БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №7 > «Задушевные вопросы»
В номере №7

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

«Задушевные вопросы»

В какой момент Б-г дает человеку душу? Когда возникает в нем злое начало?

ИзменитьУбрать
рав Адин Штейнзальц
(0)

Это очень сложные вопросы, и если отвечать на них совсем уж коротко, то можно сказать, что душа связана с телом уже с момента зачатия, а злое начало — йецер hа-ра — сопровождает нас уже с момента рождения.

ИзменитьУбрать
рав Шая Гиссер
(0)

Если же отвечать более детально, то из сказанного в Талмуде очевидно, что первые сорок дней после зачатия эмбрион не считается живым существом, хотя душа уже связана с ним. По прошествии сорокадневного срока он получает этот статус, несмотря на то, что все еще не является человеком в полном смысле слова. Душа укореняется и раскрывается в теле постепенно, по мере формирования организма, по мере того, как растет и крепнет его мозг. Согласно преданию, еврейский младенец, еще находясь в чреве матери, учит Тору, с пользой проводя свое свободное время. Кстати, согласно научным данным, полученным с помощью энцефалограммы, он видит сны, хотя с рациональной точки зрения сны — лишь создаваемые сознанием образы и картины, так, или иначе отображающие впечатления, полученные человеком на протяжении жизни.

А злое начало, йецер hа-ра, в специальных условиях для развития не нуждается: «...Ибо помысел сердца человека — зло с юности его...» («Брейшит», 8:21), ведь несмотря на столь разнообразные и многочисленные проявления оно — так хорошо знакомые и привычные для большинства из нас эгоцентризм и себялюбие.

Что происходит с душой человека в день тринадцатилетия, в бар-мицва?

Согласно Каббале душа человека состоит из нескольких уровней, каждый из которых может рассматриваться как отдельная структура: животная душа (она же — витальная), разумная душа, и т.д., каждый из них имеет сложное строение. Наивысшим является уровень Б-жественной души, связующего звена между личностью и Творцом. Но, будучи связанной с телом уже с момента зачатия, она обретает полноту своего потенциала лишь в тринадцать лет (у девочек — в двенадцать), с этим, собственно и связанно религиозное совершеннолетие. С этого дня на юного еврея возлагается обязанность исполнения заповедей Торы. Разумеется, сказанное вовсе не означает, что в юном человеке вдруг возникает ранее отсутствовавшая святость, однако именно в этом возрасте, по достижении половой зрелости, завершается формирование структуры его души. Сам факт совершеннолетия никак не отражается на ее уровне или степени святости, ведь эти параметры заданы ей изначально, как не является и показателем интеллектуального развития. По этому поводу уместно вспомнить историю из раннего детства одного еврейского «вундеркинда» (будущего ребе из Сохачева). Однажды, как и подобает трехлетнему, босиком и в длинной рубашке без штанов, он оживленно обсуждал комментарий Тосафот с ребе из Ворка; дискуссия проходила вполне на уровне, что отнюдь не помешало ему от волнения... обмочиться. Что это означает? Лишь то, что его разум был достаточно зрел для того, чтобы серьезно учить Тору, но при этом он не перестал быть ребенком, со всеми вытекающими из этого следствиями.

Что изменяется в душе человека при прохождении им гиюра?

Рабби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер-ребе, однажды сказал: «Ни один гой не проходит гиюр, и ни один еврей добровольно не примет крещения». С этой точки зрения, подобный выбор у человека обусловлен самой природой его души, изначально присущим ей уровнем. При этом вовсе не необходимо, чтобы среди его предков были евреи. Я бы сказал, и подтверждение этому можно найти в тексте Торы, что у того, кто проходит гиюр, связь с его Б-жественной душой существовала и прежде; что его душа изначально отлична от душ детей того народа, к которому он принадлежал от рождения. Если бы дело обстояло иначе, у человека не было бы предрасположенности к еврейскому Служению, у него не хватило бы внутренней мотивации для принятия на себя нелегкой ноши — 613 заповедей, делающих жизнь отнюдь не более простой и безоблачной. Мидраш рассказывает, что прежде чем дать евреям Тору на горе Синай, Всевышний поинтересовался и у других народов, готовы ли они к принятию на себя бремени заповедей. По тем, или иным причинам все они, кроме евреев, решили, что это не для них. Евреи же согласились, и стали народом Завета! Но было бы логичным предположить, что среди множества душ народов мира были и желавшие принять на себя бремя Служения, но, из-за отказа большинства своих соплеменников, не удостоились Откровения. Может ли такое желание пройти не замеченным Творцом, без награды? Просто человек не родился евреем, однако теперь, достигнув сознательного возраста, прислушавшись к голосу своей души, он пожелал стать таковым. Разумеется, я имею в виду тех, кто проходит гиюр в соответствии с еврейским Законом, принимая на себя все права и обязанности, которые накладывает на него новый статус.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №7 > «Задушевные вопросы»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 09:39:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет