Одесса являлась мощным русско-еврейским книгоиздательским центром.
Первой в Одессе типографией, печатавшей книги и брошюры на идиш и иврите, Мирон Бельский указывает типолитографию Моисея Бейленсона (в книге «Еврейские типографии старой Одессы», «Мигдаль», 2005). Другой одесский исследователь, Аркадий Чудновский считает первой типографию Александра Цедербаума.
Купеческий сын Мовша Нахманов Бейленсон (1826-1908) в 1863 г. получил свидетельство на право содержания «частной типографии исключительно для печатания еврейских книг», это подразумевало условие, «чтобы в еврейской типографии не было никаких других шрифтов, кроме еврейского».
«Частные типографии в России разрешено было открывать с 15 января 1783 года.
…следует различать два вида еврейских типографий: когда владелец печатного заведения был еврей, а продукция типографии могла печататься на любом языке, или когда в типографии вся продукция печаталась лишь на одном из еврейских языков (идиш или иврит), и в этом случае она получала официальное название – “еврейская типография”. …владельцы печатных заведений, выпускающие литературу на еврейском языке, обязаны были платить обязательный сбор на содержание еврейских учебных заведений». (М. Бельский)
В 1865 г. у Моисея Наумовича обнаружили недозволенные европейские шрифты и отобрали свидетельство. Неприятности его преследовали: болезнь, пожар, уничтоживший еврейский шрифт и инструмент на значительную сумму… Право работать ему вернули, но запрет на европейские шрифты остался в силе.
Настойчивый типограф продолжал отправлять прошения в соответствующие инстанции и в 1867 г. получил-таки свидетельство о том, что «содержателю еврейской типографии разрешается печатать не подлежащие цензурному просмотру мелкие типографские произведения, как то бланки, прейскуранты и т.д. не только на еврейском языке, но и на других языках».
Известно, что неугомонный Бейленсон трижды обращался к градоначальнику за разрешениями издавать ежемесячный политический и литературный журнал («Ѓа-иври»), еженедельную еврейскую газету и т.п., но ничего не вышло «из-за мнения властей об отсутствии потребности в особой прессе для евреев». (cities.blacksea.gr) Ну, на то они и власти, чтобы иметь мнение о наших потребностях и их отсутствии…
Что касается Александра Осиповича Цедербаума (1816-1893), то он более известен как публицист, основатель и редактор первых российских газет на идише и иврите. Но вот А. Чудновский пишет, что в 1862 г. Цедербаум получил свидетельство на право открытия первой еврейской типографии для печатания книг на иврите и идиш. «Так как у него не было еврейского шрифта, он договорился с немцем-типографом Луи Нитче организовать общую типографию (у того был еврейский шрифт). Типография Цедербаума в 1863 г. вошла в состав товарищества "Л. Нитче и А. Цедербаум" и за 10 лет издала более ста наименований книг...». (litres.ru)
Необходимо упомянуть и небольшие типографии – Авраама Варшавера, Або Дыхно, Лазаря Горелика... Составленный М. Бельским указатель одесских печатных заведений, где владельцами были евреи, занимает 20 страниц. Конечно, не все они занимались еврейской тематикой.
«Книгоиздательство М.С. Козмана в Одессе» стало одним из крупнейших на юге Украины. Меер Шмульевич Козман (1877-1963), первоначально владелец небольшого книжного магазина, начал издательскую деятельность в 1899 году. В 1899-1904 гг. он выпустил в свет свыше 40 книг и брошюр общим тиражом около 200 тыс. экземпляров. Ассортимент отличался пестротой, от приключенческих книг до Чехова. Возможно, благодаря этому разнообразию издательство и раскрутилось. (Кстати, брат Меира, Матус, владел типографией «Печатник».)
«Можно лишь удивляться, – пишет М. Бельский, – оперативности и энергии молодого издателя М. Козмана, который буквально через год после немецкого издания книги А. Когута1
сумел выпустить ее на русском языке. … Согласно одной из оценок, "по внешности русское издание не уступает немецкому"».
В выпуске еврейской книги на русском языке ведущее место занимал Яков Шерман. Он был первым издателем в России, который приступил к массовому выпуску сионистской литературы; издавал от школьных учебников до иллюстрированных изданий по истории евреев.
Он создал дешевую популярную серию брошюр «Еврейская старина». Выходила в его издательстве и художественная литература: собрания сочинений Г.И. Богрова, С.Г. Фруга, С.С. Юшкевича. Шерман издавал литературу для детей и юношества. В 1898 г. были напечатаны «Еврейские народные сказки». (obodesse.at.ua) Шерману принадлежало несколько магазинов.
В 1903-1909 гг. увидела свет «История евреев от древнейших времен до настоящего» в 12 томах, переведенная с немецкого языка под редакцией О. Инбера, А. Гибша и В. Шерешевского.
В 1901 г. Х.-Н. Бялик, С. Бен-Цион и И.Х. Равницкий основали издательство «Мория», почти 20 лет выпускавшее художественную литературу на иврите, книги и брошюры для еврейского самообразования. При издательстве В. Жаботинский в 1911 г. основал филиал «Тургеман» для издания переводов на иврит.
В 1908-1910 гг. Бялик и Равницкий совместно выпустили сборник «Сефер ѓа-агада» в 6 томах, сыгравший огромную роль в распространении еврейского фольклора среди молодежи, владевшей ивритом, но получившей светское образование.
В 1905-16 гг. в Одессе действовало сионистское издательство на русском языке «Кадима». До 1918 г. работало издательство «Киннерет». Палестинофильский комитет выпускал серии книг и брошюр об Эрец Исраэль.
«…можно назвать сотни имен одесских издателей, типографов и книгопродавцев, – пишет М. Бельский. – Однако в большинстве случаев нет никаких сведений о жизни и деятельности этих людей… о полном репертуаре издательств...»
«Многочисленное еврейское население города, традиционное его тяготение к русской культуре в сочетании с прочными национальными корнями дали уникальный результат…»
К началу 20 в. по количеству изданий Одесса являлась одним из крупных центров книгопечатания, занимая 4-е место в России после Петербурга, Москвы и Киева, а в 1917-20 гг. город был основным в России центром книгопечатания на иврите. Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917-19 гг., 109 были изданы в Одессе.
Возобновилась деятельность «Мории»2
(1917-20), открылось издательство «Оманут» («Искусство»). В 1917-18 гг. вышли литературные альманахи «Кнесет», «Оламену», «Решумот», «Эрец», «Массуот».
Но это ненадолго.
Х.-Н. Бялик писал: «По указанию правительства запрещена любая публикация книг на иврите в России, кроме книг канонических. В деятельности "Мория" произошел перерыв, который, как мы предполагали, будет временным. Но с революцией большевиков и установлением их власти, пришел безоговорочный конец "Мория". Огромные запасы бумаги, типографского оборудования, уже отпечатанных книг (а имущество это – результат 20-летней интенсивной деятельности, повлекшей большие материальные затраты) – все это конфисковано новым правительством». (culture-il.livejournal.com)
В 1920 г. началось масштабное наступление советских властей на еврейскую культуру. Прекращалась издательская деятельность на иврите. Еще до конца 30-х гг. сравнительно активно действовали учебные и культурные учреждения на идиш, но затем закрылись и они.
В советские времена источниками еврейской литературы были заграница и самиздат. Хранение таких книг считалось преступлением (см. Д. Шехтер, «В краю чужом»).
С 2000 г. в Одессе изданием еврейских книг занимается еврейский общинный центр «Мигдаль». Среди наших изданий – материалы конференций, методические пособия, краеведческая, публицистическая и художественная литература.
Особенно хочется отметить краеведческие труды Р. Александрова, М. Бельского, О. Губаря; сборник «История Холокоста в одесском регионе»; фундаментальный архивный труд «Евреи Одессы и юга Украины»; сборники художественной прозы Я. Шехтера, Д. Рубиной, А. Файн; «Путеводитель по еврейской Одессе»; сборник эссе Анны Мисюк «Куда бы вас послал классик» и, из относительно недавнего, издание сборника прозы к юбилею Менделе Мойхер-Сфорима… На самом деле говорить хочется обо всех наших книгах, потому что они о нашем городе и нашем народе.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.