БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > «Здесь живи»?
В номере №78-79

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

«Здесь живи»?
Людмила КЛИГМАН

Родина Менахема Бегина и Лейзера Заменгофа, Януша Корчака (см. №70) и Юлиана Тувима, Вольфа Мессинга (см. №69) и Даниэля Либескинда (см. №62). Дарование привилегий и погромы, небескорыстная поддержка властей и жуткий антисемитизм, поддержанный католическим духовенством, обвинения во всех смертных грехах и расцвет талантов — все это многовековая история Польши и ее евреев.

Середина 14 столетия. Европу постигли две страшные эпидемии. От «черной смерти» — чумы погибла треть населения континента, около 25 миллионов человек.

Вторая эпидемия — психическая. Это юдофобия, «иудеобоязнь» слухи о том, что именно евреи распространяют чуму, отравляя колодцы, чтобы истребить христиан Европы. В большинстве городов Германии евреев резали, жгли, топили, деля добычу прямо над трупами... Уцелевшие поднялись с насиженных мест и пошли на восток, в Польшу, где тогда правил король Казимир Великий, заинтересованный в развитии экономики, в создании новых городов, и благосклонно относившийся к евреям-переселенцам.

Там они нашли приют и относительно спокойное убежище на несколько веков. Не случайно существует легенда, что название Полин (Польша) произошло от двух слов на иврите — «по лин» («здесь живи»), которые были в записке, упавшей с неба перед беженцами...

Выходцы из Германии не были первыми евреями на польских землях: их соплеменники (правда, немногочисленные) там уже жили несколько столетий. Еще в 9 веке туда наведывались раданиты (странствующие купцы) из Испании и Франции. А в конце 11 столетия в Польше поселились выходцы из Чехии, бежавшие от первого крестового похода. Среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. В Силезии в 12-13 вв. обосновались евреи-землевладельцы (некоторые семьи даже владели деревнями).

Вообще, первое упоминание о евреях в польском источнике относится к 1150 г.: граф Петр Власт купил землю у еврея в деревне Малый Тынец. В 1234 г. была зарегистрирована еврейская община Кракова, позже — во Львове, Сандомире, Познани. А в конце 15 — начале 16 ст. эмиграция евреев из немецких городов в Польшу, Литву и Беларусь стала массовой: переселялись целые общины, перевозя с собой не только «немецко-еврейский разговор» (идиш), традиции, уклад жизни, но и немалые капиталы. Так что «гуманность, веротерпимость и гостеприимность» польской королевской власти имели вполне прозаическую, меркантильную причину.

Именно 15 век стал поворотным в истории расселения евреев. Центром их культурной и экономической жизни стали Польша и Великое княжество Литовское. К тому времени там проживало более 20 тысяч евреев, в Польше было основано 45 новых общин, несмотря на многочисленные протесты католиче-
ской церкви.

Короли и служители церкви, шляхтичи и мещане брали ссуды у евреев. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные: банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.) ссужал деньги королям Казимиру III, Людовику Венгерскому, Ядвиге и Владиславу II Ягайло.
Однако это длилось недолго, как и другие периоды спокойной жизни для евреев. Великий князь литовский и король польский Александр Ягеллон, в начале своего правления даже расширивший привилегии евреев и передавший им откупы таможенных пошлин, вскоре оказался в больших денежных затруднениях из-за войны с Москвой и татарами. Все более увязая в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, Ягеллон в 1495 г. издал указ: «Жидову с земли вон выбити». Земельная собственность изгнанных переходила в великокняжескую казну, а сами они ушли — кто в Константинополь, кто в имения удельных литовских князей. Правда, позже король милостиво разрешил евреям вернуться, но с условием: чтобы они выкупили свое, отнятое раньше имущество у новых владельцев...

Восемь десятилетий правления Сигизмунда Старого, Сигизмунда-Августа и Стефана Батория стали самыми важными и интересными в истории евреев Польши и Великого княжества Литовского. Эти правители особыми декретами санкционировали создание и укрепление устоев еврейских общественных форм. При них возникли и функционировали кагалы (основные ячейки), округа (группы кагалов с центральным кагалом во главе) и Ваад (еврейский сейм, высший орган управления). Кагалы несли ответственность за исправное поступление податей, по сути, являлись посредниками между еврейством и властями.

Важнейшую роль в кагале играли старшины — рашим и тувим, управляющие делами общины. За ними следовали даяны (судьи) и габаи (старосты религиозных и воспитательных учреждений). Все тяжбы между евреями и преступления евреев против евреев рассматривались в еврейских судах, которые могли приговорить подсудимого к штрафу, телесному наказанию или тюремному заключению. Еврейские суды имели право выносить смертные приговоры, но такие случаи в Польше не известны. Преступления евреев против христиан и иски христиан к евреям рассматривал специальный судья, которого обычно назначал воевода с согласия евреев. В судебном процессе обязательно принимал участие представитель общины. Главой кагала был раввин. Кроме раввина и судей, все кагальные должности исполнялись бесплатно.

Ваад решал все серьезные проблемы: от особых правил скромности (чтобы не вызывать зависти у местного населения, были запрещены дорогие наряды и жемчуг на шляпах) до забот о девушках-бесприданницах (каждый большой город обязан был ежегодно выдавать замуж определенное количество таких девиц, давая по 25 золотых из общественного фонда)...

То было время и духовного расцвета. Если раньше еврейские юноши из Польши уезжали в Германию для продолжения своего образования, то в 16 в. стали из Германии приезжать учиться в польские иешивы. В конце 16 — начале 17 ст. в Польше жили выдающиеся представители раввинской учености — М. Яффе, Ие.ошуа Фальк, Яаков Поллак, Шалом Шахна, Шломо Лурия, Моше Исраэль Иссерлес и др. Открывались иешивы (р. Яакова Поллака, его ученика, р. Ш. Шахны, р. М. Иссерлеса и др.).

Сигизмунд Старый не делал различия между «подданным нашим» евреем и христианином. При его сыне и преемнике Сигизмунде-Августе евреи продолжали пользоваться опекой власти, что оказалось весьма кстати, когда в 60-х гг. 16 века против них было возбуждено обвинение в ритуальном убийстве христианских детей. Настоящей причиной ненависти местных мещан было предоставленное евреям-откупщикам исключительное право не только на продажу, но и на изготовление пива и меда.

Король защитил евреев от кровавого навета: так как «по своему закону иудеи должны вообще воздерживаться от всякой крови»; если подобное обвинение выдвигалось, его должны были подтвердить шестеро свидетелей: три христианина и три еврея. При Стефане Батории были приняты строгие меры наказания (вплоть до смертной казни) за подстрекательство к погромам и за преступное бездействие властей во время нападения на евреев (половина наложенного за это на магистрат штрафа шла в пользу еврейских общин, а половина — в пользу казны). В Польше было много врачей-евреев, лечивших знать и даже королей, что вызывало зависть их христианских коллег...

Но на смену этому «золотому веку» в конце 16 века — первой половине 17-го в Речи Посполитой развернулась антисемитская кампания, продолжавшаяся 60 лет: массовые выступления мещан против еврейских купцов и ремесленников, злобные литературные памфлеты об «отбирающих у христиан средства к жизни», деятельность ордена иезуитов, погромы, двенадцать ритуальных дел...

В то время в Польше широко распространилась пропаганда протестантизма, появились антикатолические секты. Кое-кто немедленно увидел в этом влияние иудаизма. Пожилая краковская мещанка Екатерина Залешовская, вдова крупного городского чиновника, отказавшаяся от христианства, в 1539 г. была сожжена на центральной площади Кракова по обвинению в «иудейской ереси». Одновременно с делом Залешовской разгорелся скандал, связанный с обвинением евреев в склонении христиан в иудаизм. Евреи были изгнаны из ряда городов, в том числе из Варшавы. В других местах им пришлось подписать договоры, по которым их торговые права были сильно урезаны. Во многих городах евреи могли селиться лишь в особых предместьях, становившихся типичными гетто.

В Украине, входившей в те времена в состав Речи Посполитой, евреи часто были арендаторами, выполнявшими поручение пана извлекать максимальный доход из крестьянского труда. Один из польских шляхтичей писал: «Мы обдирали крестьян только еврейскими когтями». Неудивительно, что крестьянин ненавидел арендатора-еврея не меньше пана-ляха. Общеизвестно, сколько горя принесли восставшие казаки во главе с Богданом Хмельницким, «огнем и мечом» уничтожавшие цветущие еврейские общины. Спаслись только евреи, которых захватили крымские татары, союзники Б. Хмельницкого, и продали в рабство в Турцию.
События этих лет нанесли польскому еврейству удар, от которого оно долго не могло оправиться. Источники называют разное число погибших, но, видимо, общие потери еврейского населения за эти годы составили около 100 тысяч человек. Если раньше поток еврейской эмиграции шел из Западной Европы в Польшу, то теперь евреи бежали в Германию, Нидерланды, Чехию.

ИзменитьУбрать
Костюмы польских
евреев 17-18 вв.
(0)

На левобережной Украине, отошедшей в 1667 г. к России, вообще не осталось евреев. Известные раввины, спасшиеся бегством в Западную Европу, вскоре стали преподавать там. Центр еврейской учености переместился на Запад.

Три раздела Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией тоже принесли евреям много горя. Усилилась антисемитская деятельность католической церкви. Постановления церковных соборов вводили ограничения для евреев: запрет оставлять свет в синагогах ночью, иметь кладбища вблизи городов, совершать похоронные обряды днем. Многочисленные кровавые наветы и ложные обвинения влекли за собой тяжелые приговоры. В 1728 г. были подвергнуты пыткам и мучительной казни братья Райцисы, бездоказательно обвиненные в попытке вернуть в иудаизм крещеного еврея.

Широкие круги польского общества верили кровавым наветам на евреев — несмотря на защиту Папы Римского. Так, писатель Е. Китович утверждал, что «еврейская маца невозможна без крови христиан». Одним из основных занятий польских евреев в конце 18 в. была торговля, но нажитое состояние редко удерживалось в одной семье на протяжении нескольких поколений. В отчете польского сейма отмечалось, что каждый двенадцатый еврей не имел определенных занятий, а каждый шестидесятый был нищим.

И все-таки 19 век был относительно стабильным временем для польских евреев. В 1815 г. в Царстве Польском проживало около 200 тыс. евреев, в 1831 г., по ревизским отчетам, — около 430 тыс. Их основными занятиями были шинкарство, арендаторство, торговля и ремесло. Евреи сыграли значительную роль в развитии промышленности и торговли Польши. Еврейская жизнь характеризовалось распадом кагала, который из религиозно-общественной организации превратился в учреждение, занимавшееся только сбором налогов, что лишило его всякого авторитета.

В общинах часто вспыхивали беспорядки, направленные против кагальных властей, и в 1822 г. правительство Царства Польского упразднило кагалы. Вместо них были образованы божничьи дозоры, сфера деятельности которых ограничивалась религией и социальной помощью. В последующие годы продолжался быстрый рост численности еврейского населения: в 1816 г. оно составляло 8,7% от всего населения Царства Польского, в 1865-м — 13,5%. В начавшемся в 1840-х гг. экономическом подъеме евреи сыграли значительную роль: появилась группа богатых финансистов, фабрикантов, железнодорожных магнатов. Но большинство евреев занималось в городах мелкой торговлей и ремеслами.

После подавления польского восстания 1863-64 гг. правительство Российской империи предоставило польским евреям — купцам первой гильдии право повсеместного жительства в России. В 1861 г. был принят закон о выборах в городские советы, согласно которому евреи могли избираться наравне с прочими гражданами. Евреи получили право владения земельной собственностью, повсеместного жительства в Польше без ограничений, право выступать свидетелями в суде наравне с христианами, был отменен запрет заниматься фармацевтикой...
И в начале 20 века, несмотря на рост эмиграции в США, евреев в Царстве Польском становилось все больше: 1 716 064 человека в 1908 году (около 15% всего населения). Евреи продолжали играть заметную роль в банковском деле, во внутренней и внешней торговле (в основном, хлебом и мясом), в промышленности. В Варшаве из 26 крупных частных банков евреям в то время принадлежало 18. Крупнейшими банкирами и предпринимателями Польши были И. Блиох, Л. Кроненберг.

ИзменитьУбрать
Хасид на улице польского
местечка. 1915.
Из книги М. Наора
«Еврейский народ в 20 веке.
История в фотографиях»
(0)

В то же время многие еврейские торговцы разорялись: их вытесняли поляки, началась активная кампания полонизации экономики. Польская пресса выдвинула лозунг «Покупайте только у христиан! Не покупайте у евреев!». Под покровительством польских земельных магнатов и католической церкви в Польше стало развиваться кооперативное движение, причем многие кооперативы создавались специально для вытеснения евреев из торговли сельхозпродуктами. В 1906 г. произошли погромы в Белостоке и Седльце. «Бейлисов» (так в Польше стали звать евреев) травили в прессе и на улицах, их дома поджигались.

Кампания под лозунгом «Не может быть двух наций над Вислой» продолжалась и после начала 1-й мировой войны, которая принесла евреям Польши новые бедствия. Русское командование под руководством начальника Генштаба, генерала Н. Янушкевича систематически распространяло клеветническую информацию о «еврейском шпионаже и измене». Сотни тысяч евреев были насильственно переселены из прифронтовой полосы.
После создания в ноябре 1918 г. независимого Польского государства во главе с Ю. Пилсудским поляки стали обвинять евреев в поддержке противника, в «антипольских» «пробольшевистских» и даже «проукраинских» настроениях. Жестоким антисемитизмом отличалась армия И. Галлера, созданная во Франции из польских эмигрантов. Наиболее кровавыми были погромы, устроенные польскими войсками в ноябре 1918 г. во Львове (70 убитых) и в апреле 1919 г. в Вильно (80 убитых).

От антисемитизма не спасал и выработанный на Парижской мирной конференции (1919) договор о правах национальных меньшинств. Правительство ограничивало прием евреев на работу в государственном секторе. В Варшавском университете в 1920-30 гг. было всего два еврея-профессора. Введение государственной монополии на железные дороги и на производство табачных изделий лишило работы многих еврейских рабочих и служащих. Именно тогда польские евреи устремились в Палестину. В 1929-39 гг. в рамках легальной иммиграционной квоты репатриировались 12 тыс. польских евреев (среди них Ш. Перес и И. Шамир).
Катастрофа унесла жизни большинства польских евреев: из 3,3 миллионов войну пережило около 380 тыс. человек; 70% из них — те, кто бежал в первые дни оккупации в другие страны, большей частью, на территорию Советского Союза. Десятки тысяч бежавших в СССР погибли в тюрьмах и ссылках.
Определенную роль в оказании помощи евреям Польши сыграла католическая церковь. В 37 монастырях, чаще женских, спасали еврейских детей, в семи — взрослых. Некоторые поляки из различных слоев общества и с различными политическими взглядами укрывали евреев и заплатили за это своей жизнью. 2 972 поляка признаны хасидей уммот .a-олам («праведниками народов мира»). Но в основном польское население охотно поддерживало нацистский пропагандистский лозунг о «жидокоммуне» и «еврейских комиссарах». Некоторые поляки устраивали настоящую охоту на каждого, кто казался им похожим на еврея, и не только выдавали, но и с готовностью убивали их. Антисемитизм поляков учитывался нацистами: именно поэтому большинство лагерей смерти они создали на территории Польши.

После Победы попытки выживших евреев получить довоенные квартиры или возвратить хотя бы часть своей собственности, как правило, вызывали злобную реакцию со стороны поляков, говоривших о «новом наводнении Польши евреями».

Антисемитизм в Польше не ослабел после Катастрофы. Евреев обвиняли в службе режиму, пришедшему к власти в Польше при поддержке Советского Союза. Преувеличивался процент евреев, служивших в органах безопасности, в МИДе, в правительстве. С ноября 1944 г. по декабрь 1945 г. в результате бандитских нападений погиб 351 еврей. 11 августа 1945 г. произошел еврейский погром в Кракове. Самым кровавым был погром в Кельце 4 июля 1946 г., поводом к которому послужил слух о ритуальном убийстве польского мальчика, найденного затем невредимым: во время него погибли 42 еврея*.
Погромы и убийства подтолкнули евреев к массовому выезду из Польши: к концу 1946 г. там осталось около 100 тыс. человек...

Сейчас в Польше не более 7-8 тысяч евреев, но антисемитам по-прежнему есть чем заняться. Например, обвинять бывшего президента А. Квасьневского в еврейском происхождении. Или делать хорошую мину при плохой игре: Польский епископат попросил прощения перед Б-гом за участие поляков в убийствах евреев, но требовал, чтобы евреи покаялись за роль, сыгранную ими в установлении коммунизма в Польше. Против антисемитизма активно выступает общественная организация — фонд «Больше никогда». В 1997 г. был принят закон, предписывающий реституцию еврейской общинной собственности.

—————

В 18 веке среди польско-украинских евреев возникло движение, оказавшее огромное влияние на религиозную жизнь евреев, — хасидизм. Его основателем был Исраэль Бен Элиэзер Баал-шем-Тов. В Польше жили и проповедовали его ученики — раввин Дов Бер из Межирича и раввин Яаков Иосеф бен Цви hа-Коhен Кац из Полонного, автор первой хасидской книги «Толдот Яаков Иосеф» (1780). В 18-19 вв. в Польше сложились династии цадиков — Гальберштам, Гур, Избица-Радзынь, Карлин, Яаков Ицхак Пшисуха и другие.

В 1921 г. нью-йоркская газета «Форвертс» поручила талантливому журналисту и фотографу Альтеру Кацызне сделать фоторепортажи о еврейской жизни Польши, его родины. Командировка стала путешествием длиной в 10 лет через всю Польшу. Кацызне побывал везде: от Варшавы и Люблина до отдаленных Гусятина и Острога. Его заинтересованный взгляд на деревенские площади, местечковые мастерские, синагоги дает нам исключительную возможность побывать в мире, которого уже нет. Больше 60 лет эти фотографии были никому не известны. Теперь работы забытого мастера возвращены миру в книге «Пойлн. Еврейская жизнь в старой стране». Благодушная и комичная «Пойлн» рассказывает о своем образе жизни, передает теплоту и дух общины.

ИзменитьУбрать
(0)

—————

УБИТЬ ЕВРЕЯ. КЕЛЕЦКАЯ ТРАГЕДИЯ

Влодзимеж Калицкий

Обвиняемый Мазур:

#Новаковский постучал в квартиру евреев, а когда спросили: «Кто?» — я ответил, что солдаты, и еврейка открыла. Я вошел с Новаковским, имея при себе автомат ППШ. Остальные стояли в передней, то есть Прушковский и Слива. Новаковский сказал евреям, чтобы они одевались. В квартире были еврей, еврейка, маленький ребенок и полька. Они оделись. На вопрос польки, что она здесь делает, она ответила, что она прислуга. Им было велено взять ребенка и все, что им нужно. Полька вышла с ними. Мы шли по улице Леонарда, где на углу за нами пошла толпа людей. Новаковский говорил, чтобы их шлепнуть или завести в какой-нибудь темный закоулок.

#Я не согласился и не захотел этого делать в казармах, потому что они хотели отвести их в казармы. Новаковский сказал, чтобы остановили машину. Я приказал шоферу. Они сели в кузов, а я сидел в кабине. Отъехали 8 километров за город. Пока ехали, еврей стучал в кабину, чтобы остановиться и поговорить. Но я ему велел обратиться к Новаковскому. Мы остановились за Цедыной около леса. Я вышел из кабины, а евреи продолжали сидеть в кузове. Мы кричали, чтоб они сошли. Еврейка слезла первая, а еврей держал ребенка на руках в машине. Еврейка хотела дать 150 тыс. золотых и уверяла, что больше в Кельце не вернется.

#Новаковский сказал, что если даст, то все равно, она и так нас выдаст. Она дала Новаковскому коробочку, в которой было три кольца: один перстень с гербом, два кольца с камушками, золотая булавка для галстука, 17 американских долларов и серьги. Новаковский это взял. Новаковский предлагал, чтобы их здесь застрелить. Шофер велел увезти подальше. Слива говорил, как сделать, что сделать, и на все соглашался. А Прушковский говорил, чтобы долго не стоять — или отпустить, или застрелить. Еврей в это время слез с машины. Еврей держал ребенка на руках. Мы спустились в ров, чтобы посоветоваться, и в это время евреи побежали. Новаковский сказал мне бежать за ними. Я выстрелил из ППШ и попал еврейке в голову с расстояния около 6 метров. Она упала, а мы побежали дальше. Новаковский хотел стрелять, но я ему не дал. Потом еврей бросил ребенка, а Новаковский сказал: «Шлепни его!» Я взял ППШ и застрелил его попаданием в область лба.

#Свидетель Мошкович: «Она и я с ребенком бросились бежать в противоположном направлении от сидящих. Неся ребенка в руках, я обогнал Фиш. Вдруг кто-то крикнул: “Стой! Стой!” Я оглянулся и увидел, как Фиш упала на землю. Я побежал дальше. В какой-то момент упал. Тогда бросил ребенка и пополз в хлеба, а с поля перебрался в лес, где свалился без сознания... Ребенку было около 6 недель. Во время происходящего он вообще не плакал».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > «Здесь живи»?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 12:36:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl