БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №27 > Скрипка, наука, сцена и... женский вопрос
В номере №27

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Скрипка, наука, сцена и... женский вопрос
Александр Чацкий

В середине 1900 года на афишных тумбах Одессы появилось объявление о предстоящем выпуске и подписке на книгу д-ра Адольфа Когута «Знаменитые евреи, мужчины и женщины, в истории культуры человечества». Через год после немецкого издания, осуществленного в 1900 г., молодой одесский издатель Меир Шмулевич Козман (1877-1963) начал издавать этот двухтомник отдельными выпусками по 24-28 страниц. За три с половиной года в одесской типографии Боруха Сапожникова (ул. Ришельевская, 29) вышел 41 выпуск книги.

Даже спустя столетие после выхода книги читателя ждет много открытий — имен, фактов. Вот, например, выдающаяся еврейская женщина, кстати, одесситка: «К числу современных нам выдающихся скрипачек должна быть отнесена Софья Яффе, родившаяся в Одессе 26 февраля 1873 года. Она в высокой степени обладает всеми теми качествами, которыми так прославился Сарасате: прекрасным тоном, абсолютно непогрешимой верностью при наибольших трудностях, прекрасным стаккато и редкой чистотой игры».

И еще одна одесситка. На сей раз обратимся к газете «Одесский листок» №119, 9 мая 1899 года: «Софья Вайнштейн — первая женщина, удостоившаяся высшей ученой степени — доктора общественных наук. Для нас, русских, это отрадное явление в деле развития женского вопроса имеет особый смысл. Г-жа Вайнштейн — создание России и ее науки. Она окончила курс в Двинской гимназии и работала под руководством наших профессоров. Сверх того, она окончила курс в Женевском университете, на факультете общественных наук со степенью лиценциатки, а в последнее время занималась в Брюсселе у известного социолога Де Графа и его товарищей по Новому университету. В ее публичном экзамене и диспуте, о которых бельгийская печать отзывается с большой похвалой, также принимали участие российские профессора де-Роберти, Маке, Ковалевский и Исаев. А ректор университета, Де Граф, поздравляя Вайнштейн с «высшим отличием», просил ее передать благодарность его и его товарищей русскому же профессору Трачевскому за ее подготовку. Он назвал ее диссертацию о г-же Сталь, как о социологе, «превосходным и важным трудом».

Вернемся к книге А. Когута «Знаменитые евреи». Вот что рассказывается там о Саре Бернар — современнице автора: «Трагическая актриса Сара Бернар (собственно, Розина Бернар) является знаменитейшей и популярнейшей артисткой нашего времени, умеющей в течение десятков лет приковывать к своей личности внимание общества. Обладая безусловно гениальным драматическим дарованием, эта артистка обладает и многими другими талантами: она ваятельница и художница, пишет газетные статьи и книги и, прежде всего, она является царицей рекламы.

Сара Бернар обладает самобытным даром и искусством, основы которому надо искать скорее в ее рассудке, чем в темпераменте; это великая театральная мыслительница... она обладает очень мягким и мелодически чистым голосом, стройной худощавой фигурой, изящным одухотворенным лицом и очень подвижной мимикой».

Время уточнило некоторые факты биографии известной актрисы, и сегодня можно найти данные, которые отсутствуют или ошибочны в книге А. Когута. Итак, Сара Бернар, незаконнорожденная дочь голландской еврейки, учительницы музыки Юдит Харт и француза-инженера Эдуарда Бернара, родилась в Париже 22 октября 1844 года. Девочка страдала от туберкулеза, и врачи предсказали ей скорую смерть. По просьбе дочери мать даже купила ей... красивый красный гроб, который Сара впоследствии везде возила с собой и даже фотографировалась в нем.

Юдит Харт была известной в Париже куртизанкой и прочила своей красавице-дочери такое же будущее. Однако присутствие большого количества мужчин в доме не вызывало большого энтузиазма девушки. По слухам, одним из друзей матери был Наполеон III, и именно он способствовал тому что Сара была принята в театр «Комеди Франсез». Вскоре Сара Бернар стала одной из лучших исполнительниц ролей героинь Расина. Она совершила ряд зарубежных турне и неизменно пользовалась огромным успехом. Она гастролировала по всей Европе — от Парижа до Санкт-Петербурга. Особой популярностью пользовалась роль... Гамлета в ее исполнении.

Одной из первых актерских фотографий считается снимок Сары Бернар, сделанный в 1859 году. Фотограф Нодар, фотографируя свою героиню, также следует сложившемуся образу. Его Сара Бернар — романтичная и задумчивая женщина.

Сара Бернар исполняла трагедийные и мелодраматические роли в пьесах Гюго, Дюма-сына (который специально для нее написал «Даму с камелиями»), Ростана и др. Самая большая удача Сары Бернар — роль Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына. В «Комеди Франсез» Бернар работала до 1880 г. Сара Бернар еще при жизни стала объектом культа. Восхищенный Виктор Гюго встал перед ней на колени прямо на сцене после премьеры одной из его трагедий.

В 1893 году она приобретает театр «Ренессанс», а в 1898 году — театр на площади Шатле, который получил название «Театр Сары Бернар».

И на сцене, и за ее пределами эта женщина с горящими глазами и копной черных волос была сгустком нервов. До конца своей долгой театральной карьеры она боялась выходить на сцену и нередко падала в обморок. Однако на сцене она полностью владела собой. Известен курьезный случай. Однажды великая актриса играла в пьесе роль нищей. Ее трагический монолог кончался словами: «Я умираю от голода». Произнеся эти слова, Сара Бернар, к ужасу своему, вдруг заметила, что забыла снять с руки золотой браслет.

— Продайте браслет, — ехидно крикнул Саре кто-то из зала.

Актриса не растерялась:

— Я хотела его продать, но он оказался фальшивым...

Среди ее поклонников были император Наполеон III, король Англии Эдуард VII и поэт Эдмон Ростан. Утверждали, что она соблазнила всех знаменитых мужчин Европы. Замуж она вышла только раз — за греческого дипломата, который был младше ее на 11 лет. Этот пьяница и наркоман публично издевался над актрисой, и брак скоро распался.

Самой большой любовью Сары Бернар был ее сын Морис, который стал театральным критиком.

Бурная биография Сары Бернар возбуждала любопытство и давала немало поводов для злословия. О ней существует обширная литература, как серьезная, так и сатирическая. На одной из карикатур изображена гибкая женщина с небрежно подколотыми красновато-белокурыми волосами... в виде обезьяны.

Несмотря на слабое здоровье, Сара Бернар много курила, почти не ела и работала за десятерых. За несколько лет до смерти ей ампутировали ногу, но она продолжала выезжать на сцену в коляске. Последнюю свою роль эта удивительная женщина сыграла за две недели до кончины, в возрасте 78 лет.

И еще одна небольшая деталь из биографии великой Сары Бернар: прихотливый фасад Оперного театра Монте-Карло богато декорирован башнями и скульптурами, авторами которых были Густав Доре и... Сара Бернар.

Что ж, двадцатый век в своем стремительном развитии призвал к мировой славе немало еврейских имен, и женских тоже. Мы лишь немного приоткрыли список тех, кто заявил о себе уже в веке девятнадцатом.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №27 > Скрипка, наука, сцена и... женский вопрос
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-20 04:30:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов