БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №7 > Страж дверей Израиля
В номере №7

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Страж дверей Израиля

Когда римские солдаты пришли арестовывать перешедшего в иудаизм племянника императора Тита Аквиллу (известного также как Онкелос), им было строго-настрого запрещено разговаривать с задержанным (предыдущую «группу захвата» Аквилла уговорил принять иудаизм). Аквилла не сопротивлялся и только при выходе из дома, взглянув на дверной косяк, рассмеялся. Заинтригованные конвоиры спросили Аквиллу, почему он смеется (их недоумение понятно: человеку «вышак» ломится, а он улыбается...). Аквилла сказал, что его смешат земные цари, которые прячутся внутри жилищ, выставляя у ворот стражу, в то время как у евреев все наоборот: внутри жилища находятся обычные люди, а Царь снаружи охраняет их. Солдаты попросили Аквиллу разъяснить свои слова и тогда он показал им на мезузу.

ИзменитьУбрать
(0)

Мезуза — это первое, с чем сталкивается любой посетитель любого еврейского дома. Если вы захотите узнать, жили ли в этом доме евреи — посмотрите на дверной косяк. От еврейских хозяев непременно останется след. Это будет след мезузы. А раз так, то, пожалуй, следует познакомиться с тем, что такое мезуза...

Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот (заповедей), данных Б-гом из любви к Израилю.

Буквально слово «мезуза» означает «дверной косяк». По сути же — это свиток пергамента (клаф). В тексте Торы дважды говорится о заповеди нанести слово Творца «на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот» («Дварим», 6-9; 11-20).

Пергамент — внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Правда, если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза — это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! На самом деле мезуза — это свиток пергамента. И только свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.

Итак, на пергаменте особым шрифтом (он называется СТаМ — аббревиатура слов Сейфер-Тора, Тфиллин, Мезуза) на двадцати двух строчках записаны первые две части (всего их три) молитвы «Шма». Текст этот целиком взят из Торы (Дварим, 6:4-9; 11:13-21). В этих отрывках декларируется наше признание Единства Творца и наша обязанность исполнять Его заповеди. Писать мезузы может только человек, освоивший эту специальность — сойфер. Профессия его названа так потому, что при записи священных текстов сойфер обязан строго контролировать количество знаков в тексте. Заметьте, даже не букв, а знаков... Контроль, естественно, сводится к подсчету этих знаков в тексте, а от глагола лиспор — считать — и произошло название этой профессии.

Вообще, к сойферу предъявляется целый ряд требований, смысл которых сводится к тому, что в праведности этого человека не должно быть сомнений. Мало того, что этот человек должен соблюдать субботу и кашрут, далеко не безразлично, о чем думал пишущий мезузу во время работы. Степенью доверия к сойферу порой объясняется стоимость мезузы. К некоторым сойферам, известным своей праведностью и добротой, выстраиваются очереди на написание тфиллин, мезуз и свитков Торы.

ИзменитьУбрать
(0)

Прежде чем начать писать мезузу, софер нарезает пергамент на квадраты размером от 5х5 см для маленьких мезуз до 15х15 см для довольно больших. Затем он чертит едва заметные линии поперек листа, чтобы писать ровно. При этом буквы пишутся под каждой линией, как бы свисая с нее.

Мезуза пишется последовательно по порядку. Это означает, что если писец написал слово неверно и обнаружил это только, когда написал следующие слова, он не может просто вернуться и исправить слово. Если он это сделает, исправленное слово окажется написанным после слов, которые должны следовать за ним. Поэтому он должен стереть все, что было написано до ошибки и написать это все заново. Если одно из слов, которые нужно стереть — это имя Б-га, мезузу нельзя исправить, потому что имя Б-га нельзя стереть. Мезуза с ошибкой, которую нельзя исправить — псула, то есть непригодна к употреблению и должна быть похоронена. Такие мезузы и тфиллин, а также старые потрепанные священные книги хоронят на еврейском кладбище.

Закончив написание мезузы, писец отдает ее другому квалифицированному писцу на проверку. Некоторые проверяют свои мезузы сами. На писце лежит большая ответственность. Мезуза должна быть правильной, поэтому обращение к другому сойферу — это мера предосторожности.

Из соображений сохранности мезуза чаще всего помещается в футляр. На внешней стороне футляра пишут букву «шин», или буквы «шин», «далет», «йуд». Буквы эти образуют одно из имен Б-га, отражающее атрибут Его Всемогущества. Есть комментарий, согласно которому буквы эти — аббревиатура слов «Шомер длатот Исраэль» — «Страж врат Израиля».

Перед тем как поместить мезузу в футляр ее скатывают рулоном справа налево, так что, когда его разворачивают, прежде всего появляются первые слова. На обратной стороне клафа пишется одно из имен Вс-вышнего, состоящее из букв «шин», «далет», «йуд». Если вы свернули мезузу правильно, то это имя Вс-вышнего будет обращено к вам. Размещают мезузу в футляре таким образом, чтобы это имя находилось у передней части футляра.

Мезуза вешается на косяках дверей всех комнат еврейского дома или места работы, кроме дверей в ванную и туалет — эти помещения не считаются подходящими для священного предмета.

Правильное положение мезузы — на правом косяке при входе в комнату. Она должна находиться на верхней трети косяка, но не выше, чем 10 см от верха. В идеале она должна быть слегка наклонена в направлении комнаты. Если косяк слишком узкий для этого, мезузу вешают вертикально. Ее не вешают на дверях шкафов, кроме очень большого шкафа-кладовой, который представляет собой маленькую комнату.

Мезузы — это священные предметы, и еврей обязан заботиться о них. Особенно важно следить за сохранностью текста. Каждые три года мезузы отдают на проверку раввину или сойферу. Иногда слегка испорченные мезузы могут быть заново прописаны свежими чернилами. Если же повреждение более серьезное, мезузу следует заменить.

Многие относятся к мезузе как к своеобразному амулету или оберегу, способному охранить своего владельца. Это не так. Мезуза — это заповедь. Прикрепляя мезузу к дверному косяку мы тем самым выполняем волю Вс-вышнего, а уж Он в благодарность берется охранять наши жилища.

Кстати, Вавилонский Талмуд говорит, что после объяснений Аквиллы и вторая группа солдат также перешла в иудаизм...

Рабейну Моше бен Маймон (Маймонид, Рамбам) пишет: «Сказали мудрецы: «Каждый, у кого есть тфилин на голове и на руке, цицит на одежде и мезуза при входе в дом, наверняка воздержится от греха», потому что у него есть многие вещи, напоминающие ему об этом, и они охраняют его от греха» (Рамбам, Законы о мезузе, 5).


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №7 > Страж дверей Израиля
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 02:19:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia