыре старухи, не стоит одного взрыва хохота, в ответ на один выстрел истины».


1Тшува – раскаяние, возвращение к Творцу мира

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №164 > СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-07-09 08:54:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет