Тема 32-го номера журнала — «От пуримшпиля до театра». Пурим — «Праздник, который всегда с тобой» — стал сюжетом традиционных пуримшпилей, что и создало прецедент первых еврейских театральных представлений. Что такое «еврейский театр»? Ответ на этот вопрос, вероятно, можно отыскать в истории и судьбах еврейских театров (одесского Госета, одесской оперетты, театра «Гэвэл Геволим», ОЕМТ «Мигдаль-ор»), театральных постановок, еврейских актеров (Э. Каминская, Л. Бугова).
Мигдалевские новости представлены в журнале подробностями проведения молодежной конференции «История евреев — наша история» и празднования 11-го дня рождения «Мигдаля».
Журнальная панорама на этот раз представляет 11-й выпуск «Иерусалимского журнала».
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Те, кто пишет о еврейском театре, обычно не забывают упомянуть о двух вещах: известная сомнительность театра как такового с точки зрения религиозной традиции, и происхождение еврейского театра из той же традиции — из карнавальных трагикомедий, возникших вместе с праздником Пурим.
Сказали наши мудрецы, что после прихода Мошиаха все еврейские праздники (не говоря уж о постах) будут отменены. Все, кроме Пурима. И это хорошо, ибо заслуги праздника Пурим перед еврейским народом уж очень велики. Ну, например, подобно тому, как все русские писатели вышли из «Шинели» Гоголя, так и весь еврейский театр вышел из Пурима, точнее, из пуримшпиля. И не только театр — еврейский КВН, которого, как утверждают специалисты-кавээнщики, не существует, тоже родом оттуда. Да и мы с вами, дорогие читатели, многим обязаны Пуриму: как знать, не случись 2500 лет назад некоторых событий — пришлось бы нам с вами писать, а затем и читать эту статью?
День тринадцатого адара (в високосном году — второго адара), канун Пурима, является днем общего поста, называемого Таанит Эстер.
В годы перестройки началось и возрождение еврейского театра. Началось постепенно, и сначала это был не еврейский театр, а просто еврейская тема, которая изредка звучала со сцены «обычных» театров. Особенно часто ставили «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема — разные театры, включая знаменитые московские, где роль Тевье исполняли «звезды».
Такая популярность истории о Тевье не удивительна, если учесть давнюю и богатую драматургическую историю этого образа. В нашем «гид-параде» мы расскажем лишь о некоторых постановках по мотивам бессмертного произведения Шолом-Алейхема.
История Одесского государственного еврейского театра уже полулегендарна. Практически не остались в живых люди, которые работали в нем, считанные одесситы старшего поколения помнят спектакли Госета. Не так много сохранилось рецензий, статей, свидетельств, по которым можно было бы представить полную картину деятельности театра, который, просуществовал меньше десятилетия. Бесспорно одно: еврейский театр, благодаря высокому художественному уровню спектаклей, сыграл огромную роль в духовной жизни города, в Госете раскрылся талант многих одаренных актеров, режиссеров, художников, композиторов, вписавших свою страницу в летопись отечественного театрального искусства.
Пересечение двух мощных творческих линий — явление всегда интересное, даже если это единственный и краткий момент. Но и эта малость — мгновение случайное и разовое, в причудливом преломлении раскрывает как величие таланта, личности, так и нечто новое, являющееся результатом пересечения, синтеза двух незаурядных творческих фигур.
Газета «Одесские новости», 19 октября 1910 года.
Писать о ней легко и сложно. Довольно банальная фраза, но — что поделать — так оно и есть. Легко потому, что, как только вспоминаю Лию Исааковну Бугову, начинаю невольно улыбаться. А сложно, наверное, потому, что столько о ней уже написано...
Заметки привередничающего зрителя.
Театр «hевел hеволим» («Суета сует») погружен в репетиции нового спектакля — такое, казалось бы, обычное и естественное дело для артистов и режиссера, и за девять лет пребывания театра в Обществе еврейской культуры эту фразу можно было повторить не раз.
Интервью с директором и художественным руководителем Одесского еврейского музыкального театра «Мигдаль-ор» Кирой Верховской.
«На «Мигдалины» именины испекли мы каравай...» — песенка звучала, казалось, сама собой... За стенами — ледяной (в буквальном смысле) февраль, а в зале — летние цвета легких костюмов, весеннее множество цветов.
Я уже начал привыкать к тому, что в «Мигдале» все получается хорошо, но этой молодежной конференции на тему «История евреев — наша история», честно говоря, побаивался: не обернется ли возрастной ценз (17-25 лет) низким уровнем докладов и конференции в целом?
Мы продолжаем знакомить читателей с русскоязычными израильскими литературно-публицистическими журналами. Предлагаемая вашему вниманию статья, присланная в редакцию из Чикаго, посвящена 11-му номеру «Иерусалимского журнала».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.