БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №32 > Праздник, который всегда с тобой
В номере №32

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Праздник, который всегда с тобой
Болеслав Капулкин

Сказали наши мудрецы, что после прихода Мошиаха все еврейские праздники (не говоря уж о постах) будут отменены. Все, кроме Пурима. И это хорошо, ибо заслуги праздника Пурим перед еврейским народом уж очень велики. Ну, например, подобно тому, как все русские писатели вышли из «Шинели» Гоголя, так и весь еврейский театр вышел из Пурима, точнее, из пуримшпиля. И не только театр — еврейский КВН, которого, как утверждают специалисты-кавээнщики, не существует, тоже родом оттуда. Да и мы с вами, дорогие читатели, многим обязаны Пуриму: как знать, не случись 2500 лет назад некоторых событий — пришлось бы нам с вами писать, а затем и читать эту статью?

ИзменитьУбрать
(0)

Итак, за двадцать пять веков до появления этой статьи некий злодей замыслил преступление. Между нами — не он первый и, увы, не он последний, но на сей раз условия для выполнения замысла были вполне подходящими. Уже примерно сорок лет как евреи находились в изгнании, и Храм был разрушен. Это вселяло некоторый оптимизм: во-первых, как выясняется, «ихнего Б-га» можно победить, а во-вторых, бить врага придется не на его территории, в Эрец-Исраэль, а среди милых персидских садов и оазисов Вавилонщины. Опять же, Вавилонская империя, разрушившая Храм и изгнавшая евреев, перестала существовать, понеся заслуженное наказание, а новая Персидская была вроде и ни при чем, так что на все доводы разума можно было бодро отвечать: «а нас-то за что?»

Да и какие могут быть доводы разума, если события, этому предшествовавшие, были до ужаса нелогичны. Судите сами: скромный персидский князь Ахашверош (есть мнение, что это известный нам Артаксеркс I) женится на вавилонской красавице и по совместительству наследнице трона — Вашти. Вместо того, чтобы занять положенную в таких случая должность принца-консорта (как объяснял этот титул один из героев О. Генри — «где-то между первым конюхом малых королевских конюшен и девятым великим хранителем королевской опочивальни»), Ахашверош берет бразды правления в свои руки.

Возможно, нового царя мучают комплексы, поэтому он изо всех сил пытается доказать, что возглавил империю по заслугам, а не благодаря удачной женитьбе. Перво-наперво он переводит столицу из Вавилона в персидский Шушан (Сузы). Конечно, можно было перетащить в Вавилон свою команду «шушанских», но это уже события другой страны. Ахашверош устраивает пир, который должен продемонстрировать его личные богатства — ни копейки не взято из госказны, все за счет царя!

Ну, и какой же праздник без евреев?.. Евреи на празднике были, и в немалом количестве. Хотя участие в празднествах не было обязательным. Не хочешь — не приходи (лучше, конечно, не приходить под благовидным предлогом). И кошерная еда была, никто не заставлял есть неположенное. Правда, в качестве посуды использовалась Храмовая утварь, но мы же современные люди: с момента падения Храма прошло уже несколько десятков лет, так что ж нам все время убиваться? В конце концов, из этой посуды едят евреи... Мелочь, но именно это нецелевое использование имущества стало той самой каплей, переполнившей чашу...

После того, как гости наелись, напились и надивились богатствам персидской короны, царь решил им показать свою жену. Царица Вашти была невероятно красива (одна из красивейших женщин в истории), и Ахашверошу захотелось продемонстрировать ее красоту. Расчет был прост: каждый должен убедиться, что Ахашверош женился на Вашти не из-за какого-то титула, которого, может быть, и не было, кто это помнит, а по причине ее красоты. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый...

Вашти вместе с женщинами Шушана пировала на женской половине (что ни говори, но тогда женщины знали свое место). На призыв царя явиться пред светлые очи гостей в «наряде, наиболее явно демонстрирующем ее красоту», то есть вовсе без оного, Вашти ответила отказом. И по совету придворных мудрецов Ахашверош жену казнил. В назидание прочим женам. Потому что если женщина осмеливается перечить самому царю, то как после того простым персидским мужикам управляться со своими персидскими бабами?

Спустя некоторое время царь вновь решил жениться. Для выбора невесты был организован первый в мире конкурс красоты, победительницей которого стала, конечно же, еврейка.

Ее звали Эстер и была она племянницей некоего Мордехая. Вот здесь мы сталкиваемся с евреями, а значит, и со многими тайными, запутанными и непонятными вещами. Впрочем, с Б-жьей помощью, Эстер приглянулась царю и оказалась в дворцовых покоях, где по совету дяди до поры, до времени скрывала свою национальную принадлежность.

Во время одного из посещений племянницы Мордехай подслушал разговор двух евнухов — Бигтана и Тереша, собиравшихся убить Ахашвероша. Мордехай сообщил об этом в компетентные органы, злодеев постигло наказание, а вот награда героя так и не нашла: событие было вписано в памятную книгу, но наградить Мордехая никто не удосужился.

Одновременно с неполученной наградой Мордехай нажил себе врага — высоко вознесшегося к тому времени Амана. Аман был потомком амалекского царя Агага, того самого, недобитого в свое время царем Шаулем из колена Биньямина (из этого же колена происходил Мордехай). Понятно, что двигала Аманом злобная амалекитянская природа, но внешний повод для придирок был найден — Мордехай не пожелал поклониться первому советнику. Отказался под смехотворным для остальных предлогом: дескать, евреи кланяются только Б-гу.

Разгневанный Аман решил расправиться с Мордехаем, а заодно и со всеми евреями (как говорила одна героиня Бабеля: «Я этих жидов навидеть не могу и через это расстраиваюсь очень сильно»). И надо сказать, что такая возможность — уничтожить всех — была, поскольку в третий раз в истории, после Египта и Эрец-Исраэль, все евреи жили в пределах одного государства, во всех его 127 провинциях.

ИзменитьУбрать
Иллюстрированный Свиток Эстер. Франция, XVII в.
(0)

Тем временем царю не спалось1. Пытаясь побороть бессонницу, царь начинает читать памятную книгу и выясняет, что Мордехай никак не награжден за свой добрый поступок. Вызвав Амана и узнав, как, по его мнению, стоит наградить героя (пока безымянного), царь повелевает ему применить сказанное к Мордехаю, то есть нарядить в царские одежды, посадить на царскую лошадь и ему, Аману, водить эту лошадь под уздцы, на каждом углу возглашая здравицы герою!

Аман взбешен и готовит страшную месть. По совету жены он сооружает 25-метровую виселицу, на которой собирается вешать Мордехая, а также добивается у Ахашвероша согласия на уничтожение всех евреев империи. Более того, с целью недопущения ущерба казне, он согласен выплатить сумму, равную налоговым сборам евреев — 10 тысяч талантов серебра. Сумма поистине фантастическая, но чего не сделаешь ради нелюбви к нам...

Во все концы, во все края летят гонцы от короля... И тогда Эстер вместе с Мордехаем придумывают отчаянный план. Явившись без приглашения пред царские очи, что грозило смертью даже царице (умели, ох умели персидские мужики держать в узде жен!), Эстер приглашает мужа в свои покои на романтический ужин при свечах. Туда же приглашается Аман, давно неравнодушный к прелестям царицы. Опьяненный возможностью провести вечер рядышком с царем, а также опьяненный вином, он приходит чуть раньше Ахашвероша (его, собственно, с таким расчетом и пригласили) и пытается объясниться Эстер в любви. Не вовремя вошедший в комнату царь, естественно, сердится и приказывает для успокоения нервов казнить злодея-покусителя. Эстер открывает мужу Страшную Тайну своего происхождения и пытается добиться отмены смертоносного указа. Поскольку указ обратной силы не имеет, то издается новый указ — об оказании евреями сопротивления при погромах.

Аман был повешен, повешены были и его сыновья. Вроде бы и все. А день оказания сопротивления отмечается как праздник. И имя ему — Пурим.

...В этой статье остались неосвещенными множество вопросов: почему именно «Пурим», почему именно это число (14 и 15 адара), что такое Шушан-Пурим, каковы обычаи праздника... Ответы на все это содержатся в еврейских книгах, так что вы уж как-нибудь сами. А на закуску — странный и удивительный факт о «Свитке Эстер», один из многих, странных и удивительных.

Первые экземпляры свитка были написаны примерно 2500 лет назад, но написание их сохранилось до сих пор неизменным. Так вот при перечислении имен десяти повешенных сыновей Амана некоторые буквы по размерам мельче прочих. Таких букв 3 («тав» в имени Паршандата, «шин» в имени Пармашта и «зайн» в имени Вайзата), и в сумме они дают число 707. О чем нам говорит это число? Правильно, ни о чем. Если предположить, что 707 — год, то все равно непонятно, какое тысячелетье имеется в виду? Так вот, есть еще одна буква: «вав», в имени «Вайзата», написанная более крупным, чем обычно, шрифтом. Ее числовое значение — 6. А что случилось в 707 году шестого тысячелетия? В тишрее 5707 года (октябрь 1946 г.), в городе Нюрнберг по приговору Международного трибунала были повешены десять нацистских преступников, обвиненных среди прочего в намерении истребить всех евреев. Правда, у Амана была еще дочь. Когда папа водил под уздцы лошадь с восседающим на ней Мордехаем, дочь попыталась с балкона облить нечистотами ненавистного еврея, но промахнулась и испачкала самого Амана. Увидев, что навлекла на отца еще больший позор, девушка покончила с собой. Так вот, среди обвиняемых, которых следовало казнить, был одиннадцатый — Герман Геринг. Геринг покончил с собой во время суда, приняв яд. А в его гардеробе обнаружили множество женских платьев, в которые бравый рейхсмаршал любил наряжаться... Напомню, что традиция подобного написания букв возникла за 25 веков до Нюрнберга. Совпадение?

Один из казненных — идеолог антисемитизма Юлиус Штрайхер — так не считал: на эшафоте он выкрикнул: «Пуримфест 1946!» («Праздник Пурим 1946 года!»). Интересно, что казнили их в осенний день hошана Раба — день, когда Небесным Судом выносятся приговоры неевреям. Но это уже совсем другая история...


1Хотя «Свиток Эстер», где описываются все эти события, включен в число священных еврейских текстов, там ни разу не упоминается Имя Б-га. Это очень напрягало христианских переводчиков, и они нашли выход, переведя фразу: «В ту ночь не спалось царю» (Эстер 6:1) как: «В ту ночь Б-г отнял у царя сон».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №32 > Праздник, который всегда с тобой
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 05:56:30
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl