Анри Бергсон, 40-летний парижанин, еврей и философ, на рубеже веков (подступал новый, двадцатый, нужно было прощаться с любимым девятнадцатым, веком прогресса) написал небольшую и очень философскую работу «Смех». Книжка вышла в свет в 1900 г., этот год, как известно, относится к обоим векам сразу. За последующие пару десятилетий переиздавалась во Франции 27 раз, а на сегодняшний день не существует, кажется, такого языка, на который она не переведена.
А ведь не сказать, что там все такое смешное и популярно изложено. Автор был очень серьезной личностью – интуитивист, посвятивший себя философии жизни. Вот интуиция ли, философия ли вывели его на эту тему? А может быть, просто парижская жизнь, в которой хохотали на сценах в комедиях, в сатирических журналах, в которой каждодневно рождались карикатуры, куплеты, площадные фарсы и утонченные салонные шутки. Конец века был мечен не только печалью, но и расцветом массовых жанров, среди которых комические занимали не последний ряд.
Представьте только, вот вы интуитивист и в философии жизни отстаиваете постулат, что рассудок – это лишь инструмент измерения кусочков действительности, и лишь интуиция позволяет нам понимать ее в целом. И вот вы постоянно наблюдаете, как самые разные люди одновременно или солидарно смеются над одним и тем же, а значит… Значит, стоит понаблюдать за теми жизненными ситуациями, на которые интуитивно самые разные люди реагируют одинаково – смехом.
Несколько слов о сущности смешного от Анри Бергсона, президента Академии моральных и политических наук (1911), члена Французской академии, председателя комитета по международному интеллектуальному сотрудничеству при Лиге наций (1922), лауреата Нобелевской премии по литературе (1927) и очень-очень серьезного человека.
«Что означает смех? В чем сущность смешного? Что можно найти общего между гримасой шута, игрой слов в каламбуре, водевильной путаницей и остроумной комедией?»
Далее Бергсон выдвигает три основных соображения:
1. Не существует комического вне собственно человеческого. Пейзаж не бывает смешным никогда. Если же смеемся над животным, то потому, что нас поразила в нем свойственная человеку поза или выражение. Мы смеемся над шляпой не как над куском фетра, а над формой, приданной ей человеком, т.е. над воплощенным человеческим капризом. Философы определяли человека как «умеющее смеяться животное», а можно добавить: «животное, умеющее рассмешить».
2. Смех всегда сопровождается нечувствительностью. Комическое воздействует лишь на душу спокойную, уравновешенную. У смеха самый сильный враг – переживание. «Комическое требует хотя бы краткой анестезии сердца, оно взывает к чистому разуму».
3. Смешное не оценит тот, кто чувствует себя одиноким. Смех нуждается в отклике. Наш смех – всегда смех той или иной группы. Чем больше зрителей у комедии, тем громче и дружнее смех.
4. Приемы творения смешного: неожиданность, повторяемость, инверсия.
Анри Бергсон стремился понять, к чему стремится человек, общество, когда смеется. Он пришел к выводу, что смех – это вид защиты, оборонительной реакции. «Надо, чтобы в причине, вызывающей комический эффект, было что-то специфически посягающее на жизнь общества».
В 1940 г. старый философ, разменявший девятый десяток, вернул правительству капитулировавшей перед нацистами Франции все многочисленные награды и отказался просить, чтобы его вывели из-под действия антиеврейского эдикта. Осенью 1941 г. он простудился, простояв в многочасовой очереди на «еврейскую» регистрацию.
В начале января 1941 г. Анри Бергсон, интуитивист и философ жизни, скончался от пневмонии в родном, оккупированном нацистами, Париже на 82-м году жизни.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.