«Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га».
Мидраш «Брейшит раба», 8:9
Много написано на «вечную тему»... Я сознательно оставлю в стороне поэтические взлеты и прозаические падения, улыбки и слезы, расставания и встречи — одним словом, то, что предшествует словам: «Вот ты посвящаешься мне в жены...» И вот эти слова произнесены, спета «Симан-тов у-мазл-тов». А что же дальше? Будет ли оно — счастье?
Много лет назад, будучи юной и категоричной, я задала одной мудрой женщине вопрос: как ей удается так долго сохранять теплые и ровные отношения с мужем, да еще и помогать ему с работой, с карьерой? Она, улыбаясь, ответила: «Просто я всегда знаю, что у него в мыслях, желудке... и в кошельке, конечно! А когда все знаешь, остальное очень легко!» Я поинтересовалась, не раздражает ли супруга жизнь «под рентгеном». Она спокойно сказала: «Нет. Так должно быть, и ты это когда-нибудь поймешь».
Точно как сказано: «В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены, и тогда мир и благополучие будут царить в его доме».
Большинство знакомых мне еврейских семей — нерелигиозные, светские. Однако удивительная вещь — недостаточность знакомства с древней традицией и священными текстами (по тем временам закономерная) восполнялась, наверное, голосом крови: уважительное отношение к родителям, доверие, постоянная забота супругов друг о друге и глубокая духовная связь всех членов семьи. Эти союзы действительно оказались на редкость прочными. Но, быть может, мне просто повезло?..
Первая заповедь, данная Б-гом людям: муж «прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Только вместе, дополняя друг друга, они составляют целостность.
Муж должен обеспечить жену в равной степени пищей, одеждой, кровом и любовным отношением. Иудаизм горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. «Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя». Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом.
Простые и мудрые законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты. Распространен, к сожалению, стереотип отношения к ним как к консервативным, архаичным, где-то даже тягостным. Но вслушайтесь: уважение к индивидуальности, чувствам, правам каждого члена семьи; мирные и гармоничные отношения; сохранение чистоты и цельности чувств... Разве не звучит вполне актуально, оставляя ощущение красоты, здоровья и покоя, которых зачастую так не хватает в нашей сегодняшней жизни? По Закону, супруги должны избегать всего, что нарушает шлом баит — мир в семье, — ссор, подозрительности, раздражения, обид, пусть даже для них есть причина...
Конечно, никто не застрахован от сложностей и неурядиц. Если, несмотря на все усилия сохранить мир, в отношениях между супругами возобладала неприязнь, Тора разрешает расторгнуть брачные узы. В Талмуде сказано, что муж может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь замечает, что людям, которые задумываются о разводе из-за подгоревшего завтрака, действительно лучше разойтись...
Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Но брак имеет самостоятельную ценность. Семья в понимании евреев — не препятствие, а необходимое условие для служения Б-гу. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь еврейской общины полнокровна и динамична.
Однако традиции, к несчастью, забываются, разлад и отчужденность не обходят стороной еврейские семьи. Соблюдение законов семейной жизни дает чувство уверенности, фундамент, на котором строится все остальное. Красота и величие еврейской традиции хранит нашу любовь, гармонию, мир — хранит нас.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.