БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №32 > «Тевье-молочник» на сцене
В номере №32

Мигдаль Times №32
«Тевье-молочник» на сцене

В годы перестройки началось и возрождение еврейского театра. Началось постепенно, и сначала это был не еврейский театр, а просто еврейская тема, которая изредка звучала со сцены «обычных» театров. Особенно часто ставили «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема — разные театры, включая знаменитые московские, где роль Тевье исполняли «звезды».

Такая популярность истории о Тевье не удивительна, если учесть давнюю и богатую драматургическую историю этого образа. В нашем «гид-параде» мы расскажем лишь о некоторых постановках по мотивам бессмертного произведения Шолом-Алейхема.

ГОСЕТ

Шолом-Алейхем мечтал увидеть своего Тевье-молочника на сцене. Мечтам этим, увы, не суждено было сбыться. Лишь 1 января 1921 года «Петроградская еврейская театральная студия», переехав в Москву, поставила спектакль «Вечер Шолом-Алейхема». В нем играл великий актер Соломон Михоэлс, а грим, костюмы и декорации готовил Марк Шагал! Так начинался «Государственный еврейский театр» (ГОСЕТ).

Михоэлс-Тевье в спектакле ГОСЕТа
(0)

В 1938 году в ГОСЕТе поставили «Тевье-молочника» (инсценировка Добрушина и Ойслендера, Михоэлс в главной роли). Вот что писал сам Михоэлс: «Между последним спектаклем Шолом-Алейхема в Московском государственном еврейском театре и только что осуществленной постановкой «Тевье-молочника» прошло десять лет. Театр как бы копил силы для того, чтобы вернее и полнее прочесть это монументальное произведение. Без определенного поворота в сторону реализма эту задачу театр не мог разрешить. Нужно было начисто смыть с актерского лица густые и яркие краски гротескного грима. Нужно было изменить пластическую природу удивительно подвижных, пребывавших как бы в непрерывной тревоге героев прошлых постановок шолом-алейхемовских пьес... По канве шолом-алейхемовского произведения театр вышил узор спектакля, выражающего сегодняшнее понимание театром творчества великого классика».

И дальше С. Михоэлс в духе того времени рассуждает о трагической судьбе евреев в царской России, о следе, который оставила на героях прокатившаяся через страну и местечко революция 1905 года, о надеждах на лучшее будущее... Но есть в его словах и то, что остается актуальным сегодня, то, что этот великий артист сумел — может, и не отдавая себе в этом отчета — разглядеть в своем Тевье:

«Да ведь это народ!» — воскликнет читатель, распознавая в этих судьбах документы ряда исторических эпох. Да, образ Тевье глубоко народен, в его чертах мы узнаем облик народа, в его мудрости — мудрость народную. И потому, не понурив голову, не в безысходной тоске, не с чувством обреченной жертвы покидает Тевье насиженное гнездо свое на родине, на Украине: он полон сил, он внутренне сознает, что народ непобедим. И потому столь органичным кажется оптимизм его финальной фразы: «Пока душа в теле, езжай дальше, вперед, Тевье!»

Все верно: и историчность образов (другое дело, какие уроки каждый извлекает из истории), и уверенность в бессмертии народа (даже разразившаяся спустя пару лет Катастрофа не смогла нас истребить), и еврейский оптимизм — именно он помогал евреям выживать в тяжелых скитаниях. И это, пожалуй, главный урок, который дал нам «молочного еврей» из Анатовки.

«Скрипач на крыше»

Шестидесятые годы подарили миру немало замечательных мюзиклов, но, пожалуй, самую человечную и грустную историю удалось рассказать Джереми Боку, Джозефу Стайну и Шелдону Харнику. Взяв за основу повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», они создали спектакль, нашедший отклик в сердцах миллионов зрителей разных национальностей и вероисповеданий.

Сцена из «Скрипача на крыше»
(0)

Премьера мюзикла состоялась в Детройте. Критика назвала постановку, длившуюся более 3,5 часов, посредственной, а тематику спектакля — слишком узкой: кому, кроме еврейской диаспоры, будет интересен мюзикл о жизни евреев в царской России? И хотя перспективы успеха на Бродвее казались сомнительными, авторы решили продолжить работу над шоу.

В качестве продюсера был приглашен Гарольд Принс, который, в свою очередь, привлек к работе над мюзиклом хореографа и режиссера Джерома Роббинса. Тому удалось придать шоу бродвейский лоск. 22 сентября 1964 года «Скрипач на крыше» открылся на Бродвее, и на следующий же день после премьеры стало понятно, что на небосклоне музыкального театра взошла новая звезда. Лучшее тому доказательство — 3242 представления, сыгранных на Бродвее за 8 лет и 9 месяцев, и 9 наград «Тони», которых мюзикл был удостоен в 1965 году.

Пять лет спустя «Скрипач на крыше» был представлен лондонскому зрителю. Роль Тевье исполнил никому не известный израильский актер Хаим Тополь, который получил восторженные отзывы критики и стал сенсацией театрального сезона. В Лондоне «Скрипач» был сыгран 2030 раз!

В 1971 году на экраны вышла киноверсия мюзикла, снятая режиссером Норманом Джуисоном. Эта картина, разумеется, не была копией театральной постановки. Фильм отличался более серьезным настроем, на первый план вышла тема антисемитизма. Стремясь как можно органичнее вписать музыку в драматическую ткань пьесы Стайна, Джуисон сделал в партитуре несколько купюр, но эти изменения можно считать незначительными. Специально построенные живописные декорации детально воспроизводили быт местечковых евреев начала века, в то время как оформление спектакля было более абстрактным.

Михаил Ульянов: от Ленина и Сталина до... Тевье
(0)

Главного героя сыграл лондонский Тевье — Хаим Тополь. Почему же выбор режиссера, в конечном счете, пал на него, а не на Зиро Мостеля, столь любимого американскими поклонниками мюзикла? Во-первых, Тевье Мостеля был персонажем скорее комедийным, чем трагическим. Тополю же удалось создать более глубокий, многогранный образ. Кроме того, режиссер хотел, чтобы актер, исполняющий роль Тевье, был выходцем из России, в первом или во втором поколении. Тополь отвечал и этому требованию. Фильм был выдвинут на «Оскар» по восьми номинациям, из которых выиграл три.

Несмотря на почти четыре десятилетия, прошедших со дня премьеры, «Скрипач на крыше» до сих пор не потерял своего очарования и актуальности: шоу идет на профессиональной и любительской сцене многих стран мира, в том числе и России, регулярно возобновляется в Уэст-Энде и на Бродвее.

«Поминальная молитва»

(пьеса Г. Горина в двух частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема)

Евгению Леонову даже клиническая смерть не смогла помешать сыграть Тевье-молочника...
(0)

Это четвертая драматургическая работа Горина, созданная на основе классической прозы. До нее были «Тиль», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом который построил Свифт». Все они появились в тесном контакте с Театром имени Ленинского Комсомола, его художественным руководителем — Марком Захаровым. И каждая из этих пьес появилась не стихийно, а задумывалась в определенный период жизни общества, в каждой театр искал тот главный мотив, который был созвучен времени.

«Теперь, — заметил как-то Горин, — пришла пора пересказать историю Тевье-молочника, его жены и дочерей, его родственника Менахема-Менделя и еще многих жителей русских деревень и еврейских местечек, описанных в повестях и рассказах Шолом-Алейхема... Его смех и слезы, щемящий мотив вечного поиска Веры, Надежды, Любви, который слышится на каждой странице этого замечательного писателя, верится, будет созвучен мыслям и исканиям которые мучают нас сегодня...»

Б. Ступка в спектакле «Тевье-Тевель»
(0)

Пьесе «Поминальная молитва» выпала счастливая судьба. Началом ее восхождения была постановка в театре «Ленком», созданная ансамблем актеров под руководством Марка Захарова, роль Тевье блистательно исполнил Евгений Леонов. Роль Тевье стала последней, сыгранной Леоновым. Рассказывают, что он вышел на сцену после клинической смерти и тяжелейшей операции на сердце, несмотря на уговоры и возражения. Он отшучивался: «Мне видение было... Ну, когда, значит, на тот свет направился... Иду по такому белому коридору... Уже край виден... А тут, значит, навстречу мужики... Евреи в шапках... Взяли под руки, повели обратно... Я спрашиваю: «Куда?» Они говорят: «Как куда? Спектакль пора начинать... Третий звонок!»

В течение многих лет спектакль ставили в театрах России и стран СНГ. Большую известность получила постановка Киевского академического драматического театра имени Ивана Франко «Тевье-Тевель» (режиссер Сергей Данченко), где главную роль исполнил народный артист СССР Богдан Ступка.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №32 > «Тевье-молочник» на сцене
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-11-13 03:05:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl