БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №32 > Тихо! Идет репетиция...
В номере №32

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Тихо! Идет репетиция...
Инна Руди, актриса театра «hевел hеволим»

Театр «hевел hеволим» («Суета сует») погружен в репетиции нового спектакля — такое, казалось бы, обычное и естественное дело для артистов и режиссера, и за девять лет пребывания театра в Обществе еврейской культуры эту фразу можно было повторить не раз.

Однако — «тайна сия велика есть», на новую работу не навесишь орденов за былые заслуги, ее предстоит делать живым, будто вчера рожденным сердцем, и обретенный опыт — лишь крепкая почва для отправного толчка.

Предыдущие постановки театра — «Вечный шах» И. Мераса, «Пешком в Израиль» С. Злотникова, «Алло! Тебе кто нужен?..» А. Соколовой, «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа — реализовали внутренний творческий рост труппы не только в профессиональном смысле, но и на пути исследования еврейской души, еврейской судьбы в этом многоликом мире. Свидетельство тому — обширная пресса, которую получала каждая премьера театра, каждое участие в театральных фестивалях. Так, о спектакле «Трудные люди» по пьесе израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа, представленном на Международном фестивале «Интертеатр-2002», известный в Одессе театральный критик Тина Арсеньева пишет: «Очередная вариация на тему «большой грусти маленького человека» повела нас в поистине библейские глубины... Перспектива Времени очень В. Бассэлем прочувствована. Тем самым спектакль получил «четвертое измерение», его проблематика вышла за национальные рамки, его пространство расширилось до универсума...»

Несомненно, главная аудитория театра «hевел hеволим» — еврейская община Одессы. Но и широкая театральная общественность, люди разных национальностей с интересом следят за творчеством театра «Суета сует», ценят его и воспринимают как органичную часть культурной жизни города. И если мы — «избранный народ», то в сценическом воплощении мы избраны обостренно испытать все общечеловеческие чувства: любовь, боль, страх, непреклонность, смятение, сострадание, жизнь и смерть. И покуда юристы со времен Древнего Рима твердят формулу: «Ищи, кому это выгодно», художественный руководитель театра «hевел hеволим» Валерий Михайлович Бассэль не устает повторять: «Ищи, что у персонажа болит, и что он любит». Ибо язык сердца — язык театра — единственный, который достоверно найдет адекватный отклик, единственный, который способен поставить вопрос без претензии на ответ.

ИзменитьУбрать
(0)

Свою востребованность еврейский театр в полной мере ощущает и в гастрольных поездках по Украине: Николаев, Херсон, Новая Каховка, Геническ, Киев, Симферополь — в этих больших и маленьких городах большей или меньшей «театральности» нашим спектаклям неизменно сопутствовал успех и аншлаг. На Хануку гастроли впервые проходили в Полтаве, там возрожденная еврейская община арендовала на праздник огромный зал Государственного театра, и он был, что называется, «битком». Театр «hевел hеволим» — камерный, не только по составу труппы и помещению, которое он занимает, но прежде всего — по сути, по убеждению. Атмосфера спектакля, когда находишься со зрителем «глаз в глаз», когда дыхание его почти осязаемо — это одно; но большая сцена и необходимость, чтобы тебя услышали в последнем ряду галерки, выдвигает свои, особые требования к исполнителям. И даже для такого хорошо «обкатанного» спектакля, как «Пешком в Израиль», эти гастроли были серьезным испытанием. Поэтому и проникновенная тишина во время действия, и горячие аплодисменты в финале, и слова раввина, и слова гостя из Днепропетровской общины: «Самодеятельности я повидал немало, а вы — настоящий профессиональный еврейский театр!» — все это имело особую ценность для актеров и режиссера.

Кто-то сказал: «Театр — это храм, где колонны колышутся». Образ великолепный, образ точный, а для театра «Суета сует» этот образ, к тому же, почти буквальный. В зальчике, где играют спектакли, действительно есть колонны: они немилосердно разрезают его вдоль, не щадя даже сцены. И эти колонны действительно порой «колышутся» по причине ветхости помещения. Тем не менее, труппа в своих представлениях обживает каждый пригодный для этого уголок: и крошечную фанерную сцену, и те же колонны по центру зала, и даже барную стойку, оставшуюся от былых учреждений. И порой для зрителей исчезают облупленные стены и вздыбленный паркет — остается лишь Театр и Сопереживание. Благодаря поддержке главного раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа, спектакли выходят к публике «одетыми»: костюмы, декорации, музыка, свет — все это готовят профессиональные художники Григорий Палатников и Наталья Рябова, звукорежиссер Наталья Ревякина и художник по свету Лина Диманис.

Студийность, как известно, имеет свои недостатки — но и свои преимущества, в частности, театр имеет возможность работать только с хорошей драматургией. Это само по себе задает «высокую планку», и сейчас идут репетиции пьесы «Сад» Йосефа Бар-Йосефа. Уже по его «Трудным людям» стало очевидным, что это, пожалуй, лучший израильский драматург, литератор мирового уровня. Не столько потому, что его пьесы идут в крупнейших театрах Англии, Франции, России, сколько по одному только впечатлению от прочитанного: в незатейливых, почти обыденных сюжетах вскрывается тонкая и глубокая психология персонажей на изломе, так называемых «вечных» вопросов. Его пьесы — очень еврейские и в то же самое время вненациональные, в них неразрывно обитают простота и тайна, поэтому работа предстоит чрезвычайно интересная — и совсем другая, неизведанная.

Кроме того, уже готов сценарий детского спектакля, и вскоре, параллельно с «Садом», начнутся его репетиции. Необходимость иметь в своей афише представление для детей назрела давно. Во-первых, ни один полноценный театр не живет без детского спектакля в репертуаре. А во-вторых и в-главных — сегодня, когда в городе открылось столько еврейских детских садов и школ, где дети — эти прирожденные артисты и зрители, эти распахнутые глаза и доверчивые сердца — жаждут чуда, чуда настоящей Игры, — грех эту жажду не утолить. Говорят, в столичных театрах самые знаменитые актеры «дрались» за честь играть для детей, и это понятно: детей не обманешь, не переиграешь, они — как проба на подлинность актерской игры. Будущий детский спектакль театра «hевел hеволим» потребует, несомненно, немалых затрат эмоциональных, материальных, профессиональных... Есть только один способ узнать, одолеет ли труппа планку двух новых работ: нужно репетировать. Поэтому — тихо! Идет репетиция.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №32 > Тихо! Идет репетиция...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 09:13:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl