Этот номер посвящен евреям-воинам и празднику Ханука. Тема номера: «Пока не перекованы мечи...»
Журнал знакомит читателей с «Еврейскими полководцами», евреями-кантонистами и героями Великой Отечественной войны.
Также в этом номере рассказ о конференции «Одесса и еврейская цивилизация», интервью с писателем Эли Люксембургом и статья о борьбе американских евреев за право владения оружием.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Евреи — люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.
Б. Слуцкий
Книги Танаха повествуют о многих еврейских полководцах. Многие из них вписали настолько яркие страницы в военную науку, что их битвы до сих пор изучаются, например, в военной академии США в Вест-Пойнте.
«Повелеваем обратить евреев к отправлению рекрутской повинности», — гласил указ царя Николая I от 26 августа 1827 года. Указ установил повышенную норму для иудеев: по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно, тогда как у христиан брали по семь с тысячи и раз в два года. В отличие от других народностей, еврейских мальчиков призывали, начиная с двенадцати лет. Совершеннолетние направлялись на действительную службу, а ребят в возрасте с двенадцати до восемнадцати лет определяли в школы кантонистов «для приготовления к военной службе».
Лет тридцать назад от одного моряка я услышал ошеломившую меня историю. Под аргентинским фрахтом мой случайный знакомый зашел в израильский порт Эйлат. Этот моряк, повидавший немало, рассказал то, что сам не мог осмыслить.
«Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться».
Вторая поправка к Конституции США, декабрь 1791 г.
Нам повезло — наше поколение не знало войны. Об этом моим ровесникам твердили по несколько раз на дню. Это повторяла старенькая коричневая радиоточка, новенький, сверкающий зубами клавиш, телевизор «Харьков-комбайн», воспитательница в детском саду и учительница в школе. И мы, дети, тоже по нескольку раз на дню повторяли то, что нам подсказывали взрослые: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»
C 23 по 30 октября восемь представителей еврейских организаций Одессы и Южно-Украинского региона приняли участие в работе семинара по еврейскому образованию в Балтиморе. Директор общинного центра «Мигдаль» К. Верховская и зав. учебными программами П. Блиндер делятся впечатлениями от поездки и своими взглядами на развитие еврейского образования.
Желтые листья медленно падали на плиты дворика, на скамейку, на зонтик элегантной дамы... Контрастом этой идиллической картине были заполнившие дворик юноши и девушки — рассыпающие листья, прикрепляющие нотные листы, поправляющие на даме шляпку, перчатки: полным ходом шла подготовка к открытию музейно-образовательного центра «Шорашим» — еще одного «краеугольного» камня, заложенного общинным центром «Мигдаль» в строение одесской еврейской общины. И если фонарь, дама и сам дворик были бутафорскими, то большинство экспонатов первой музейной экспозиции — вполне подлинными и впечатляющими.
Интервью с Эли Люксембургом.
Еврейская литература любит праздники, ее герои живут под небом, расчерченным еврейским календарем, и неважно, на какие государства смотрит это небо, а главное, что живут под ним персонажи, говорящие на идиш... Понятно, что для великих писателей время действия — в случае нашей статьи это будет праздник Ханука — играет значительную роль в их художественном мире. Известно также, что литература идиш, несмотря на свою щемящую недолговечность, успела дать народу и миру великих писателей, и сегодня мы перелистаем ханукальные рассказы Шолом-Алейхема и Ицхака Башевиса-Зингера.
Выпуск 2-ой.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.